Оригинал взят у
crimeahistor в
Севастополь в начале войны22 июня...Одна из самых трагических дат не только в отечественной, но и мировой истории.
«Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война».
Хотя война началась почти на час раньше и не в Киеве. 3 часа 12 минут… Именно это время стало трагическим для многих севастопольцев, именно с него и начался отчет Великой Отечественной войны. На город полетели первые бомбы, в акваторию бухты были сброшены мины. Бомба, упавшая на ул. Подгорную, принесла первые жертвы.
В 03.15 командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский позвонил начальнику Генерального штаба РККА того времени генералу армии Г.К.Жукова. Этот телефонный разговор впоследствии Жуков опишет в своих знаменитых воспоминаниях:
- Система ВНОС флота докладывает о подходе со стороны моря большого количества неизвестных самолетов; флот находится в полной боевой готовности. Прошу указаний. - отчитался Октябрьский
- Ваше решение? - поинтересовался я.
- Решение одно: встретить самолеты огнем противовоздушной обороны флота, - ответил адмирал.
Интересно, что после войны Октябрьский рассказывал другую версию и даже сетовал на то, что «в Москве не верили, что Севастополь бомбят», но отдал приказ открыть ответный артиллерийский огонь.
Последствия первых бомбардировок города
Мирные жители города не сразу догадались, что началась война. Ведь в Севастополе готовились к ней и часто проводились учения по гражданской обороне. «Светомаскировка постоянно, на окна приклеивали косые линии, очень часто учебные тревоги были. Не было дома, чтобы свет был, раз маскировка, то в городе ни грамма света нет.
Если не сделаешь, свет покажется, сразу штрафовали, а то и арестовать могли, строго было. И как раз перед войной сказали, что будет учение, по характеру максимально приближенное к военному времени». - так о первых часах войны вспоминала местная жительница Хатидже Ислямова. О начале войны уже узнали к 9 часам утра.
Черноморский флот был приведен в боевую готовность. Уже к полудню авиация и ПВО флота, а также зенитные батареи кораблей уже отражали первый воздушный налет люфтваффе. Самолеты противника сбрасывали не только бомбы, но и мины, которые должны были воспрепятствовать действиям флота на море. Как с ними бороться? Для командующего флотом адмирала Октябрьского это стало первоочередной задачей, к решению которой привлекались не только офицеры флота, инженерной службы, но ученые-физики, такие, как И.В. Курчатов и А.П. Александров, будущие светила мировой науки.
Еще один интересный факт: с первых же дней войны Черноморский флот, в отличие от большинства частей РККА, не только оборонялся, но и наступал, стремясь перенести войну на ту землю, откуда она пришла. В ночь с 22 на 23 июня 1941 года авиация флота нанесла первый удар по Констанце, затем по Плоешти - по складам нефти и базам снабжения немецкой и румынской армий. А подводные лодки осложнили передвижение судов, перевозивших грузы через порты Румынии и Болгарии.
Ну а Севастополь готовился к захвату с суши. В городе, как и накануне Первой обороны, не существовало сухопутной оборонительной линии. Помня о горьких уроках Крымской войны и интервенции в Гражданскую, с начала июля в Севастополе силами горожан, армии и флота началось строительство укреплений для защиты города с суши. Было создано, хотя и не до конца, два рубежа обороны: внешний, длиной 35 км и тыловой, проходивший в 2-3 км от города, длиной 19 км. Завершить строительство третьего оборонительного рубежа, пролегавшего от Балаклавы до Качи, не удалось: ко времени появления передовых частей врага были созданы лишь отдельные опорные пункты.
Благодаря созданию еще в конце 19 века мощной системы подземных сооружений и коммуникаций, под землю спускались заводы, госпитали, склады, казармы, даже школы и кинотеатры. В штольнях Ново-Троицкой балки был оборудован спецкомбинат № 1. Весь период обороны он выпускал для защитников города минометы, мины, гранаты, противотанковые ежи, печурки для землянок и т.п. В штольнях Инкермана работал спецкомбинат № 2. В нем женщины шили для бойцов теплую одежду, белье, обувь.
В середине сентября 1941 года тяжелые бои развернулись на севере полуострова. На помощь наспех сформированной в Крыму 51-й армии была переброшена Приморская армия, державшая оборону Одессы, но спасти положение ей не удалось. К этому времени противник прорвал Ишуньские позиции - последний рубеж обороны на севере Крыма - и устремился к Севастополю, пытаясь с ходу захватить город.
Командование Севастопольского оборонительного района (справа в центре адмирал Ф.Октябрьский)
В приказе генерала Эриха фон Манштейна, командующего 11-й немецкой армией, которая вела наступление, говорилось коротко: «Севастополь - крепость слабая... Взять маршем, коротким ударом».
Впрочем, спустя годы немецкий офицер в своих воспоминаниях уже называет Севастополь, не иначе как «первоклассная крепость». Ведь взять ее фашистам удалось только через восемь месяцев героической обороны…