Между Петроградом и Капри

Nov 12, 2013 18:55

Генц А.И. Социализм. Популярный критический очерк. 2-е изд. М., 1908. с. 176.
   «Служащие в книгоиздательском товариществе «Знание», зарабатывающем Максиму Горькому (главному пайщику) десятки тысяч рублей в год, получают такие ничтожные оклады, на которые существовать в Петербурге положительно немыслимо: начиная от 20 до 40 рублей, при ежедневном труде от 10 до 5 часов вечера. Служащие полагали по своей простоте, что великому социал-демократу Максиму Горькому неизвестно их тяжелое материальное положение. Но нашелся добрый человек, который написал Максиму Горькому про все порядки, существующие в товариществе «Знание». Максим Горький, живя на острове Капри, в Италии, и получая от изданий товарищества около 40000 рублей в год, ни словом о помощи не откликнулся. Наоборот, по его приказанию произведено строгое дознание о том, кто автор письма. В довершение всего один из видных деятелей «Знания», считающий себя ярым социал-демократом, Леонид Андреев, приехав с острова Капри, недовольно выразился: «Что это у нас тут какие-то социал-демократы развелись?»...
   «Проживать 40000 рублей в год - говорит газета «День» (№73 за 1907 г.), откуда мы берем эту заметку - «под благодатным небом юга» и оттуда призывать к возстанию народ, чтобы этот же народ шел на виселицу, и в то же время самому эксплуатировать скромных тружеников - вот каковы эти «народолюбцы».

Признания Горького. // Последние Новости. Париж, 1921. №446, 29 сентября, с. 3.
   Большевистский «Путь» приводит беседу Горького с корреспондентом «Дэйли Ньюс» о положении России.
   На вопрос корреспондента:
   - Что должен я сказать Западной Европе от вашего имени о помощи голодающим, по моем возвращении за границу?
   Горький ответил:
   - В своем призыве я уже сказал всем государствам вместе и каждому в отдельности, что их долг спасти Россию от стихии голода. Повсюду обсуждается этот вопрос, великие державы заседают в разных комиссиях, но единственную реальную помощь мы видели только со стороны маленькой Финляндии, которая взяла на себя заботу о наших ученых. Мы здесь собственными силами, при величайшем напряжении энергии и организации, обезпечили голодающие области семенами. Однако, если помощь из за границы не придет и не поспеет своевременно, то голодные люди съедят семенной хлеб и будут обречены на голодную смерть не только в этом году, но и в будущем. Поля останутся не засеянными. Крестьяне не соберут жатвы хлеба, но голод пожнет жатву смерти, десятки миллионов людей погибнут.
   Дальнейшая беседа коснулась вопроса о будущем России.
   - На будущее,- сказал Горький,- я смотрю мрачно. Если хотите, я даже пессимист. Население нашей страны я разделяю на две противоположные группы: городское и крестьянское. Они различаются друг от друга не только по месту жительства и культурному уровню, но и по интересам, по историческому воспитанию и психологии. Деревня, в годы революции, использовала свои преимущества хранительницы хлебных закромов и ограбила город. Наряду с царящей в городах нищетой деревня благоденствует. Получить от нее продукты становится все труднее и труднее, а меры принуждения государственной власти, направленные к сохранению городов, как очагов крупной индустрии и культуры, встречаются с противодействием...
   - В деревне нашей сильны анархические тенденции; она, по природе своей, антигосударственна. Она не приемлет и не признает никакой государственной власти и особенно жестоко брыкается, когда делаются малейшие покушения на ее собственнические права. Крестьянин - это мелкий буржуа в самом худшем его виде: без культуры, без сознания, без государственного проникновения...
   В будущем я предвижу стихийное столкновение с деревней, в исходе которого пострадаем мы. Сила и солому ломит. Нам не устоять перед могучим напором земли. Крестьяне идут с советской властью, пока она защищает их от поползновений помещика; принимают революцию, пока они им дает в руки землю и отстаивает ее за ними. Но жертв они не хотят нести, на коммунистические формы земельного хозяйства пойти не могут.
   - Наш мужик - не западный крестьянин. Он не знает техники, крупных земледельческих орудий и агрономической культуры. Он не фермер. Он знает соху и землю Божию. Ее он ковыряет допотопным способом и, как зверь на своем участке, никого к своим владениям и сараю не подпускает. Вот - корень его узости и антигосударственности. Вытянуть крестьянина из его нынешнего состояния, поднять его, приобщить к культуре и фабричной обработке земли - значит перевоспитать его. Это - правда. И нынешние мероприятия власти - электрофикация, мелиорация и проч. правильны. Но ведь и то надо принять в разсчет, что эти меры требуют долгих лет, требуют технического богатства и изобилия самого государства. У нас нет времени ждать и у нас нет машин. А городу, между тем, надо жить уже сегодня, сейчас и завтра.
   - Вот почему я думаю, что столкновение неизбежно, что нынешняя власть, может быть, силою вещей и сдаст,- конечно, только временно. Победа разнузданной и слепой крестьянской стихии, примитивного и низколобого собственнического зверя над городом, государством и культурой не может быть долговечной. Крестьянство одно безпомощно, попутчиков у него нет и без варягов от города оно должно будет задохнуться. Но пока «час мой» - оно сумеет отпраздновать кровавую тризну, сумеет залить потоками крови наши центры, физически и поголовно истребить мозг страны...»
   На вопрос английского журналиста, какие идейные мотивы побудили Горького сблизиться с советской властью, Горький ответил:
   - «В принципе я совершенно разделяю теорию Ленина и твердо верю в международную социальную революцию. Только тогда европейская цивилизация выберется из своего безнадежного тупика.
   У нас, в России, процесс социального освобождения замедлился потому, что западно-европейский пролетариат еще не собрался с силами и до сих пор лишен возможности раскрепоститься.
   Я говорил раньше, продолжаю утверждать это и теперь, что Ленин является крупнейшей интернациональной фигурой. Однажды я условно сравнил Ленина с Петром Великим. Он, как и Петр Великий, создал эпоху в русской истории. К сожалению, многие в России, однако, Ленина не понимают».
   В заключение Горький коснулся вопросов литературы и искусства, причем заявил:
   - За годы революции в этой области сделаны большие успехи.
   Театр, особенно народный, за последние годы не только не отстал, но окреп, расширился и добился крупных достижений. Живопись была лишена материала - полотна, красок, но у нас сохранились крупные художественные силы. Нельзя сказать, что революция остановила или пресекла литературное творчество в России. Я нахожусь в кругу богато одаренных молодых писателей-беллетристов (их человек десять), которые многое написали, но не печатаются единственно из-за отсутствия бумаги. Как только появится возможность печатать их книги, весь мир вновь услышит о литературной России».

