Отрывок из
"Всеобщей истории" армянского средневекового хрониста
Вардана Великого (около 1198 года - 1271). Отрывок повествует о появлении ислама и первых годах арабского Халифата.
>>>>>Около этого времени двенадцать тысяч Евреев, собравшись в Эдессе, отложились от Ираклия, который пришел, осадил Урху, взял ее и отпустил Евреев безнаказанно идти куда хотят, не внимая брату своему, Феодору, желавшему истребить их. Оттуда они пошли через пустыню в Тачкастан (1) к сынам Израиля, как к сродникам, и пригласили их себе на помощь. Из последних одни согласились, другие - нет, потому что между ними существовали различные расколы, как некогда между Египтянами различные верования.
Тогда явился муж из среды сынов Исмаиля, по имени Махомед - купец по ремеслу. Он родился в городе Maдиaнe на расстоянии двух дней пути от Мекки, из рода, называемого Курешом (Курайшиты), от Абдаллы, который умер, оставив его сиротою. Он поступил к одному купцу и вскоре сделался в его доме первым. После смерти купца он завладел домом своего хозяина, женившись на его жене. И шел он с своими верблюдами в Египет, когда встретился ему какой-то отшельник, по имени Сергий (
Сергий Бахира)(2), последователь Apия и Керинфия. Через Ветxий Завет он дал Махомеду понятие о Боге, и познакомил его (также) с книгою о Детстве нашего Господа.
Монах Сергий Бахира и молодой пророк Мухаммед. Миниатюра из Джами ат-таварих, 1314 г. Тебриз.
По возвращении на родину Махомед стал проповедовать то, что слышал; но народ прогнал его и он отправился в пустыню Фарани.
Когда пришли двенадцать тысяч Евреев, он воспользовался случаем и стал проповедывать сынам Израильским Бога Авраамова; обещал им, что если они поклонятся ему, то наследуют землю, данную Богом Аврааму. И вняли они его голосу, и стали стекаться, начиная от Евилы до Сура, что насупротив Египта. Двенадцать тысяч Евреев по числу колен Израиля они разделили между двенадцатью родоначальниками, по тысячи на каждого; таким образом они сделались уделом двенадцати родоначальников, именами которых и стали называться: Наваюф, Кидар, Навдеил, Мавсан, Масма, Идума, Maссии, Ходдад, Феман, Иетур, Нафес, Кедма. И отправились они отдельными станами из пустыни Фарани в Роовоф Моавитский и перешли по ту сторону Иордана в жребий Рувина.
Тогда греческие войска находились в Аравии; они нанесли им поражение и Феодор, брат императора, едва спасся бегством. Князья же возвратились в Аравию и расселились по коленам. К ним стеклись все остатки сынов Израилевых и составилось огромное войско.
Послали сказать императору, чтобы он очистил землю, данную Богом Аврааму. Император отверг их предложение и, собрав семьдесят тысяч войска, под начальством верного евнуха отправил в Apaвию на Исмаиля: войско было истреблено и стан Махомеда наполнился богатой добычей. - Это случилось в 65 году нашего летосчисления.
Рождение пророка Мухаммеда. Миниатюра из Джами' ат-таварих, 1314 г. Тебриз.
Так как совет, данный Махомедом, удался, то народ стал просить у него закона. Место, где стояли храмы змиев, которым народ поклонялся, Махомед назвал Аль-Кауба, что означает “Дверь Божия”; город, в котором он жил, назвал “Домом Авраама”. Когда стало усиливаться христианство, то бывший в Дамаске кумир - Реман, который ничто иное как хромой Гефест - перенесли и бросили в пустыни. Татчики нашли его и перенесли в храмы змиев. Жрецы этих змиев не захотели ставить его там; вынесли оттуда и поставили на камни, на котором выдолбили место для одной ноги. Eфиoпcкиe купцы украли этот кумир, который был отлит из золота Исмаильтянами. Возгоралась жестокая война между двумя народами. Когда память о этом событии исчезла, Махомед стал уверять, что это - след ноги Авраама, (сохранившиеся с того времени), когда он приходил на свидание с сыном своим, Исмаилом.
Он приказал со всех сторон стекаться туда на поклонение и на одной ноге ходить около того камня, повторяя: “лбайк, лбайк,” на что, будто бы, кто-то отвечал: “ай, ай, авас авас” (3). Оттуда они проходят в долину, где бьют скотину; потом садятся на лошадь и скачут до холма Мекки. Во время этого скакания они спускают с себя одежду и не должны оглядываться. Проходя между двух скал, называемых ими Сабою и Мервою, семь раз в бeспoкoйстве идут от одной скалы к другой и бросают камни, говоря, что так делал и учил (делать) сам Махомед.
