Историческое разделение
В первые несколько лет после смерти Пия XII, биографы склонны были описывать его жизнь в хвалебном духе житий святых. Позже в 1963 г., немецкий протестант и антицерковный драматург левого толка, Рольф Хохут, поставил пьесу «Заместитель» (Der Stellvertreter). В ней Эудженио Пачелли был изображён алчным антисемитом, открыто сотрудничающим с нацистским строем и закрывающим глаза на геноцид Гитлера. Пьеса дала толчок столь жарким историческим дебатам, что они не утихают по сей день. Дневники послов, передовицы газет, свидетельства очевидцев, папские архивы, общая статистика холокоста и личные свидетельства его участников, телеграммы дипломатов, секретные правительственные документы союзников и множество наглядных источников - всё это и многое другое нахлынуло благодаря как апологетам, так и хулителям папы. Одни заключали, что Пий, помогая уязвимым людям, в особенности европейским евреям, сделал всё, что было в человеческих силах. Другие же описывали Пачелли в лучшем случае моральным трусом, а в худшем - деятельным антисемитом. Какова же, с исторической точки зрения, наиболее точная версия папы Пия XII?
Симпатия к диктатуре: Критика
Считается, что после либеральных экспериментов Пия IX (1846-1848), которые, судя по всему, привели к революции 1848 г. и изгнанию папы, римские понтифики отвернулись от либерализма, модернизма и демократии. Следующие понтифики, опираясь на догмат о непогрешимости папы (с 1870 г.), вернулись к средневековому представлению об отеческом авторитарном правительстве как идеале для всех стран. Церковь хулила атеистический социализм, мелкобуржуазный радикализм, стремление к женскому равноправию, борьбу за отделение церкви, противозачаточные меры и движение за всехристианское объединение - и вся эта критика явно свидетельствовала, что Ватикан объявил войну новому миру.
Более того, в результате потери папских владений в пользу новообразованного итальянского государства в 1870 г., понтифик перестал выглядеть практичным государственным деятелем и стал больше напоминать идеал католической духовности. В результате, такой образ папы начал вызывать сочувствие у представителей гражданской власти, которые тоже видели в либеральной демократии угрозу упорядоченной христианской цивилизации. Как следствие, Ватикан подписал несколько конкордатов с монархическими и диктаторскими реакционными государствами - с фашистской Италией и Испанией, нацистской Германией, авторитарной Венгрией и милитаристской Польшей. В жертву были принесены католические демократические партии (Итальянская народная партия в 1924 г. и немецкая партия «Центр» в 1933 г.) - и это явно свидетельствует о пристрастии папы к диктатуре в межвоенный период.
Тот факт, что Пачелли был ключевой фигурой в государственном секретариате вначале как заместитель, а с 1930 г. и в качестве главы этой организации, позволяет утверждать, что он, как и его предшественник Пий XI (1922-1939), имел склонность к диктатуре.
Защита
Не вызывает сомнений, что Ватикан в конце XIX и начале XX вв. видел себя островком христианской истины в бушующем море модернизма. Однако в действительности, в то время как богословская линия Ватикана, возрождая средневековые представления, была реакционной, политика взаимоотношений церкви с секулярными и несекулярными странами была исключительно практична. Лев XIII (1878-1903) правил, как король. Однако он прилагал столько же усилий, пытаясь покончить с Культуркампфом (Культурной борьбой) в императорской Германии и желая достичь временного соглашения с республиканской Францией, сколько и в официальных отношениях с монархической Испанией или Австро-Венгерской империей.
Бенедикт XV (1914-1922) и Пий XI (1922-1939) продолжали расширять число своих постоянных представителей по всему миру. В ходе межвоенных лет папская политика активно приспосабливалась к новым обстоятельствам. Историки признают три принципа принятия решений в международной политике Ватикана вплоть до 1939 г.
- Во-первых, пока демократические страны находились в стабильном положении, отношения с ними были полны того же энтузиазма, как и отношения с диктатурами: масса демократий получили в тот период постоянных папских представителей.
- Во-вторых, все усилия были сосредоточены на восстановлении независимости Ватикана. Предварительные переговоры с итальянским правительством о решении Римского вопроса проходили с 1918 по 1922 гг. И этот вопрос оставался нерешённым, пока Муссолини в 1929 г. не предложил Латеранское соглашение, принятое Ватиканом. Подписывая этот договор, Пий XI получил не только право налогообложения и территориальную независимость, но также и право вмешиваться в культурную, общественную и религиозную жизнь итальянского народа.
