117 лет без самостийных Гавайев

Jul 07, 2015 23:46

Оригинал взят у dfs_76 в 117 лет без самостийных Гавайев

117 лет назад, 7 июля 1898 года тогдашний президент США подписал совместную резолюцию палат Конгресса США, известную, как резолюция Ньюлэндса, следующего содержания:
"Принимая во внимание, что, правительство Республики Гавайев, в надлежащей форме и в порядке, установленном их конституцией, выразило согласие уступить Соединенным Штатам Америки абсолютно и без исключений  все права суверенитета любого вида над Гавайскими островами и их зависимыми территориями, и также уступить и передать Соединенным Штатам казну и собственность государства, правительства, или земель Короны, общественные здания или строения, порты, гавани, военную технику и всю иную общественную собственность любого вида и образца, принадлежащую правительству Гавайских островов, вместе с каждым правом и принадлежностью, к тому принадлежащей: Поэтому,
Постановлено Сенатом и Палатой представителей Соединенных Штатов Америки в Конгрессе собравщимися, и указанной сессией провозглашено, что уступка принята, ратифицирована и подтверждена, и что упомянутые Гавайские острова и их владения есть и будут аннексированы как часть территории Соединенных Штатов и обращаются в их суверенное владение, и что все и исключительными правами и полномочиями, выше упомянутыми, наделяются Соединенные Штаты Америки...".

Тихоокеанские Гавайские (Сэндвичевы, как их назвал Джеймс Кук в честь одного тогдашнего британского вельможи графа Джона Сэндвича, сэндвич, который бутерброд, как считается, назвали в честь него же) были собраны в единое Гавайское королевство в первые десятилетия XIX века королем Камехамеха I Великим. Он и его потомки пытались создать на островах государство и общество европейского типа, в чем в значительной степени преуспели. Например русский мореплаватель О. Е. Коцебу, посетивший в 1816 году в ходе возглавляемой им кругосветной экспедиции Гавайи, отмечал: "Мода (западная) до такой степени здесь владычествует, что даже низшего состояния люди почитают необходимостью носить что-либо из европейской одежды..." (кстати, с этой экспедицией связана авантюра по обращению части Гавайских островов в русское подданство, естественно безрезультатная). А ведущие колониальные державы - Великобритания и Франция - 28 ноября 1843 года издали декларацию следующего содержания: "Ее Величество Королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии и Его Величество король Французский, принимая во внимание наличие в Сандвичевых (Гавайских) островах  правительства, способного обеспечить регулярность ее отношений с зарубежными государствами, приняли совместное решение рассматривать Сандвичевы острова как независимое государство, и никогда не пытаться завладеть, ни прямо, ни в качестве протектората, ни в любой другой форме любой частью территории, из которой они состоят".


Но наибольший интерес к Гавайскому королевству проявляли американцы. Американские производители сахара (чрезвычайно дорогого по тем временам товара) нашли Гавайские острова чрезвычайно подходящими для культивации сахарного тростника, в результате чего с середины XIX века на островах стало быстро развиваться плантационное хозяйство. Одним из важных факторов развития сахарного производства на островах стал американо-гавайский договор 1875 года, предоставлявший гавайцам право беспошлинного сбыта своего сахара в США в обмен на аренду ряда пунктов на острове, в частности, знаменитой бухты в дальнейшем Перл-Харбор. С одной стороны экспорт производимого на них сахара приносил немалые доходы гавайским королям, которые во 2-й половине XIX века уже подумывали о собственной колониальной экспансии на соседние тихоокеанские острова и создании «Великой Полинезийской империи».  С другой стороны всё больший вес и могущество приобретали на островах так сказать прямые производители - американские плантаторы и другие переселенцы из США. С некоторых пор выходцы из США становились министрами гавайских королей, губернаторами их владений, роднились с местной знатью. А те переселенцы, которые так не преуспели, всё чаще подумывали о присоединении островов к США.

