Любовь
Пауль Йозеф Геббельс родился 29 октября 1897 г. в Рейнской области, где его отец работал секретарём на заводе по производству осветительных приборов в Райдте. Детская болезнь, вызвавшая хромоту, вынуждала его носить ортопедическую обувь и позволила ему вырасти только до 1,5 м, что несомненно отличало его от сверстников. Он не только стал изгоем, страдающим от безжалостных колкостей школьников, но и жалеющим себя циником, озлобленным на весь мир. Он позволил увечью, давшее ему ценное понимание страданий окружающих, отравить свой несомненно могучий разум.
Его семья надеялась, что он войдёт в лоно католической церкви, но после учёбы в Гейдельбергском университете, где в апреле 1921 г. он защитил докторскую диссертацию о романтической драме, он потерял веру и решил зарабатывать на жизнь писательством. История, что он сыграл важную роль в сопротивлении французской оккупации Рура в 1923 г., была полностью сфабрикована; вместо этого он сменил множество рабочих мест - секретаря, служащего в банке и на фондовой бирже Кёльна - ведь издатели не находили в его литературных трудах никакого таланта. Единственные плоды его пера, которые приносили заработок, были едкие статьи в правых газетах; отсюда был один шаг до политической связи с нацистами.
Геббельс был взят под крыло братьев Штрассеров и стал представителем наиболее радикальной части нацистской партии, которая призывала не только к общественной революции, но и к союзу с Советским Союзом, «естественным союзником Германии против дьявольских искушений и разложения Запада». Чувство обиды, которое он так долго копил, теперь нашло себе цели в тех, кого нацисты видели козлами отпущения. В этот период он ещё не был связан с Адольфом Гитлером. В действительности, он помогал писать проект социально ориентированной программы, которую Грегор Штрассер выдвинул на Бамбергской конференции в 1926 г.
Его первая встреча с Адольфом Гитлером произвела на него слабое впечатление. Однако вскоре у него отверзлись очи. Это была любовь со второго взгляда, ставшая поворотным пунктом в жизни Геббельса. Скоро он напишет в своём дневнике, что Гитлер - гений…
"Он как дитя - милый, добрый и сострадательный. Он ловок и смышлён как кошка. Как рычащий лев, он велик и огромен. Какой товарищ, какой человек… Он проповедует новое государство, за которое мы должны сражаться. В небе облака принимают форму свастики. Сверкающий свет сияет в небесах. Это точно не звезда. Неужели это знак судьбы? …Адольф Гитлер, я люблю тебя".
Могут ли такие слова быть искренними? Разумеется, каждый пишущий машинально преувеличивает и драматизирует. Однако этот отрывок из дневника не был опубликован при жизни Геббельса, а высказывания на соседних страницах содержат щекотливые откровения, включая ужас перед своей истощённой наружностью и застенчивость перед женщинами. Даже цинику нужно во что-то верить, возможно, цинику это нужно даже больше, чем остальным. Геббельс стал убеждённым сторонником способности Гитлера привести нацистскую партию к власти. «Я склоняюсь перед более великим человеком. Перед политическим гением!»
Приход к власти
Гитлер назначил 28-летнего Геббельса гауляйтером Берлина в 1926 г. И тот сразу ополчился против своих бывших патронов, Отто Штрассер позже жаловался, что Геббельс организовал «миниатюроный террор, партизанскую войну против наших сторонников». Впоследствии он был ещё более откровенен, называя его «Сатаной в человечьем обличьи».
Задача Геббельса поначалу выглядела безнадёжной. В конце концов, в ходе местных выборов в июле 1925 г. в Берлине нацисты набрали всего 137 голосов, и это на фоне 347 381 голосов у коммунистов и 604 696 - у социал-демократов. Однако новый гауляйтер в 1927 г. начал издание партийной газеты Der Angriff («Атака») и постоянно нападал на Веймарскую систему и зловещую власть евреев. Он придумывал плакаты, организовывал парады и раскрыл свой литературный талант к пропаганде. Он создавал лозунги, мифы и образы, которые, как и выразительные афоризмы, предназначались для распространения нацистской программы. К тому же Геббельс никогда не был одним только интеллигентом; несмотря на свой незначительный размер, он был бандитом, понимавшим необходимость применения силы. Он решительно искал столкновений с коммунистами и наслаждался уличным насилием. Двойственная стратегия слов и насилия отлично прослужила ему семь следующих лет.
