"Может, не всем нужны косинусы и синусы?"

Sep 04, 2016 17:27

40 лет назад "...на XXV съезде КПСС (1976) было сообщено, что одним из достижений девятой пятилетки является «завершение в основном перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи»...."

Интересно почитать, как (уже в 21м веке) оценивали этот переход ко всеобщему среднему (в СССР - 10-летнему; потом - ещё более длинному) образованию два человека: практик (директор школы) и теоретик (социолог).

Директор самой обычной средней школы (из статьи с говорящим заголовком "Почему дети не хотят учиться? Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить"):


http://www.mk.ru/social/2015/06/22/pochemu-deti-ne-khotyat-uchitsya.html
..................................
Сергей Валериевич Погодин, рассказавший про Руслана (имя вымышленное, конечно), - директор школы №4 города Нелидова Тверской области.

Нелидово - райцентр. Население - 20 тысяч. Уровень жизни - как везде: одни ездят в Египет отдыхать, другие голодают. На весь город четыре школы. Школа №4 - самая обычная, средняя. Но зато предлагает детям массу дополнительных занятий: баскетбол, авиамоделирование, шахматы, лыжи, биатлон, танцы, походы, турслеты, хор, театр - всего и не перечислишь.

Если ребенок хочет чего-то добиться в жизни, школа дает ему площадку для старта. И одни дети этим пользуются. А другие - такие, как Руслан или девочки из цыганских семей, которые замуж выходят в 14 лет (в школе порядка 5-8% таких детей), - даже не пытаются.

Выходит, дело не в школе?

«Одни дети занимаются биатлоном, танцами, поют и хорошо учатся, а другие просто не хотят ничего, - говорит Сергей Погодин. - Одни добиваются побед на российском уровне, а другие сбегают с уроков, курят и хулиганят. А начальники говорят: виноваты педагоги, не могут найти подход.

То, что надо что-то с посещаемостью делать и как-то влиять, - это несомненно. Только как? Ну выпишут штраф пять тысяч бабушке, которая воспитывает внука одна на пенсию восемь тысяч, и что? Начнет он ходить в школу? Вряд ли.

К тому же большая часть прогулов происходит под прикрытием родителей: то дети заняты, то им этот предмет не нужен, то проспали, то не захотели... Бороться с этим возможно только беседами, других способов нет. Но кто слушает все эти беседы. Беседуешь, беседуешь, и… руки опускаются.

А может, и не нужны некоторым синусы и косинусы? Дать ему диплом столяра: пусть идет и строгает после 9-го класса?»

Сергей Погодин считает: если ребенка в 12 лет, скажем, забрать у матери-алкоголички в военное училище, он станет человеком. А если он еще лет пять-шесть будет жить с ней и видеть все, чем она занимается, то он станет таким же.

«И девочек туда же, только уклон на медицину, ну или какое другое направление. И не нянькаться с ними. Вот у нас был до прошлого года детдом в городе, там тетки с ними нянькались, а они все наркоманили только».
......................

Социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования, Заслуженный деятель науки РСФСР Игорь Васильевич Бестужев-Лада - то есть человек, профессионально умеющий "обобщать" разрозненные сведения, поступающие от "практиков" (таких как директор школы выше):

https://www.proza.ru/2011/05/25/524

...................
В 1974 году вышел новый приказ о реформировании. Думали-думали чиновники Министерства образования и решили: одного в 9-й класс, троих - в ПТУ. Потом сообразили, к чему это приведет: в девятый пойдут дети секретарей, председателей, а в ПТУ все остальные - произойдет социальный взрыв.
Придумываем до сих пор. Ясно одно: нынешняя школа не соответствует действительности. Во-первых, не всем дано понять, что такое “x”, “y” и образ Евгения Онегина. Наукой доказано: могут это сделать только 20 процентов. Именно это количество способно к абстрактному мышлению. Остальная масса - прекрасные работники. Они и за рулем себя проявят, и за станком, но синус и косинус никак не осилят. А с них требуют большего школа, родители.
В результате школа становится вторым после неблагополучных семей социальным источником преступлений. Продуктом ее являются сотни тысяч озлобленных, деморализованных ребят.
.....................

ВЫВОД: и практик и теоретик согласны: "не всем нужны косинусы и синусы".
Не всем нужно то самое обязательное среднее образование.

1970-e, СССР, Россия

Previous post Next post
Up