Фельдман К.И. Гони природу в дверь, она влезет в окно. // Единство. Пг., 1917. №64, 14 (27) июня, с. 2.
Я не принадлежу к тем, кто считает всех дезорганизаторов нашей революции германскими агентами. Я понимаю негодование и гнев ленинцев, когда их обвиняют в корыстных побуждениях. Клевета никогда не была хорошим оружием политической борьбы, и в нашей истории было достаточно изуверства, чтобы представить себе возможность политического изуверства отнюдь не прибегая к пресловутому кличу «японских миллионов»...
Охотно верю и даже утверждаю, что наши пораженцы - честные изуверы. Но природа их деятельности такова, что она идет путями германского генерального штаба. (...)
Перед нами номер «Известий Совета Солдатских Депутатов XII-й армии». На второй странице номера напечатан длинный протокол допроса офицером генерального штаба Жаизн-Линьенком германского парламентера лейтенанта 182-го пехотного Саксонского полка 2-й Баварской дивизии
Рабенека...
Рабенек проник в русские окопы с директивой переговорить на фронте с влиятельными лицами и солдатскими депутатами или офицерскими для передачи выше.
Приведу некоторые из вопросов и ответов протокола.
1) Вопр. Кем вы присланы?
Отв. Я прислан по поручению 6-й германской армии. Поручение передано по телефону лейтенантом Шпис, состоящим при штабе 8-й армии. Поручение передавали от имени начальника штаба армии.
2) Вопр. С каким поручением?
Отв. Узнать, желает-ли русское правительство устроить встречу официальных парламентеров обеих воюющих держав германским и русским на фронте армий, для передачи русскому правительству через армию от имени германского правительства тех условий, на которых оно предлагает вступить в мирные переговоры с Россией; в случае отказа русского правительства от мирных переговоров, предложить перемирие.
4) Вопр. Будут-ли одновременно на английском, французском и других фронтах сделаны аналогичные представления?
Отв. Не будут.
11) Вопр. Как с самого начала германское командование отнеслось к проявлению братания между германскими и русскими войсками?
Отв. Братание началось по приказанию германского начальства.
13) Вопр. Были-ли призывы брататься, исходящие не от германского начальства, а от каких-либо демократических организаций Германии? Читали-ли вы когда-нибудь от таких призывах в печати?
Отв. Таких призывов я не встречал и не читал.
14) Вопр. Относилось-ли приказание о братании ко всему русскому фронту и к фронтам всех союзников?
Отв. Ко всем армиям русского фронта, а не к фронту русских союзников.
16) Вопр. Какую цель преследовало братание на русском фронте по личному вашему мнению?
Отв. Мое личное мнение - заключение сепаратного мира. Мнения правительства не знаю.
23) Вопр. Какую должность занимает в штабе армии тот лейтенант, который передавал вам по телефону приказание штаба армии отправиться к русским для переговоров?
Отв. Помощник начальника при разведывательном отряде.
32) Вопр. Как понимается в Германии заключение мира на основе самоопределения народов?
Отв. Заключение мира на основе самоопределения народов понимается большинством в Германии в том смысле, что это самоопределение касается только завоеванных Германией во врмя войны областей, первоначальные же границы Германии остаются неприкосновенными.
Этот документ не нуждается в пояснениях. Братанье, на которое наивный и утомленный русский солдат идет по зову ленинцев, с другой стороны окопов диктуется не демократическими организациями, а германским генеральным штабом в знак заключения сепаратного мира. А на случай неудачи большого предприятия, помощник начальника разведывательного отряда позаботится о другой наживе, и заплатит за нее своею жизнью русский солдат. Ленин делает работу немецкого генерального штаба. Лозунги Ленина сходятся с фактическими приемами Гинденбурга. Безспорно, Ленин честный человек.
Кажется это у африканских бушменов есть такое племя, которое из чувства гостеприимства съедает путешественников. Среди этого племени существует поверие, что белые поджаренные и съеденные ими при соблюдении известных религиозных обрядов, обретают загробное блаженство... Когда эти бушмены поджаривают путешественника, они повинуются не чувству корыстного голода, а искренно думают сделать его счастливым. Но вряд-ли от этого легче путешественнику, купающемуся на жаровне в страусовом жиру...
И вряд-ли России будет легче от сознания, что ее предают честные, а не корыстные люди.
P.S. Знатоки истории ПМВ могли бы при желании попытаться выяснить, не является ли сюжет, изложенный в цитируемой статье К.И. Фельдмана, пропагандной уткой.