- Наконец, в тех странах, где безбожный коммунизм неизбежно пришёл бы к власти, Ватикан предпочёл поддерживать авторитарные начала. Папа считал коммунизм величайшим общественным злом, поэтому любой союз, обеспечивающий церкви свободу проповеди, становился богословски оправданным.
Сомнительный нейтралитет: критика
Много выводов сделано из того факта, что Пий был германофилом. Он имел склонность к немецкой кухне, литературе и музыке, а его прислуга полностью состояла из немецких монахов, которыми с тевтонской отдачей управляла матушка Паскалина. Пацелли был папским представителем в Баварии, а потом и Веймарской республике с 1917 по 1930 гг. Критики настаивают, что привязанность папы ко всему немецкому ослепила его, не позволив разглядеть злодеяния, совершённые во имя Германии в ходе мировой войны.
Защита
Считается, что Бенедикт XV проявил настолько строгий нейтралитет в ходе Первой мировой войны, что каждая сторона обвиняла его в одобрении противной стороны. Пий XII неизбежно попал в ту же ловушку. Его «беспристрастность» вызвала неудовольствие обеих сторон. Пропаганда союзников нуждалась в духовном авторитете папы для укрепления боевого духа; страны Оси нуждались в услужливом неосуждающем замалчивании их военной и социальной политики.
В действительности, на протяжении большей части войны, Пий XII всё же демонстрировал, хотя и скрытно, некоторую симпатию к союзникам. В 1940 г. он одобрил утечку союзникам информации о том, что голландское побережья заминировано. Он поддержал программу Рузвельта о помощи СССР. Наиболее впечатляющим было его замечание премьер-министру Венгрии в ходе визита в апреле 1943 г.: папа «считал непостижимым действия Германии в отношении католической церкви, евреев и народов на захваченных территориях… он был весьма обеспокоен страшной угрозой коммунизма, но чувствовал, что вопреки советскому строю… русский народ остался более христианским… чем немецкий».
Антисемитизм: критика
Работы современных исследователей показывают, что пугающе сильный, хотя и видоизменённый, средневековый антисемитизм в определённом отношении существовал и в католической церкви XX в. «Богоубийцы»-евреи, отвергнувшие христианское искупление, были идеальными козлами отпущения. В истории церкви 114 понтификов и 16 церквей вводили антисемитские правила. После короткого периода рационального просвещения XVIII в., католичество, желавшее абсолютной власти папы, вновь разожгло страх перед семитской интеллектуальностью, которая очевидно была сердцевиной секулярного модернизма, а в определённом отношении и социализма.
Считается, что к концу 1920-х, страх перед большевизмом и еврейской секуляризмом перемешались. Так как евреи получали наибольшую выгоду от расцерковления государства, католическая церковь в лучшем случае оставалась по отношению к ним осмотрительной и не связывала себя никакими обязательствами, а в худшем - демонстрировала оголтелый антисемитизм. Пий XII, как представитель антисемитской папской курии, разделял подобные предрассудки и потому не стал помогать евреям в их бедственном положении во время войны.
Защита
В 1904 г. Пий X лично встретился с Теодором Герцелем (основоположником современного сионизма), казалось, это должно стать свидетельством начала более передового подхода в католико-еврейских отношениях. Конечно, отдельные представители Ватикана, сторонники церковно-фашистских взглядов, продолжали в межвоенные годы распространять привычные антисемитские настроения. Однако Пий XI опасался, что традиционный страх перед еврейским влиянием в расцерковлении общества обернётся политическим экстремизмом, общественной угрозой и нравственным злом.
В 1923 и 1928 гг. он с особой силой осудил расизм. В 1938 г. папская энциклика «С большой тревогой» стала самой серьёзной атакой на расовую политику нацистов, которую предпринял глава всех христиан в межвоенный период; и Пачелли принимал участие в составлении этой энциклики. И он же сбросил её со счетов, так как вскоре вышла новая энциклика «О безбожном коммунизме», клеймившая советскую идеологию, не замечая, что умаление прав верующих наносило духовный вред украинским грекокатоликам точно также, как и советским правоверным евреям. В июне 1938 г. Пий XI приступил к работе над энцикликой «О единстве человеческого рода» - предупреждением Европе об угрозе смертельно опасного антисемитизма. Пий XI скончался от рака до того, как набросок энциклики был окончен.
До сих пор нет доказательств, что Пачелли «предал огню» этот документ. Напротив, все дипломатические усилия папы были направлены на предотвращение войны. Да и мог ли Пий XI позволить расисту проникнуть в госсекретариат и оставаться там более десятка лет? Реакции Пия XI и Пия XII на ужасы расизма отличались только громкостью.
