Наполеон о Христе

Aug 11, 2013 08:34



Тернер Ф.Г. Воспоминания жизни. // Русская Старина. Спб, 1910. Том 143, №8, с. 293-340.
{с. 311}
   Возвращаюсь к описанию осени 1877 года. (...)
   Просматривая однажды в Гмундене в гостинице журналы, мне случайно попалась в руки австрийская газета "Die Reform" (издаваемая Шузельской), и в ней меня поразила чрезвычайно интересная статья, содержавшая отзыв Наполеона, который, как известно, не считался верующим человеком, о христианстве, произнесенный им во время своего заточения на острове Св. Елены. По словам газеты, это изречение было записано генералами Монтолоном и Бертраном, находившимися при Наполеоне на остр. Св. Елены, и поэтому подлинность его, якобы, не подлежит сомнению. Во всяком случае, отзыв этот заключал столь ориги- {с. 312} нальные и глубокие мысли и, повидимому, так согласовался с обычной дикцией Наполеона, что он не мог не поразить меня оригинальностью своего содержания, так что я даже записал его себе.
   Привожу здесь перевод с него:
   "Несомненно, говорит Наполеон, христианство предлагает нашему верованию ряд тайн, приказывая авторитетно веровать в них. Для приемлемости их оно не дает нам никаких других причин, кроме страшного слова: "Я есмь Бог", и несомненно христианину необходимо веровать в это изречение, потому что из него вытекают все остальные положения христианства. Но раз только допустить божественный характер Христа, все христианское учение представляется с алгебраическою определенностью и ясностью, и нельзя не удивляться связи и единству, его проникающим.
   "Основываясь на Библии, христианское учение дает наилучшее объяснение мировых преданий, оно освещает их и все догматы соединяются с этим преданием, как неразрывные звенья одной цепи.
   "Учение Христа с начала до конца таинственно, с этим я согласен, но эта тайна соответствует тем трудностям (Schwierigkeiten), которые встречаются в жизни каждого отдельного человека. Если не принять это учение, то мир представляется загадкой, если же принять его, то оказывается достойное удивления разрешение истории человека.
   "Христианство имеет то преимущество пред всеми другими религиями и философскими системами, что христиане не обманывают себя относительно существа вещей. Их нельзя упрекать в остроумных тонкостях идеологов, которые стремятся разрешить великую задачу богословских вопросов пустыми разсуждениями. Христианство прямо и просто говорит: Никто не видел Бога кроме Того, который от Бога, Бог открыл то, что Он был и есть. Его откровение тайна, ни разсудок, ни разум не могут постичь ее. Но так как это изрек Бог, то надо этому верить - и это разумно.
   "Евангелие обладает таинственною силою и теплотой, которые охватывают ум и увлекают сердце. Если ближе вникнуть в него, то ощущаешь нечто подобное, как когда смотришь на небо. Евангелие не книга, а живое существо, исполненное движения и силы, которое увлекает за собою все, что хотело бы противиться его распространению. Вот оно здесь лежит у меня на столе - я не устаю читать его и читаю его ежедневно с тою же радостью. Христос не меняется, никогда не колеблется в своем учении и малейшее Его изречение носитъ на себе печать простоты и глубины, побеждающих überwältigt как ученого, так и неученого, если {с. 313} только вникнуть в него, хотя и с малейшим вниманием. Нигде в другом месте не найти такого ряда прекрасных мыслей и нравственных правил, которые дефилируют (перед читателем) как батальоны небесных сил - и вызывают в нас то же чувство - которое ощущаешь при взирании на безграничную ширь неба, когда оно в чудную летнюю ночь освещается блеском светил. Наш ум не только увлечен чтением евангелия, но и подпадает его влиянию; верующая душа никогда не будет в опасности сгинуть, обладая этой книгой. Раз, что евангелие овладело нашим умом, оно захватывает и наше сердце. Бог наш друг, наш отец, и во истину Бог. Душа, которая увлекается красотою евангелия, уже не принадлежит себе: Бог завладел ею, Он направляет ее мысли и ее силы, она всецело предается Ему. Какое это доказательство божественности Христа! Обладая такою абсолютною властию, Он не имеет другой цели как - духовное совершенствование каждой отдельной личности, чистоту совести, единение с истиной и святость души.
   "Наконец, и это мой главный аргумент: не было бы Бога на небе, если б отдельный человек мог составить такой грандиозный план и привести его в исполнение - т. е. привлечь к себе высший культ и узурпировать имя Бога. Иисус - единственная личность, которая посмела это сделать. Он один говорит открыто: Я есмь Бог, Ich bin Gott, что однако отличается от утверждения: Я Бог, Ich bin ein Gott 1). История не знает другой личности, которая бы присвоила себе название Бога в абсолютном смысле. К обоготворению Александра Македонского и римских императоров никто серьезно не относится. Магомет и Конфуций заявляли себя только агентами божества.
   "Каким это образом мог иудей, историческое существование которого более несомненно доказано, чем существование всех его современников, сын плотника, с самого начала объявить Себя Богом, Высшим Существом, Создателем всех существ? Он присваивает Себе всякое почитание и собственными руками создает свой культ. Удивляются завоеваниям Александра Македонского, а здесь мы видим завоевателя, который поглощает в Себе - все человечество. Какое это чудо! Человеческая душа со всеми ее способностями и силами становится принадлежностью существа Христова.
   И каким образом это совершается? Чудом, которое превы-

