Русское Зарубежье: попытка объединиться
8 ноября 1922 года А.П. Кутепов был назначен помощником Главнокомандующего Русской армией. Каждый день утром он уходил в город к военному агенту в свой служебный кабинет, но почетная должность, которую занимал Александр Павлович, его совершенно не удовлетворяла. Он тяготился бездействием.
В марте 1923 года генерал Кутепов решил поехать к Великому Князю Николаю Николаевичу. Александр Павлович был принят им два раза: 9 марта и 28 марта. «В первый раз, - рассказывал А. П. Кутепов, - великий князь не хотел и разговаривать о каком-либо своем возглавлении, но во второй мой приезд у меня был с ним продолжительный разговор. Я прямо указал великому князю, что его долг перед Россией перейти к активной деятельности. Я даже разгорячился...»
В мае того же года великий князь Николай Николаевич переехал с Юга Франции в свое имение Шуаньи под Парижем. Началось сосредоточение вокруг него русских национальных сил.
Вначале 1924 года, еще до того времени, когда великий князь открыто принял на себя общее руководство национальным движением, он вызвал к себе генерала Кутепова и предложил ему взять на себя «работу специального назначения по связи с Россией». Согласие Кутепова можно считать днем рождения боевой организации. Кутепов согласился с этим предложением и сразу доложил Врангелю о своем решении переехать в Париж. 21-го марта 1924 года генерал Врангель отдал распоряжение, скрепленное генералом Абрамовым, по которому генерал от инфантерии Кутепов освобождался от должности помощника Главнокомандующего. Сердечные проводы устроил генералу Кутепову весь русский Белград. При прощании А. П. сказал офицерам: «Если в Париже я останусь совсем одинок, все равно я не сойду со своего пути...»
Весной 1925 года академическая безмятежность Струве была нарушена получением двух приглашений.Второе из них пришло 30 апреля из Парижа по телеграфу. Струве просили возглавить новую русскую газету патриотического направления. Проект являлся составной частью плана Великого князя Николая Николаевича и Кутепова. «Моё согласие взять на себя редакторство «Возрождения» в своё время было не просто единоличным решением с моей стороны, а результатом настоящего политического уговора между мною и А.П.Кутеповым и Г.Н.Трубецким, как лицами, пользовавшимися особым доверием великого князя Николая Николаевича», - отмечал сам Струве (Трубецкой являлся личным секретарём великого князя). Струве убедил последнего обнародовать манифест, излагающий цели возглавляемого им движения. Данный документ, опубликованный 1 июня 1925 года, отвергал монархические идеалы: «Мы не собираемся восстанавливать царскую власть; наша цель в том, чтобы исцелить раны России и привести её к миру».
В статье «Наши задачи», посвященной годовщине начала издания газеты, к 3 июня, Струве писал: «Мы сознательно и убежденно приемлем и выдвигаем личный авторитет великого князя. Авторитет чистый и бескорыстный, овеянный и исторической традицией, и духом жертвенности. Авторитет не господства, а служения».
В ходе полемики Струве объявил, что его печатный орган будет придерживаться «принципа непредрешенчества». Суть этой позиции можно определить так: невозможно предрешить (определить) будущий государственный строй в России, прежде чем она будет освобождена от большевиков. Струве писал о том, что России нужно возрождение, а не реставрация. И отвечая всем тем, кто обвинял «Возрождение» в непредрешенчестве и отсутствии начертанной программы, Струве заявил: «Ну, а в самом деле, разве нам недостает “программы” и разве томящаяся под коммунистическим игом Россия только и ждет от нас таковой <...> От нас ждут только одного: силы и действий». Газета осуждала любые революции и утверждала важность принципов преемственности, исторической памяти. При этом руководство издания не разделяло взглядов правой, монархической прессы и отрицало любую возможность в будущем полной реставрации абсолютной монархии. Своей идейно-политической концепцией «Возрождение» называло либеральный консерватизм, который П.Б. Струве определял как неразрывное сочетание охранительных начал, уважения к традиции и идеям свободы и прогресса.
В дореволюционной России же - как писали публицисты «Возрождения» - консерваторы в своем «охранительстве» шли так далеко, что приносили ему в жертву начала личной свободы, а либерализм, считавший консерватизм злейшим врагом, всегда был в тесной связи с социалистическим радикализмом, и это сыграло роковую роль в истории России. «В стране, в такой мере отравленной социализмом, как Россия, отстаивать либерализм нужно именно в сочетании с консерватизмом», - утверждал Струве. Эти идеи полностью разделял И.А. Ильин, отмечавший в статье «Кто мы?», что «здоровая, мудрая, спасительная политика всегда консервативна, ибо она охраняет, оберегает, поддерживает все историческое наследие страны. Политика всегда прогрессивна, ибо она совершенствует, видоизменяет, приспособляет и обновляет историческое наследие страны именно ради его поддержания и ограждения».
«Возрождение» остро полемизировало с милюковскими «Последними новостями» и «Днями» А.Ф. Керенского, отвергая любую возможность компромисса с большевиками. П.Б. Струве считал, что «политическая эволюция советской власти полицейски невозможна», уступки, которые они порой допускают, преследуют цель самосохранения большевизма. Эта газета оказалось изданием, которое заявило о необходимости объединения русской эмиграции вне зависимости от партийной принадлежности. Попыткой воплощения этого намерения стал Зарубежный съезд в 1926 г., пропагандируемый редактором Струве и выступившим в качестве председателя съезда.
«Возрождение» стало рупором наиболее непримиримых и активных борцов с большевизмом среди русских эмигрантов. Оно фактически возглавило пропагандистскую кампанию против Советской власти из-за рубежа.