Геббельс изменил ситуацию в Берлине и получил за это благодарность Гитлера. Оглядываясь назад в 1942 г., фюрер отдал дань «словесному дару и уму» Геббельса и рассудил, что без него Берлин не был бы взят нацистами. «В буквальном смысле слова он захватил Берлин. Он работал как вол, не обращая внимания на стрессы и напряжения».
Он работал со всей свирепостью на уровне целой страны. В 1928 г. выборы в Рейхстаг были для нацистов неудачными: они получили всего 12 мест. Однако это было только начало, особенно учитывая, что сам Геббельс был избран. На последующих выборах он был ответственным за все национальные кампании нацистов. Для предвыборной гонки в сентябре 1930 г. он организовал около 6 000 встреч и распространил миллионы брошюр и плакатов, нацеленных на проблемы экономики Германии; к тому же он организовал ребят в тяжёлых ботинках с дубинками и кастетами. Нацисты получили 107 мест. В июле 1932 г., после работы над избирательной кампанией Гитлера на пост рейхспрезидента и выборами в прусский ландтаг, Геббельс снова возглавил избирательные усилия нацистов на уровне страны. Получив 230 мест, они стали крупнейшей партией в Рейхстаге. По большей части это была победа характерного для Геббельса сочетания пропаганды и насилия. В течение одно только месяца было убито не менее 86 немцев.
Дважды в течение лета 1932 г. Геббельс разогревал аудиторию перед выступлением Гитлера. Вдвоём они производили удивительное воздействие. Несмотря на крохотный рост, Геббельс обладал звучным незабываемым баритоном (по мнению очевидца, «как будто водопад изливался из пипетки»). Он волновал толпу, создавая «ещё более возбуждённый отклик аудитории». Его доводы всегда были логически выстроены, тогда как слова Гитлера были запутанны и туманны. «Те, кто видели и слышали Гитлера, до конца жизни не забудут своих впечатлений; однако в отличие от Гитлера слова и доводы Геббельса помнились дольше». Многие считали, что как оратор Геббельс превосходил Гитлера.
Министр просвещения
Геббельс был вознаграждён, когда Гитлер пришёл к власти. Справившись со следующими выборами 5 марта 1933 г., на которых нацисты получили 44 процента голосов, и перевернув общественное мнение после пожара в Рейхстаге, он стал имперским министром народного просвещения и пропаганды.
Геббельс внёс решающий вклад в гляйхшальтунг (захват) средств массовой информации. Этот вклад отлично документирован и привлёк пристальное внимание историков. Поначалу в новом министерстве было 350 служащих, но к 1937 г. их было уже больше 1000. Конечной целью был контроль над мыслями. Бомбардировки тщательно отобранной пропаганды должны были влиять на немцев внешне и внутренне. Геббельс положил немало сил, чтобы этого достигнуть. Он переплавил разные новостные агентства в монополистическое Новостное бюро Германии, а также изменил закон, по которому журналисты теперь должны были отвечать перед государством за свои публикации. Сам он регулярно проводил пресс-концференции, на которых говорил журналистам какой линии придерживаться по отдельным событиям. Именно он запустил в производство дешёвые радиоприёмники Volksempfanger (Народный радиоприёмник), открыв для пропаганды двери каждого дома. Он был лично заинтересован в создании фильмов: его киностудии сняли 1 361 фильм в 1933-45 гг. Сам он предпочитал развлекательные фильмы, которые сеяли семена пропаганды только косвенно, но нередко он был вынужден подчиняться более вульгарным вкусам Гитлера. Более образованный Геббельс был словно в смирительной рубашке, из которой постоянно хотел вырваться.
Также он организовал ежегодные пронацистские фестивали. Он был главным постановщиком политического театра. К тому же были и яркие одноразовые акции, вроде сожжения книг в Берлинском университете в мае 1933 г. «Еврейская интеллектуальность мертва» - настаивал он - «в огне костров сгорает Старое, огонь наших сердец даст начало Новому». Он руководил пропагандой во время Олимпийских игр в Берлине в 1936 г., после которых сообщил миру, что «победы Германии обеспечены народным духом, созданным нацистским строем» (Германия завоевала наибольшее количество медалей). Он также сыграл ключевую роль в событиях Хрустальной ночи в ноябре 1938 г., которую он называл «приятным кровопусканием».