Неспособность осудить холокост: критика
Совершенно очевидно, что к зиме 1942-43 гг. дипломаты Ватикана в восточной Европе чётко уведомили папу, что нацистское «заселение востока» было словесным прикрытием истребления людей. В связи с этим, многие исследователи осуждают робость высказываний Пия во время радиопередач, в сравнении с гораздо более откровенными высказываниями голландского архиепископа летом 1942 г., который осудил нацистов за их обращение с евреями. Утверждается, что прямое нападение папы на политику нацистов и угроза отлучения каждому католику за участие в этой политике предупредили евреев и дали им шанс скрыться, а также вынудили вождей нацизма, воспитанных в католическом духе (Гитлера, Гиммлера и Геббельса), отказаться от радикальных мер, как это произошло с программой эвтаназии инвалидов в 1938-39 гг.
Защита
В то время как официальная Италия сохраняла нейтралитет, ватиканское радио и газета «Римский обозреватель» выступили с решительной критикой. 19 января 1940 г. радио и газета сообщили миру об «ужасающих жестокостях и дикой тирании нацистов в Польше». В своей пасхальной проповеди в 1940 г., Пий осудил бомбардировки гражданского населения, а 11 мая того года послал телеграмму в Голландию, Бельгию и Люксембург, в которой выражал сочувствие постигшему их бедствию. В июне 1942 г., папа осудил массовую депортацию французских евреев. А 24 декабря 1942 г. в рождественском обращении Пий прямо высказался о «тех сотнях и тысячах, кто безо всякой вины, иногда только из-за национальности или расы, приговариваются к смерти или истощению».
В те годы евреи, равно как и нацисты, были вполне уверены, что высказывания папы являлись свидетельством его категорического осуждения политики холокоста. Риббентроп и Муссолини решили, что папа нарушил свой нейтралитет. То, что за высказываниями папы не последовало более откровенных и пространных осуждений, объяснялось всем известным фактом, что после откровенных признаний голландского кардинала в симпатиях к евреям, более 100 000 голландских евреев были отправлены в лагеря смерти. Для сравнения, епископат Дании сохранял сдержанность в публичных заявлениях, и в конце войны большая часть из 8 000 датских евреев была тайком вывезена в Швецию, а из 500 датских заключённых Терезинского гетто 90 % пережили войну.
Главный раввин Копенгагена, Маркус Мельхиор, считал, что «если бы папа позволил себе высказаться, Гитлер скорее всего совершил бы массовое убийство более шести миллионов евреев».
Неспособность защитить итальянских евреев: критика
Односторонний выход Италии из Второй мировой войны, вынудил Германию оккупировать две трети полуострова к сентябрю 1943 г. Существует свидетельство, что Ватикан знал о планах Гитлера похитить Пия XII, если его сопротивление станет слишком сильным. Генерал СС Вольф должен был вывезти папу в Лихтенштейн, конфисковать сокровища Ватикана на нужды войны и подготовить Рим к обороне от натиска союзников. Как следствие, неспособность Пия помочь 8 000 римским евреям является очевидным свидетельством его моральной трусости. Он поставил личную безопасность и сохранение Ватикана выше той человеческой катастрофы, которая разворачивалась в Риме «буквально под окнами его дома», как писал один критик.
Защита
Лютая неприязнь к евреям не была характерной чертой повседневной жизни Италии. Евреи, в первую очередь, были итальянцами, а потом уже семитами. Пачелли осуждал Муссолини за такие подражания нацистам, как принятие расовых законов в 1938 г. Однако 400 000 итальянских евреев по-прежнему не ощущали беспокойства. Новый посол нацистов сообщил Ватикану, что римские евреи в безопасности. Когда политический курс стал более радикальным и евреев начали сгонять в Рим, Пий выразил протест немецкому послу и распорядился, чтобы все мужские и женские монастыри папства оказывали поддержку евреям.
Нацисты надеялись согнать в Рим 8 000 евреев. К ярости СС, удалось схватить только 1 259 человек. Около 5 000 были спрятаны в 155 религиозных заведениях. Сам Ватикан принял в свои обители 500 человек, включая семью главного римского раввина Исраэля Золли. Летний дворец папы принял около 2 000, а 60 получили убежище в подвалах Иезуитского Грегорианского университета и Библейского института понтифика. В остальной части Италии в защите евреев поучаствовали партизаны, социалисты и коммунисты. Однако в центральной и южной Италии именно церковь возглавила эту помощь.