Бегание на одной ноге есть следствие “следа ноги” (Авраама); бить и резать скотину в долине, говорят (доказывает то), что Махомед принес жертву всем духам, дабы они показали ему видение; и когда показались духи, он пустился бежать.
Хождение между двумя скалами и бросание каменьев (намекает на то), что прежде поклонения кумирам, они поклонялись камням, и что когда Махомед совершал по обыкновению молитву - напала на него бешеная собака, в которую он стал бросать каменья. - Он приказал своим делать тоже.
Пророк Мухаммед и ангел Джабраил. Миниатюра из Джами' ат-таварих, 1314 г. Тебриз.
Они не убивают ни гад, ни змиев, потому что прежде они были предметами их поклонения.
Избиение собак, говорят, означает то, что когда Махомед умер - так как не хотели хоронить его, в той надежде, что он после трех дней воскреснет, подобно Господу нашему - собаки обгрызли все лице у него. Когда узнали об этом, стали бить собак. Приказано делать это каждый год в один и тот же месяц.
Он учил: “Бог - един, и нет другого равного Ему, а Махомед - раб Его”.
То, что говорят на основании слов какого-то Еврея, будто пророки вещали как для Христа, так и для Махомеда - относится к тому, что Иcaия видел двоих сидящих на осле и на верблюде.
Махомед приказал семь раз совершать молитву с омовением. - Вместо труб, бывших в употреблении у Израильтян, он приказал призывать к молитве с высоты, основываясь на словах: “восходи на гору Сионскую, ты - благовеститель”. - Призывающего называют мудин, т. е. законоположитель. Приложение пальца к уху (выражает то), что волей или неволей все должны слышать ухом.
Махомед назвал Христа Словом Божиим и Духом.
Говорят, что он совершал чудеса: сводил с неба луну, рассекал ее на четыре части, снова соединял и отпускал на небо.
Когда (Исмаилетяне) усилились, жители Иерусалима, опасаясь их, Крест Господний и всю церковную утварь на корабли отнесли в Константинополь; сами же покорились Исмаилю, ибо император не мог собрать против них войска. Исмаильтяне разделились на три части, (из которых одна отправилась) в Египет, другая в Грецию, третья в Армению: они везде являлись победителями. Часть, которая шла на Армению, прошла через Accиpию и, дошедши до Девина (Двина), взяла его и истребила бесчисленное множество народу.
Битва при Бадре. Миниатюра из Джами' ат-таварих, 1314 г. Тебриз.
Битва при Бадре.
Примечания
Н. Эмина по изданию: Всеобщая история Вардана Великого. М. 1861
(1) Пошли они... в Тачткастан. - Татчкастан, земля Татчиков: - так называется у армянских писателей Аравия, жители же ее Татчик'ами. - Вообще под наименованием Татчик, ***, они разумеют все мусульманские народы.
Также - Таджикистан, Татчкатстан.
(2) По имени Ceprий, последователь Apия u Kepuнфия. - Kepuнфий гностик по учению, Еврей по происхождению, жил в I веке. Он был основателем ереси, отвергавшей божественность Иисуса Христа. Говорят, что св. Иоанн написал свое Евангелие в опровержение учения Керинфия.
(3) Легенда говорит, что когда построение храма Кабы доведено было до конца, Авраам и Исмаил посвятили его Богу. Ангел Гавриил пришел учить их различным молитвам и обрядам относительно пилигримства. Он учил, что, готовясь к этому путешествию, они должны умерщвлять плоть свою, останавливаться в Арафате и Музделифе, должны бросать камешки и совершать жертвоприношения в долине Мины. - Затем Авраам по повелению Божию взошел на гору Абу-Кубаис и громогласно произнес призыв, обращенный ко всем людям живущим и грядущим: “Народы, спишите в дом вашего Бога”. Голос патриарха был услышан всеми творениями; и миллионы душ, предназначенных к благодати совершать путешествие, ответили: “Леббейк аллахумма”, т. е. “Мы готовы, Господи”!
Наконец Авраам позвал Исмаила я сказал ему: “Я кончил свое дело! я отправляюсь, и поручаю тебе всю эту страну и этот храм, которого хранителем тебя назначает Бог”.