К сожалению, среди оцифрованных ГПИБ №№ Последних Новостей отсутствует № от 11 ноября 1921 г., в котором, по сообщению М. Геллера ("Первое предостережение" - удар хлыстом. // Вестник РХД. Париж-Нью-Йорк-Москва, 1978. №127, с. 187-232, см. с. 226 и 232), были напечатаны знаменитые слова Горького:
   «Я полагаю, что из 35 миллионов голодных большинство умрет».
Трайнин И. От дерзаний буревестника к болоту обывателя. Горький о евреях. // Жизнь национальностей. М., 1922. № 11 (17), 1 июня, с. 2-4.
{с. 3} (...)
   Интервьюировавший его в Берлине еврейский писатель Шолом-Аш подчеркивает, что в течение разговора глаза Горького несколько раз смачивались слезами...
   Тема беседы Горького с Шоломом-Ашем была: «евреи и антисемитизм в России». Читая эту беседу, кажется, что кто-то в свою очередь оказал медвежью услугу самому Горькому. Трудно сказать, кто: Шолом-Аш или еврейская американская газета «Форвертс», в которой помеще- {с. 4} на беседа с Горьким. (...)
   Но это не меняет общего лейтмотива мыслей Горького, которые, согласно Ашу и «Форвертсу», заключаются в следующем:
   ... «Причина антисемитизма в России - это безтактность большевиков-евреев... Еврейские большевики, не все, но безответственные мальчишки - взялись осквернить святыни русского народа. Они превратили церкви в кинематографы, читальни, они не считались с чувствами народа... Благодаря им, Россия кричит, что весь еврейский народ осквернил святыни... Еврейские большевики должны были передать проведение этого дела русским большевикам»...
   ... «Русский человек хитер, скрытен. Он улыбается вам, сделает дружеское лицо, но глубоко в сердце он никогда не забудет, что еврей осквернил его святыню»... (...)
Трайнин И. Еще о Горьком и о евреях. // Жизнь национальностей. М., 1922. № 12 (147), 15 июня, с. 2-4.
{с. 2}
   Беседа Горького с Шоломом-Ашем по вопросу об антисемитизме в России оказалась не единственной. (...) В результате, среди различных других бесед Горького, перед нами еще одна его беседа о евреях с Лещинским, который, конечно, как и Шолом-Аш, поспешил переслать ее в нью-йоркскую газету «Форвертс» (...)
   В этой второй своей беседе, Горький, подтвердив свою предыдущую беседу с Шоломом-Ашем, добавил:
   ... «Участие еврейских коммунистов в изъятии церковных ценностей не является единственной причиной антисемитизма. Еврейские коммунисты участвовали также в реквизиции хлеба у крестьян, и если раньше антисемитизм силен был только в городах, так как христиане видели там в евреях своих конкурентов, то теперь антисемитизм начал распространяться также и в деревне».
   ... «Одной из причин антисемитизма является, несомненно, зависть. Еврей энергичен, способен и отличается огромной силой воли. Там, где русский безпомощен, работает иногда целые месяцы, теряя время и труд, является часто 19-летний еврейский юноша, перенимает ту же работу, проникается ею, идет по правильному пути и добивается результатов».
   ... «Евреи играют в русской революции колоссально-важную роль. Троцкий организовал Красную армию и проявил необычайный организаторский талант и гениальное проникновение в душу русского народа. Троцкий спас Россию от анархии, которая могла бы господствовать в ней многие и многие годы... Каменев, несомненно, светлая личность... Зиновьев - крупная, могучая сила»...
   ... «Я сам работал вместе с евреями в деле просвещения темных масс и в обучении их чтению и письму. Многие сотни еврейских юношей и девушек проявляли удивительную энергию и преданность в работе по просвещению и обучению невежественных масс».
   ... «О роли евреев в русской революции можно и должно было бы написать большую книгу, но не следует также забывать и темных сторон, которые могут стоить слишком дорого еврейскому народу».
   В чем заключаются эти темные стороны, об этом в достаточной мере было указано в первой беседе Горького с Шоломом-Ашем, приведенной нами в предыдущей статье. (...)