Что делало Геббельса столь великим пропагандистом? Возможно, понимание, что эффективная пропаганда требует не столько явной лжи - хотя ему случалось скармливать прессе просто фантастическую ложь - сколько умелой подачи искажённой правды. Возможно, знание психологии. Он знал, что помимо хлеба и зрелищ людям ещё нужно было во что-то верить. Самой эффективной речью в истории, как он однажды сказал, была Нагорная проповедь: всякий пропагандист должен изучить её. «Не имеет значения, во что верит человек» - писал он в своём неопубликованном романе - «главное - сама вера».
Успех Геббельса легко проиллюстрировать. Многие иностранцы (не фашисты), посещавшие Германию, разделяли заразительные чувства массовых собраний, фактически выкрикивали нацистские лозунги, к которым Геббельс так хорошо приучил немцев. В пример можно привести английского историка Патрика Уолкера. Во время недельного визита в Германию в период Судетского кризиса он почувствовал на себе всю мощь пропагандистской машины Геббельса. Отрезанный от английских газет и радио Уолкер пытался делать скидку на известное ему преувеличение нацистской пропаганды. Тем не менее, только по возвращении домой в Оксфорд он понял, что невольно оказался в плену ложных впечатлений. Тогда он осознал «мощь пропаганды в замкнутой системе».
Всё же геббельсовская система не была полностью замкнутой. По-прежнему были альтернативные источники информации. Народный радиоприёмник, к примеру, можно было настроить на волны иностранных станций, хотя наказание за это было весьма суровым. У многих оставалась привычка критически мыслить. К тому же тотальный пропагандист нуждается в тотальной власти, которой у Геббельса не было. Тактика Гитлера «разделяй и властвуй» распространялась даже на этого человека, который так здорово помог ему в завоевании власти. Соперниками Геббельса были пресс-секретарь правительства Отто Дитрих и нацистский издатель Макс Аманн. Режиссёр Лени Рифеншталь тоже ему не подчинялась. В действительности, Геббельс был скорее изгоем при дворе Гитлера, он постоянно копил врагов, таких как Геринг, Гиммлер и Риббентроп, не говоря уже о мелких рыбёшках. Экономист Ялмар Шахт говорил, что побил бы Геббельса много раз, «если бы тот не был калекой». Дипломат фон Хассель вторил Шахту, называя Геббельса «мерзким псом».
Да и домашняя жизнь Геббельса была далека от гармонии. В 1931 г. он женился на 29-летней вдове Магде Квандт; и этот союз Гитлер любил выставлять напоказ, как пример идеальной, верной и плодовитой пары. Однако власть возбуждала похоть и отгоняла всякий стыд: Геббельс получил славу миниатюрного Казановы. «Каждая женщина учащает мой пульс», - писал он - «я бросаюсь на всех, как голодный волк». Актриса Дженни Юго, натерпевшаяся всякого, назвала его « свиньёй… жестоким, злобным маленьким садистом… настоящей помойной крысой». Магда тоже не была вне подозрений: посол Германии в Риме Бисмарк распускал сплетни, что у неё множество любовников - и мужчин, и женщин - и не все её дети от Геббельса. Как бы то ни было, она препятствовала любовным похождения мужа, как это было в случае с актрисой Лидой Бааровой (этот роман особенно обсуждался), и попыталась даже развестись с ним в 1938 г. Однако тут вмешался Гитлер и настоял, чтобы пара сохраняла хотя бы видимость супружеского счастья. Какое-то время Геббельс даже был в немилости у своего фюрера. Он стал меньше работать и больше предаваться расточительному потреблению - целый парк лимузинов, спортивный Мерседес, катер и яхта.
Война
Начавшаяся в сентябре 1939 г. война отбросила Геббельса на задний план. Он был против большой войны в 1939 г., а позже выступал за мир со Сталиным и готов был пойти ради этого на определённые уступки, но Гитлер не желал слушать такие предложения. Геббельс даже в своей вотчине стал терять власть над сотрудниками армейской пропаганды.
