Sep 27, 2012 13:19
Читая «Московские ведомости» за 17 февраля 1915 г., наткнулся вот на такую историю, которая является ярчайшим примером общественной антинемецкой истерии. Как известно, в годы Первой мировой войны развернулась целая общественная компания против «немецкого засилья». Она имела, в общем-то, две цели: передел немецкой собственности и усиление образа врага. Но, конечно же, эта истерия пошла дальше и стала принимать весьма печальные и зловещие формы, показывая, как порою даже образованные и умные люди, могут быть захвачены сиюминутными волнениями.
Вот текст заметки:
«Немец сказался!
Так говорят в Москве и очень многие о выходке, произведенной профессором Романом Федоровичем Брандтом в заседании совета Московского Университета. Профессор в ответ на оглашенное предложение исключить из числа почетных членов Университета всех ученых, состоящих подданными воюющих с нами государств, сказал:
- Я протестую против такого исключения!
Ректор возразил ему:
- Протестуйте в печати, а не здесь!
Вся эта история основана на некотором недоразумении. Профессор Р.Ф, Брандт - большой начетчик, прилежный, но не талантливый кабинетный ученый, автор массы книг по своей специальности и при этом истинный любитель славянства.
Университетские люди объясняют его странное выступление наивностью профессора. Действительно, проф. Брандт - сущее дитя науки. Не имея ни искры поэтического таланта, он переводит дубовыми стихами Торквато Тассо, под псевдонимом Ореста Головина пишет басни совершенно в духе Тредьяковского, станет читать лекции, вдруг скажет: «- Позвольте, господа, это я все спутал!» И т.д.
«Протест» свой он предъявил, вовсе не желая вступаться за немцев. Напротив, он, как друг славянства, признает немцев и австрийцев притеснителями. Вступаясь за ученых, он хотел «отделить науку от войны» как вещи несовместимые.
И отделил это так же ловко и складно, как и перевел «Освобожденный Иерусалим».
Будем ждать, что на днях он скажет публично, как не раз говорил на своих лекциях: «Господа, забудьте, что я говорил. Это я все напутал».
Ох уж эти кабинетные рассеянные люди!»
__________________________________
Несмотря на оправдательный тон заметки, интересно отметить, каким образом его оправдывают: обвиняя в непонимании, рассеянности, глупости, отсутствии поэтичности (конечно, журналист имеет полное право судить о профессоре, переходя на личность и его научные труды - как же без этого!). Что-то это очень напоминает идеологические чистки научных рядов при коммунистах или же маккартизм в США. С той лишь разницей, что здесь мы имеем дело с общественными настроениями, которые появились в большей степени самостоятельно, а не в результате целенаправленной идеологической политики государства. Конечно, царское правительство стимулировало германофобию, но его роль в процессе травли всех с немецкими фамилиями была не столь высока, по сравнению с аналогичными кампаниями в СССР и США. Но все же не забудем, что те же идеологические чистки научных рядов в СССР хоть и инициировались партией, но находили широкую поддержку в «общественных рядах», абсолютно убежденных в собственной правоте.