Максим Горький об антисемитизме. // Жизнь национальностей. М., 1922. № 13 (148), 26 июня, с. 7.
   В связи с шумихой, поднятой вокруг пресловутой беседы Горького с Шолом-Ашем, Горький, в свое оправдание, опубликовал несколько писем.
   Ниже мы публикуем два из них.

I. Заявление Горького в нью-йоркскую газету «Фрайгайт».

«Мне передали, что в отчете о беседе со мною, Шолом-Аш приписал мне следующие слова: «Причиной антисемитизма в России является безтактность еврейских большевиков». Это не совсем верно.
   Разумеется, безтактность еврейских коммунистов оказала известное влияние на русские массы и на их отношение к евреям. Но это одно не может служить достаточным объяснением росту антисемитизма в России.
   Русский народ возмущен против евреев, главным образом, вследствие их участия в антирелигиозных и противоцерковных выступлениях, как, например, при изъятии церковных ценностей и религиозных святынь. Я сказал Шолому-Ашу, что мне известны некоторые случаи, когда юные еврейские коммунисты умышленно посылались для исполнения подобных поручений, чтобы население и особенно крестьяне видели, что религиозные учреждения России разрушаются евреями. Это делают те антисемиты, которых немало среди самих коммунистов.
   В значительной мере рост антисемитизма объясняется также участием коммунистов-евреев в реквизиции хлеба у крестьян
   Есть еще различные факторы, определяющие собою рост антисемитизма среди русских людей. Я лично считаю, что в стране, где даже башкиры добились признания своей независимости, нет препятствий к тому, чтобы евреи, являющиеся столь способным народом, развивали культурную деятельность. И ненависть против евреев может быть объяснена также нападками правоверных еврейских коммунистов на культурную работу евреев-некоммунистов».

