Внешний вид Александра Македонского

Mar 05, 2012 17:51

Оригинал взят у dromeas в Внешний вид Александра Македонского


Автор Михалис А.Тивериос, профессор классической археологии Университета Аристотеля, Салоники

Как ни странно это может показаться, но сохранившиеся письменные источники дают нам очень мало информации о
внешнем виде и облике Александра. Однако следует помнить, что сохранились лишь некоторые фрагменты работ историков-современников Александра Македонского и первая дошедшая до нас биография была написана примерно 400
лет после его смерти. Таким образом, основным источником наших знаний о внешнем виде Александра являются сохранившиеся иллюстрации в различных художественных произведениях. Но и они, за исключением некоторых, в
основном монеты, датируются уже после его смерти и большинство уже были изданы через столетия. Александр, по видимому, не был высоким, на что указывают некоторые эпизоды, как например: Когда Александр со своим другом Гефестионом, одетые в одинаковые одежды, вошли в палатку семьи Дария, который был захвачен после битвы при Иссе, Гефестион превосходил друга и ростом и красотой, да так, что мать персидского царя приняла его за Александра и подошла поклониться к нему.


Также проливает свет на внешний вид Александра информация древних авторов, которые ссылаются на особенности статуй Александра, работы Лисиппа. как известно, Александр поручил великому скульптуру создание своего официального портрета, то есть того своего образа, который он хотел преподнести гражданам. И это "только потому, что только Лисипп воссоздал в меди его дух, глубину его личности и вместе с формой показал добродетель его". Древние авторы сообщают нам, что в этих статуях его голова поднята вверх, шея чуть повернута влево, взгляд мягкий и страстный и во всей совокупности образ мужественный, подобный льву. Последнюю характеристику отноят к его густым волосам, которые были разделены посередине на пробор, чуть выше лба, и ниспадали к вискам, напоминая гриву льва. Еще одной ключевой особенностью потрета Александра было бритое лицо. вероятно он был одним из первых известныз смертных, который был запечатлен в скульптурах греческой античности безбородым, и который ясно продемонстрировал, тем самым, свою физическую красоту и молодость, в то время как до этого, бритое лицо обычно было признаком трусости и изнеженности.
До нас не дошли статуи Александра работы Лисиппа. Но мы знаем некоторые поздние работы, который в той или иной степени, дают нам сведения о работах Лисиппа. Самая известная из них, которая единственная носит надпись, подтверждающую что на ней изображен действительно потрет Александра, к сожалению до нас дошла не в очень хорошем состоянии. Речь идет о мраморной Герме 2 века, которыя была найдена на окраине Рима и находится в Лувре. Она известна специалистам как колонна Азара, по имени испанского дипломата, в чьей собственности она была. Следует отметить, что статуи Александра, которые лепил Лисипп оказали решающее влияние на поздние официальные изображения и в некоторой степени служили моделью. Много случаев, когда греческие правители, а затем и римские императоры, имитировали особенности этих изображений Александра.

Тем не менее, вся указанная выше информация о внешнем облике Александра, которая взята из древней литературы, конечно не отражает реальность на 100%. Все эти особенности были идеализированны и целенаправленно приукрашены, в соответствии с политикой, которая реализовывалась во времена Александра, естественно продолжалась и после его смерти с добавлением еще и обожествеления ушедшего героя.
По политическим причинам правители стремились установить определенный тип своего изображения, который помог бы
добиться реализации надежд и укрепления своей власти. Таким образом аналогичные иллюстрации появились и в других видах искусства, помимо скульптуры, напрмер в живописи и гравюре. Известно, что в качестве официального художника Александра был назначен Апеллес, который наделял его лицо сверхестественными характеристиками, в то время как изоюражением образа для монет занимался Пирготелис. "Неповторимый" называлась картина Апеллеса, где Александр был изображен "громовержцем". Находилась в храме Артемиды в Эфесе и представляла  четкий политический символизм. Напоминала посетителям этого большого храма связь Александра С Зевсом, царем Богов, пропагандируемую государством.

Греция

Previous post Next post
Up