Оригинал взят у
japaneseprints в
Мотибойцы всея Японии
Утагава Ёситора. Четвертый месяц 1849 года.
Эта забавная гравюра основана на известной поговорке периода Эдо: «Ода истолок рис, Хасиба (то есть Хидэёси) замесил тесто, а державу в виде моти (рисового колобка) съел один Иэясу». Так вот лаконично, в одном предложении, изложена история объединения Японии.
На картинке Ода Нобунага отбивает рис вместе с Акэти Мицухидэ, и замахивается на него специальной колотушкой для моти, явно преследуя свои коварные цели (причины которых нам вполне известны) … Хидэёси с лицом обезьяны (под стать своему прозвищу - Сарукитиро) месит тесто и только Иэясу с большим аппетитом праздно лопает результат трудов своих предшественников.
Автор этой гравюры (имеющей пространно-«героическое» название «Шуточное представление, разыгранное воинами. Власть, испеченная подобно колобкам моти») - Утагава Ёситора, один из первых учеников Куниёси, больше известный нам по своим гравюрам жанра йокогама-э.
Тогдашняя власть юмора Ёситоры не оценила, запретила издателю публикацию данной гравюры и приговорила художника-крамольника к «стандартному» наказанию - пятидесятидневному домашнему заключению в наручниках. Некоторые считают, что именно этот инцидент послужил поводом к изгнанию художника из школы Куниёси (которому пришлось сменить имя на Итимосай Ёситора).
По другой версии, могли его выгнать из школы и за буйный характер - Ёситора постоянно устраивал драки с другими учениками. Любопытным тому свидетельством служит иллюстрация из книги «Кёсай Гадан» («Беседы о живописи»), авторства Каванабе Кёсай, в своё время также бывшего учеником Куниёси.
Сам Мастер сидит в окружении учеников и своих любимых кошек, а слева тем временем Ёситора (сверху) дерется с Ёсикадзу (лежит на полу). Такая вот дружеская дискуссия будущих лидеров жанра «картинок заморской жизни» ))
Наказание, которому властями был подвергнут Ёситора, существенно не отразилось на его карьере. В 1860-х годах он стал активно работать в модном тогда направлении йокогама-э (в 1868 году его имя стояло на втором месте в «рейтинге мастеров нисики-э», после Садахидэ) и печатался вплоть до 1882 года (попутно работая газетным репортером), после чего упоминания о нём пропадают.
PS: Написать об этой гравюре хотел уже давно, однако сподобился только после того, когда обнаружил её описание в замечательной книге Е.Ю.Варшавской «Предания о доблестных самураях, или Повесть о великом умиротворении» (
вот она в ЖЖ издательства). Книжка очень хорошая и крайне познавательная (одно предисловие на 50 страниц чего стоит). Интересующимся муся-э и Куниёси проходить мимо неё точно не рекомендуется.