И всё же, как только дела на фронте стали ухудшаться и потребовались серьёзные усилия в тылу, Геббельс стал всё больше выходить не первый план. Именно он искусно воспользовался заявлением союзников о безоговорочной капитуляции Германии. Победа или уничтожение - такой выбор стоит перед немцами, разъяснял Геббельс. Несомненно, после поражения под Сталинградом в 1943 г. начала всходить его звезда. Он произнёс воодушевляющую речь в Берлинском Дворце спорта 18 февраля того года, в которой призывал к «тотальной войне» (Totaler Krieg) против «азиатских полчищ». Он сумел возбудить фанатичную преданность, присущую немецкому народу, несмотря на череду отступлений и поражений. Геббельс восхищался речами Черчилля в 1940 г. и стремился представить Сталинград немецким Дюнкерком. Альберт Шпеер ещё не видел аудитории, доведённой до такой степени фанатизма.
Геббельс сумел доказать Гитлеру свою бесценность, и их прежняя близость была восстановлена. А когда он помог предотвратить заговор против Гитлера в военном министерстве в июле 1944г., фюрер вознаградил его постом имперского уполномоченного по тотальной военной мобилизации - главнокомандующим внутреннего фронта. Геббельс начал кампанию «Европа против большевизма», в которой Германия умело выставлялась защитницей Европы, а от населения страны требовались всё большие жертвы. Но всё было бесполезно. Будущее было предрешено непреодолимой мощью военной машины союзников.
Заключение
В день рождения Гитлера, в пятницу 20 апреля 1945 г. Геббельс произнёс страстную речь: «Фюрер в каждом из нас, и каждый из нас в нём» (Der Führer ist in uns und wir in ihm). Долгое время он пытался окружить Гитлера аурой божественности. Однако теперь из слов Геббельса похоже следовало, что царство Гитлера было не от мира сего, и если часть немцев осталась под впечатлением и фанатично решила продолжать борьбу, другая часть - посчитала речь «нелепой». Пропагандистская машина Геббельса не повредила способность всех немцев думать самостоятельно, потому что в воздухе витало очевидное доказательство явных ошибок Гитлера. А ведь всё могло пойти совершенно по-другому: если бы война складывалась лучше или министр просвещения дольше бы занимался промывкой мозгов. Страшная мысль.
Гитлер покончил с собой 30 апреля 1945 г., и Геббельс стал канцлером Германии. Однако не было смысла продолжать борьбу без фюрера, да и в любом случае русские были уже недалеко. Сначала были отравлены дети, чтобы избежать бессмысленной жизни в постнацистском мире. Затем Магда приняла яд, а Йозеф пустил себе пулю в череп. Он отдал приказ своему адъютанту удостовериться в смерти жены и его самого, а затем сжечь тела при помощи бензина. Характерный нигилистический финал его жизни.
Каково значение Геббельса в истории нацистской Германии? Создал ли он Гитлера? Образы отчётливее всего видны на пустом фоне, а Гитлер точно не был чистым холстом. Он перестал думать о себе, как о простом «впаривателе», и мечтал об образе «полубога» задолго до знакомства с Геббельсом. Он с великим мастерством играл на самовлюблённости и неуверенности Геббельса, особенно в ранние годы («Он обнимает меня каждый раз при встрече. Он превозносит меня. Я думаю, что он очень привязан ко мне… Гитлер вручил мне букет цветов - красных-красных роз»). С другой стороны, Гитлер вполне мог провалиться без навыков превосходящего по уму Геббельса. Даже те, кто считали его интеллект порочным, тем не менее, признавали, что этот интеллект был невероятно плодовит.
В конечно итоге, трагедия Геббельса заключалась не в его цинизме, а в его идеалистической - и совершенно нереальной - привязанности к Гитлеру. Это можно проиллюстрировать шуткой, популярной у британцев в октябре 1944 г.: «Слыхал историю. Конец войны. Союзники входят в Берлин. Геринг пытается спрятаться. Геббельс, хромая, пытается скрыться. Вдруг появляется человек в плаще, срывает усики и говорит: «Британский тайный агент № 123 докладывает. Задание выполнено. Германия разрушена»». Геббельс ошибался: то, во что верит человек, имеет значение.
Автор: Роберт Пирс (Robert Pearce) Перевод: Игорь Олейник
Оригинал:
History Review September 2008.
Robert Pearce "
Dr Goebbels: the man who made Hitler?" pp 13-18
От переводчика: Если ты, дорогой читатель, не доволен содержанием статьи, тебе
сюда. А если ты недоволен качеством перевода, то пиши там, где тебе удобней: в комментариях, личных сообщения, по почте.