Вольный город Мемель/Клайпеда. Заключение

Oct 28, 2014 15:40

Originally posted by pogo_on_air at Вольный город Мемель/Клайпеда. Заключение


Литовские военнослужащие спиливают шлагбаум на границе с Польшей. 1939.

ЧАСТЬ 3. Заключение. Конец истории?
Начало. ЧАСТЬ 1.
Продолжение. ЧАСТЬ 2.

УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ
А что же Литва? Жизнь полосатая и, потеряв порт, всего через полгода Литва внезапно обрела столицу. 18 сентября 1939 года, после крушения Польши, Вильно и окрестности заняла Красная Армия. По Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года часть Виленского края и Вильно были переданы Литовской Республике (не путать с Советской Литвой - ЛССР, которой еще и в помине не было). Вильнюс был объявлен столицей Литвы. 27 октября 1939 года в Вильно вошли части литовской армии, а 28 октября церемония встречи литовских войск была проведена официально.
Не было ли там совместного парада вооруженных сил демократической Литвы и сталинских оккупантов? Я бы взглянул на фото.




Советские войска входят в Вильно после крушения Польши. 1939.



Литовская бронетехника в Вильно. 1939



Литовские войска вступают в Вильно. 1939.

КАК ТОВАРИЩ СТАЛИН УДАЧНО КУПИЛ ЛИТОВЦАМ ВИЛЬНЮС

Москва, 10 января 1941 года
СЕКРЕТНЫЙ ПРОТОКОЛ

По уполномочию Правительства Союза ССР Председатель СНК СССР В.М. Молотов, с одной стороны, и по уполномочию Правительства Германии Германский Посол граф фон дер Шуленбург, с другой стороны, согласились о нижеследующем:

1. Правительство Германии отказывается от своих притязаний на часть территории Литвы, указанную в Секретном Дополнительном Протоколе от 28 сентября 1939 года и обозначенную на приложенной к этому Протоколу карте;

2. Правительство Союза ССР соглашается компенсировать Правительству Германии за территорию, указанную в пункте 1 настоящего Протокола, уплатой Германии суммы 7 500 000 золотых долларов, равной 31 миллиону 500 тысяч германских марок.

Выплата суммы в 31,5 миллионов германских марок будет произведена нижеследующим образом: одна восьмая, а именно: 3 937 500 германских марок, поставками цветных металлов в течение трех месяцев со дня подписания настоящего Протокола, а остальные семь восьмых, а имен но 27 562 500 германских марок, золотом, путем вычета из германских платежей золота, которое германская сторона имеет произвести до 11 февраля 1941 года на основании обмена писем, состоявшегося между Народным Комиссарам Внешней Торговли Союза ССР Микояном и Председателем Германской Экономической делегации Шнурре в связи с подписанием «Соглашения от 10 января 1941 года о взаимных товарных поставках на второй договорной период Хозяйственному Соглашению от 11 февраля 1940 года между Союзом ССР и Германией».

3. Настоящий Протокол составлен в двух оригиналах на русском и в двух оригиналах на немецком языках и вступает в силу немедленно по его подписании.



К чему тут упоминаются эти жалкие тоталитарные миллионы?
Начинается самое интересное. Переходим от прошлого к настоящему и будущему.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ СВЯЩЕННО?
Вильнюс, как и Мемель, в конечном итоге стали литовскими (в составе Литовской ССР, как части СССР) после окончания ВМВ. В соответствии с Потсдамским мирным договором Восточную Пруссию, принадлежавшую побеждённой Германии, поделили СССР и... Польша. (Ох уж этот товарищ Сталин. За что сражались советские люди? Взял и отдал. Нынче бы в интернетах ему бы рассказали как надо Родину любить.)
Теперь следите за руками. Центральная часть Восточной Пруссии становится Калининградской областью РСФСР, но Мемель (Клайпеда) с прилегающим районом, а также северо-восточная часть Куршской косы переходят в административное управление Литовской ССР. Передача этой территории литовским советским властям осуществилась по приказу советского фронтового командования и никак юридически не подкреплена, в том числе даже нормативными актами органов государственной власти СССР.
Права СССР - а после 1991 года его правопреемника РФ - на Кенигсберг и Клайпеду были подтверждены в ряде международных документов (договоров), в частности, в Заключительном акте по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12.04.1990 года. В какой руке шарик?



Дальше. В 1991 г. в Беловежской пуще СССР почил в бозе. Через некоторое время появился "Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе" от 24 октября 1997 года, подписанному Б. Ельциным во время визита в Москву тогдашнего президента Литвы А. Бразаускаса (ратифицирован в мае 2003 года парламентом РФ, вступил в силу в июне того же года).
Со своей стороны Литва ранее в одностороннем порядке приняла ряд официальных актов об "аннулировании" некоторых международных договоров, в частности, договора о вхождении Литвы в состав СССР 1940 года, что автоматически приводило к тому, что значительные части нынешней территории Литвы, полученной ею от Советского Союза или во время нахождения в составе СССР, как бы "повисли в воздухе", лишившись своей правовой базы. Выходило, что, например, купленный за деньги у немцев Вильнюс и оплаченный кровью советских солдат Мемель/Клайпеду с окрестными землями надо было возвращать или, как минимум, добиваться серьёзного правового обсуждения их статуса.
Но после длительной ратификации и вступления в силу Договора 1997/2003 года спорные территории оказались юридически закреплёнными международным договором за Литвой. Договор, увязанный с введением упрощённой системы российского гражданского транзита в Калининградскую область и невступлением Литвы в НАТО. Оба этих условия Литвой нарушены.



Выйдем на клайпедский берег, наберем по-больше морского воздуха в легкие и крикнем: Так останется Мемель литовским во веки веков?!
Доносится с разных сторон: Taip! Nie! Нет! Nein!



СУДЬБА ВОЛЬНОГО ГОРОДА. ЖИЛИ НЕСЧАСТЛИВО, ДА И НЕДОЛГО



В 1945 году город был сильно разрушен, погибло 60 % его зданий, среди которых было немало архитектурных ценностей

В заключении, хотелось бы коснуться идеи "вольного города", как альтернативы жизни в большом государстве. Пример Мемеля/Клайпеды и аналогичных по статусу европейских городов показывает, что в бушующем море столкновений геополитических интересов создать тихую гавань получается, но ненадолго. Рано или поздно жители "вольного города" прочувствуют на себе, что такое оказаться между молотом и наковальней. И пережить такие коллизии самому городу и его жителям "нетитульной" национальности будет крайне трудно.


Previous post Next post
Up