В Италии было спасено целых 80 процентов еврейского населения, и это ярко контрастирует с 80 процентами евреев, уничтоженных в остальной Европе. Кажется невероятным, чтобы подобное могло случиться, будь на престоле святого Петра идейный антисемит.
Для понимания споров
Один из исследователей писал:
"Вполне может быть, что критика церкви обусловлена её высокими притязаниями. Если бы на протяжении столетий о её мудрости говорилось бы меньше, возможно и ожидания от неё в таком тяжёлом положении были бы поменьше. Римская католическая церковь притязала на самые высокие мерки, и именно по этим меркам и была осуждена".
Это высказывание кратко объясняет громкие и раздражённые исторические споры. И здесь совершенно не применимо оказывается известное изречение, что историк не должен быть судьёй, а тем более палачом. Многие пытаются утаить свою заинтересованность в затуманивании правды, раскрываемую фактами. Постоянно совершаются умышленные попытки переврать, обмануть ложным переводом, отредактировать или попросту умолчать об историческом контексте папской деятельности.
Как бы то ни было, все согласны, что исследование ещё далеко не закончено. Однако следующие выводы, судя по всему, достаточны очевидны.
- Католическая церковь прямо поучаствовала в распространении антисемитского представления о евреях, как «народе, убившем Христа». Однако в XX в. все папы начиная с Пия XI были обеспокоены опасностью нового витка антисемитских настроений со стороны фашистов. И католическая церковь стала первой международной организацией, предупреждавшей об этой опасности.
- В межвоенные годы политика Ватикана зачастую была прагматична. Если фашистский строй, обещавший независимость католикам, был единственной альтернативой безбожному коммунизму - не стоит удивляться выбору Ватикана. В конце концов, политика умиротворения Германии, которую проводили Великобритания и Франция, также строилась на том, что Германия - оплот против коммунизма.
- Пий стремился обратить в христианство всех представителей традиционного иудаизма. Таково было назначение папы и его вселенской церкви. Сегодня такие намерения выглядят слишком высокомерно, но в те времена это казалось естественным.
- Реакция католической церкви на холокост различалась в зависимости от государств и народов. Однако согласно отдельным исследованиям антисемитское законодательство не пользовалось поддержкой в католической западной Европе.
- Реакция папы на антисемитизм в восточной Европе сильно менялась. В Словакии и Хорватии преступные режимы Тисо и Павелича получили только «дипломатический протест» от госсекретаря Ватикана за их расистскую политику. Тем не менее, когда в авторитарной Венгрии массовое истребление людей стало реальностью в 1943-44 гг., папский представитель по указанию Пия XII предпринял ряд инициативных мер для защиты евреев, используя массовое обращение в веру, папскую неприкосновенность и убежища, чтобы переправить их в нейтральные страны. Всемирный еврейский конгресс впоследствии признал это «величайшим по концентрации усилием по спасению еврейского населения за всю войну».
- В Италии Пий прямо и со всей смелостью защищал уязвимых евреев. После войны главный раввин Рима, Исраэль Золли перешёл в католичество и взял себе христианское имя - Эудженио, за заслуги Пачелли перед еврейским народом.
- Поступки Пия в качестве дипломата могут создать впечатление, что он был человеком, одержимым юридическими тонкостями папского нейтралитета, а вовсе не человеческими страданиями. Однако Пий и католическая церковь спасли больше еврейских жизней, чем Оскар Шиндлер, Рауль Валленберг, Франк Фоли и Международный Красный Крест вместе взятые.
Итог
Пий XII был убеждён, что его тактика непровоцирующей практической помощи в конечном итоге спасёт больше еврейских жизней, чем напыщенные проклятия по отношению к строю, чья кара будет обращёна на тех самых людей, которым Пий хотел помочь. Большинство евреев сразу после мировой войны подсознательно признавали, что папа был прав.
Если бы на его месте был более громогласный Пий XI, смертельная кара постигла бы не 20, а 80 процентов итальянского еврейства. Стали бы тогда хулители Пия XII обвинять его, что он более заботился о своей исторической репутацией а не о судьбе евреев, которых можно было бы спасти, используя менее самовлюблённый и более прагматичный подход? Вот это настоящая историческая дилемма!
Автор: Ф. Г. Стэплтон (F. G. Stapleton) Перевод: Игорь Олейник
Оригинал:
History Review December 2006 F. G. Stapleton "
Pope Pius XII and the Holocaust" pp 16-20
Материал по теме:
Нацистская партия и немецкие церкви От переводчика: Если ты, дорогой читатель, не доволен содержанием статьи, тебе
сюда. А если ты недоволен качеством перевода, то пиши там, где тебе удобней: в комментариях, личных сообщения, по почте.