1) Тут вероятно имеется в виду разница между утверждениями: Я - божественного естества и Я - Бог. Je suis Dieu и Je suis un Dieu.

{с. 314}
шает все чудеса. Он требует от человека любви, т. е. того что на свете труднее всего приобресть... Правда, мы любим наших детей, но почему - потому что мы следуем природному инстинкту, а сколько детей не отвечают родителям на их любовь! Вы, генерал Бертран, несомненно любите ваших детей, а уверены ли вы в том, что они вас любят? Ни вашими благодеяниями, ни естественному влечению не удастся вселить в ваших детей такую любовь к вам, как Христос приносит Своему Богу...
   Христос глаголет, и все поколения присоединяются к Нему. Связь, соединяющая их со Христом, искреннее и теснее связи крови. Это единение полнее доверия и сильнее всякого другого. Он возжигает пламя любви, которое гасит наше самолюбие и превышает всякую другую любовь. Как не видеть в этом чудо! Его воля - то Слово, которое создало мир.
   "Созидатели других религий даже не имели и понятия о той мистической любви, которая составляет существо христианства.
   "Несомненно величайшее чудо Христа это господство любви. Ему одному удалось возвысить сердца людей до Невидимого, до принесения в жертву самого времени (Opfer der Zeit) 2). Тем, что Он осуществил эту жертву, Он Один создал связь между небом и землею. Все, кто истинно в Него верует, ощущают достойную удивления сверхъестественную, непонятную для разума любовь, это превосходящее силы человека явление. Святой огонь, возженный на земле этим новым Прометеем, продолжает существовать и сохраняет силу, которую не может угасить время - этот великий гаситель. Это мне доказывает вполне Божество Иисуса.
   И я, Наполеон, преклоняюсь с удивлением (bewundere) пред этим, тем более, что я сам стремился приобресть себе подобных последователей. Я воодушевлял многие тысячи людей, которые за меня шли на смерть. Но да предохранить меня Господь - допустить возможность сравнения этого энтузиазма солдат с христианскою любовию. Они на столько различны, как и их побуждения. Слово, взгляды мои воодушевляли всех. Я обладал тайною той чарующей силы, которая возбуждает дух, но эту силу я никому не мог передать. Я также не обладал тайной увековечить в сердцах людей мое имя и любовь ко мне. Теперь, когда я заключен на скале Св. Елены, кто еще будет за меня сражаться, куда делись в моем несчастии мои придворные, кто

1) т. е. пожертвованием временем в видах вечности.