II. Редактору журнала «Рассвет».

Милостивый Государь!
   Позвольте мне сказать несколько слов по поводу статьи И. Климова - «Предостережение».
   Автор статьи говорит «для Горького причиной антисемитизма является - не серьезная мучительная и сложная проблема... а безтактность еврейских большевиков».
   Это - не так. Или Шолом Аш неправильно истолковал мои слова, или они искажены двумя переводами - с русского на еврейский и обратно - на русский.
   Ужас и позор антисемитизма я почувствовал в ранней юности, в царской России, а не в Советской, я чувствую этот позор и ужас всюду до сего дня. Я говорил Шолому Ашу не о причинах антисемитизма,- вообще непонятных мне,- я говорил с ним о росте антисемитизма, о распространении его из городов на деревню. Этой заразы в великорусской деревне - не было. Теперь она проникла и туда. И отвечая себе самому - как это случилось,- я указал на безтактное или невольно-спровоцированное участие евреев в продотрядах, в антирелигиозной агитации, в деле разоблачения «мощей». Всем этим очень умело воспользовались юдофобы для своей агитации, монархисты для своей и т.д.
   Конечно, я не мог сказать совершенно нелепой фразы «руки прочь от русских святынь, ибо для меня мощи и церкви - не святыни, «истинная Шехина» это - человек».
   И, разумеется, я не советовал Ашу «обратиться к еврейским большевикам, пусть они перестанут вмешиваться в русские религиозные дела» - это был бы наивный совет.
   Повторяю: я говорил о причинах роста антисемитизма, а не о коренной причине существования его, постыдной, мучительной, непонятной для меня.
   Сердечный привет.

М. Горький.
   («Рассвет» №9).
Вместо комментария. // Молодая гвардия. М., 1990. №6, с. 285-288.
{с. 287}(...)
   В 1923 году в Москве вышла книга в 31 страницу, подписанная Эрде (псевдоним Ракштейна Д.И.). Книга называется «Максим Горький и интеллигенция» и посвящена обвинению Горького в антисоветизме. Автор доказывает, что Горький находится в состоянии шаткости, брожения, неуверенности, и отсюда его неприятие Советской власти. (...) В качестве доказательства антисоветизма Горького Эрде приводит текст беседы Горького с Шоломом Ашем, опубликованный в одной лондонской газете. Цитируем (с. 22-23):
   «А теперь обратимся к беседе Горького с Шоломом Ашем. Этому шовинистическому еврейскому писателю Горький в личной беседе сказал:
   «Причина антисоветизма в России - это нетактичность большевиков-евреев. Еврейские большевики, не все, но безответственные мальчишки взялись осквернять святыни русского народа. Они превратили церкви в кинематографы, в читальни, они не считались с чувством народа. Еврейские большевики должны были передать проведение этого дела русским большевикам, но еврейские комиссары тоже взялись за это. Русский человек хитер, скрытен. Он улыбнется вам, сделает дружелюбное лицо, но глубоко в сердце он никогда не забудет, что еврей осквернил его святыню. Мы должны бороться против этого, во имя будущности евреев в России нужно предупредить еврейских большевиков: держитесь подальше от святынь, принадлежащих русскому народу. Вы способны на другие, более важные и созидательные дела, не вмешивайтесь в дела, которые имеют отношение к русской церкви и к русской душе.
   Безусловно, евреи неповинны. Среди большевиков имеется много провокаторов, старых русских чиновников, хулиганов и всевозможных бродяг. Нет сомнения, что провокацией является то обстоятельство, что большевистские вожди послали именно евреев, еврейских беспомощных и безответственных мальчишек {с. 288} делать это дело. Но евреи должны были воздержаться от этого, евреи должны понять, какой яд они этим впускают в сердце русского народа; они должны были уберечь себя от этого.
   Безусловно,- добавил Горький, - находятся среди евреев очень способные люди. И если бы еврейские большевики взялись за то, к чему они способны, их полюбили бы в России. Теперь же благодаря действиям еврейских мальчишек-большевиков, несмотря на участь евреев столь трагическую,- Россия кричит, что весь еврейский народ осквернил святыни.
   Я хотел бы предупредить евреев, чтобы они одумались. Все знают мое отношение к евреям. Предисловие, которое я писал к одной русской книге, посвященной погромам, в которой я заявил, что и Красная Армия приняла участие в погромах, большевистское правительство запретило. В Петербургской синагоге евреи молились за мое здоровье. В России меня считают евреем, как считают евреями всех большевиков с Лениным во главе. Отношение мое к евреям довольно известно, так что я не боюсь заподозрения меня в несправедливости.
   Я хочу предупредить часть еврейских большевиков: «Руки подальше от русских святынь!»
   Ссылаясь на этот текст, Эрде-Ракштейн и доказывает антисоветизм (не антисемитизм, не путать, здесь не опечатка) М. Горького. (...)
Previous post Next post
Up