В начале июля 1887 года группа вооруженных добровольцев, т.н. стрелков Гонолулу, связанных с созданной переселенцами Гавайской лигой, потребовала от короля Калакауа реформ в требуемом их вождям духе - ограничения королевской власти и расширения прав переселенцев. Король пытался обратиться за помощью к другим державам, но тщетно - уже 6 июля он был вынужден сдаться и подписать предложенный ему проект новой конституции (из-за обстоятельств ее принятия ставшей в дальнейшем известной, как Конституция штыков). Согласно этому документу полномочия короля сильно урезались в пользу законодательного собрания. При этом во-первых право голоса получили американские переселенцы, не являвшиеся натурализованными подданными королевства, во-вторых право избирать или быть избранным в верхнюю палату собрания получили лица, имеющие годовой доход не менее 600 американских долларов или владеющие собственностью на сумму не менее 3000 тех же «убитых енотов». Поскольку большинство коренных жителей Гавайев этим параметрам не отвечало, большинство их выпала из числа избирателей, и власть оказалась в руках плантаторов и их агентов.

Через 4 года, в 1891 году Калакауа умер. На престол взошла его сестра Лидия Доминис (она была замужем за королевским сановником американского происхождения Джоном Доминисом), известная с этого времени, как королева Лилиуокалани. Образованная и талантливая (к тому времени она стала известной поэтессой), энергичная и волевая,  она повела политику, направленную на пересмотр «Конституции штыков» и ограничение власти переселенцев на островах. Она рассчитывала, что ей это удастся, если она добъётся предоставления права голоса коренным гавайцам, а также живущим на островах выходцам из Азии (поскольку рабство в США к тому времени было давно отменено, основной рабочей силой на сахарных плантациях были законтрактованные рабочие из бедных стран Азии,  в основном из Китая, каковых к тому времени на островах скопилось огромное количество). Также она рассчитывала, что отмена правительством США в 1890 году налоговых привилегий для сахарных импортеров ослабит экономические позиции плантаторов. Но и то, и другое только подстегнуло стремление последних побыстрее присоединить острова к США.


(Лилиуокалани, немолодая поэтесса-песенница и начинающая королева)
14 января 1893 года королева распустила законодательное собрание и объявила о подготовке новой конституции.  Против этого выступил созданный переселенцами Комитет безопасности, который возглавил один из авторов конституции 1887 года Лоррин Тёрстон. Заговорщики были связаны с послом США на Гавайях Джоном Стивенсом.  Они попытались с помощью всё тех же «стрелков Гонолулу» захватить королевский дворец. Однако, 16 января 1893 года на защиту королевы встал отряд гавайской гвардии из 500 человек. Началось противостояние гвардейцев и стрелков, занявших дворец правительства. В это время Стивенс объявил об опасности для жизни и собственности граждан США на Гавайях и запросил поддержки у командира крейсировавшего неподалёку эсминца «Бостон». 162 моряка и морских пехотинца с этого судна под белыми флагами, но с полным вооружением, высадились в Гонолулу. Они не вступили в боестолкновение с верными королеве войсками, но их присутствия оказалось достаточно, чтобы она «в целях избежания вооруженного столкновения и возможных человеческих жертв» приказала своим сторонникам сдаться. «Стрелки Гонолулу» вошли в королевский дворец, королевская гвардия была разоружена, Комитет безопасности объявил о создании временного правительства. Уже 17 января всё тот же Стивенс поднял над дворцом американский флаг.


Посол США Дж. Стивенс и вождь "Комитета безопасности" Лоррин Тёрстон

Однако, он явно торопил события: правительство США, как оказалось, вовсе не жаждало немедленно включить Гавайи в состав Соединенных Штатов. Посла Стивенса погнали с должности, обвинив во вмешательстве в дела суверенного государства, на тему участия матросов "Бостона" в перевороте произвели расследование (которое, однако, подтвердило их правоту - защищали граждан США и ни во что не вмешивались), а следующий посол США на Гавайях уговаривал новые власти вернуть содержавшуюся под стражей королеву Лилиуокалани к власти. Те, однако, на это не пошли и 4 июля 1894 года (сообразно штатовскому Дню независимости) провозгласили Гавайскую республику.

Дальше последовали четыре года разборок между ними и правительством США с кучей вопросов и расследований, итогом которых стала вышепроцитированная резолюция. Гавайи стали "организоанной инкорпорированной территорией" США, а через 60 лет, в в 1959 году - их 50-м штатом.

image Click to view


З.Ы. В завершении - популярная песня, написанная свергнутой в ходе тех событий королевой Лилиуокалани (у неё всё сложилось благополучно - не прибили и не расстреляли, посидела пару лет под домашним арестом, а потом провела остаток жизни в том же доме, ныне являющемся музеем).

19 век, США, Документ

Previous post Next post
Up