{с. 315}
обо мне еще безпокоится в Европе, кто мне остался верен, где мои друзья? Это вы, да еще два, три человека; ваша верность сделает вас безсмертными, вы разделяете мою ссылку и утешаете меня.
   "Наша судьба могла считаться блестящею, а что теперь осталось от озарявшего меня блеска,- скоро меня и на земле уже не будет. Такова судьба великих людей, такова же была судьба Александра, Цезаря. Нас забудут, имена завоевателей останутся только в школьных учебниках. Только-что Людовик XIV скончался, как все покинули его спальню, никто из его придворных уже более о нем не заботился. Он уже перестал быть господином, он стал трупом и его ожидал уже гроб, могила, и начиналось разложение...
   "Еще немного и та же участь постигнет и меня; умерщвленный Англией, я умираю прежде времени, и мои останки будут преданы земле. Вот участь, ожидающая великого Наполеона. Какая пропасть отделяет мое бедственное положение (Elend) от вечного господства Христа, которого повсюду в мире проповедуют, любят, на которого молятся и который живет до сих пор. Его смерть - разве это значит умереть?! Не значит ли это напротив - жить вечно".
   Признаюсь, что никогда и нигде мне не удавалось встречать такой характеристики Христа и христианства. Как это оригинально и как это глубоко!

ПРИМЕЧАНИЕ.

"Воспоминания жизни" Федора Густавовича Тернера (1828-1906) впервые были опубликованы в журнале "Русская Старина" в 1909-1911 г. (1909, Том 137, №3, с. 660-668; Том 138, №4, с. 219-227, №5, с. 391-400, №6, с. 617-647; Том 139, №7, с. 127-162, №8, с. 253-291, №9, с. 445-472; Том 140, №10, с. 125-139, №11, с. 319-331; 1910, Том 141, №1, с. 205-233, №2, с. 454-474; Том 142, №4, с. 209-243, №5, с. 453-482, №6, с. 561-602; Том 143, №7, с. 133-166, №8, с. 293-340, №9, с. 507-525; Том 144, №10, с. 201-210, №11, с. 365-401, №12, с. 654-673; 1911, Том 145, №2, с. 385-398, №3, 625-635; Том 146, №4, с. 139-168, №5, с. 395-425. См. также книгу: Тернер Ф.Г. Воспоминания жизни. Часть 1. Спб, 1910. Часть 2. Спб, 1911.
   С помощью гуглобука, можно выяснить, что размышления Наполеона о Христе (записанные Монтолоном), были впервые опубликованы на французском вероятно в 1841 г., см. Sentiment de Napoléon sur la divinité de Jésus-Christ. Pensées inédites recueillies à Ste. Hélène par le comte de Montholon et publiées par le Chererde Beauterne. Paris, 1841. Фрагмент, который приводит в своих воспоминаниях Тернер, см. на с. 70-80.
   Представляет интерес глава Napoleon Buonaparte в книге американского богослова Филиппа Шаффа Person of Christ: The Miracle of History. With a Reply to Strauss and Renan, and a Collection of Testimonies of Unbelievers. New York, 1865. По сообщению Шаффа, ему не удалось проверить достоверность слов Наполеона. Генерал Бертран однажды посещал США, но Шаффу не удалось получить у американских собеседников генерала точный ответ на вопрос, действительно ли генерал подтвердил своим американским собеседникам достоверность приведенных Монтолоном записей. Это важный момент, т.к. Шафф пишет, что по возвращении с острова Св. Елены Монтолон стал верующим человеком, зато Бертран так и остался неверующим. Во всяком случае, по мнению Шаффа (см. с. 302), запись размышлений Наполеона о Христе следует считать в основном достоверно передающей ход мысли Наполеона.
Previous post Next post
Up