Бои с участием бронепоездов в районе станции Жодино 26 июня - 2 июля 1941 г

Feb 05, 2012 09:39


Приобрёл вчера в магазине книгу "Листая памяти страницы" (Дополнение к книге "Память" Смолевичского района). Хорошая книга. В ней подробные списки погибших на Войне и ветаранов города Жодино, воспоминания, история освобождения города и партизанского движения в период оккупации. Чего в ней нет, так это рассказа о боях, предшествующих оккупации. Хотелось бы частично восполнить этот пробел.



24 июня 1941 года в 11 часов со станции Барановичи отправился бронепоезд. Задачей было сопровождение эшелонов, спешно эвакуируемых в направлении на Минск и далее на восток. 26.06.41 БЕПО находился на станции Жодино с эшелонами и мотоброневагоном неизвестной принадлежности. В 23.30 станция была отрезана немецкими танками и пехотой, двигавшимися по шоссе на Борисов. После перестрелки бронепоезд был оставлен экипажем по приказу командира - старшего лейтенанта Подгорного.

29 июня брошенный бронепоезд обнаружен оперативной группой подполковника Гладченко. Вот как этот эпизод отражён в докладной записке от 2.07.1941 г. командира 9 дивизии войск НКВД по охране железных дорог полковника Истомина об оперативном использовании частей дивизии в период с 22-го июня 1941 г. по 30-е июня 1941 года:

«…не имея в то время точных данных о месте нахождения 84 полка я приказал подполковнику Гладченко совместно с моим заместителем по политчасти полковым комиссаром т. Ефимовым и оперативной группой в составе 20 человек на 5-ти грузовых машинах с бензином, боеприпасами и продовольствием прорваться в район расположения полка и установить с последним связь. Эта группа с 27-го июня по 29-е июня предприняла две попытки пробиться в сторону Минска, но в первом случае достигнув ст. Смолевичи в 40 км западнее Борисова была встречана мото-мех разъездом и вернулась. Вторичная попытка организованная при поддержке 6-ти бронеавтомобилей и 2-х взводов пехоты также окончилась неудачей. Группа достигла район торфоразработок имени т. Сталина и ст. Жодино, где натолкнулась на крепкую пулеметную оборону противника. Один бронеавтомобиль ДА и две грузовые машины были подбиты и сгорели, 25 человек бойцов Красной Армии были потеряны ранеными и убитыми. На ст. Жодино находится БЕПО 58 полка, много ценного оборудования и еще неизвестный бронепоезд, оставленный личным составом.
Попытки группы подполковника Гладченко организовать вывозку имущества и бронепоездов со ст. Жодино не осуществилось, ввиду отказа штаба обороны г. Борисов в предоставлении мотомехчасти и артиллерии.»




Полковник Истомин ошибался. Попытка отбить станцию Жодино при поддержке бронетехники всё-таки была предпринята. Дальнейшие события цитирую по книге М. Коломийца «Бронепоезда Великой отечественной. Сухопутные броненосцы Красной Армии»:
В Борисове дивизион получил задачу содействовать танковому батальону по разгрому танков противника в районе станций Жодино - Смолевичи. 1 июля в 15-20 БЕПО №47, 48 выдвинулись в сторону станции Жодино.
Бронепоезд №47 на дойдя 500 м до станции Жодино, встретил группу из 20 танков, которые двигались по шоссе на Борисов, и вступил с ними в бой. Несколько танков было подбито, остальные отошли. Вслед за ними показалась ещё одна танковая колонна из 30 машин, которые открыли огонь. БЕПО стал отходить на Борисов.
Бронепоезд №48, шедший за №47 в 6-7 км от Борисова обнаружил противотанковые орудия противника, которые сразу же открыли огонь. Первые же снаряды разбили правый цилиндр паровоза и пробили тендер, в результате чего из бака ушла вода. Вскоре по шоссе показалась немецкая колонна: танкетки орудия и мотоциклы, по которым бронепоезд открыл огонь. Отсутствие воды и повреждённый цилиндр не дали БЕПО №48 возможности маневрировать, в результате чего он отошёл на Борисов, а затем на Брянск на ремонт…
Отходивший с боем бронепоезд №47 на том же месте, где был подбит №48, был обстрелян немецкой артиллерией. Первый же снаряд пробил котёл бронепаровоза, паром обварило команду машинистов и поезд остановился. Находившийся на бронепоезде командир дивизиона майор Дерюгин приказал открыть орудийный и пулемётный огонь, но вскоре дал команду оставить состав расстреливаемый артиллерией с трёх сторон. Кроме того, на одной из бронеплощадок начался пожар и начали рваться снаряды. На базу дивизиона не вернулось 66 человек из команды БЕПО №47, из них 8 было убито, остальные пропали без вести.

Потери БЕПО №47 и №48 12 ОДБП в бою 1-2 июля 1941 г.

БЕПО 58 полка 9 дивизии войск НКВД по охране железных дорог



Упомянутый в докладной записке полковника Истомина «БЕПО 58 полка» представлял собой захваченный во Львове во время «освободительного похода» 1939 г. лёгкий польский бронепоезд №55 "Bartosz Glowacki".

Вступил в строй в 1920 году, как Р.Р.20. Создан из частей трофейных советских бронепоездов и включал бронепаровоз, три бронеплощадки (с одним 76,2-мм орудием во вращающейся башне каждая) и штурмовой вагон. Участвовал в боевых действиях под Волковыском. При модернизации получил стандартный бронированный локомотив Ti3, новую артиллерию (75-мм орудия обр. 1902/1926 г. - модификация русского 76,2-мм орудия обр. 1902 г.) и пулемёты (7,92-мм «Макасим»). Третья бронеплатформа исключена из состава. Зато в него были включены бронедрезины 2 типа R (с лёгкими танками Renault FT17) и 4 типа TK (танкетки на железнодорожном шасси). Бронедрезины в последующем потеряны в бою. Последняя модернизация, произведённая уже после начала Второй Мировой войны, добавила к вооружению поезда 40-мм зенитную пушку «Бофорс» на контрольной платформе.

"Bartosz Glowacki" под командованием капитана Анджея Подгурски входил в состав резервной армии «Пруссия». В середине сентября имел столкновения с частями 3 тд вермахта, отошёл ко Львову. Участвовал в обороне города. Сдался частям РККА 22 сентября.

После ремонта включён в состав 58 полка 9 дивизии войск НКВД по охране железных дорог. Дислоцировался в Белостоке. Командир - старший лейтенант Илларион Павлович Подгорный. 23.06.41 при бомбардировке на станции Барановичи повреждён штатный бронепаровоз. Вероятно, к моменту описываемых событий состав имел небронированный «чёрный» паровоз и две бронеплатформы.

Не смотря на захват в боеспособном состоянии, сведений о включении бронеплатформ в состав немецких бронепоездов нет. Вероятно, использовался в качестве т.н. «поезда охраны линий», формально не находящегося в введении штаба сухопутных сил или управления бронепоездов.

БЕПО №47 и №48 12 ОДБП

Подразделение, «получившее задачу содействовать… разгрому танков противника в районе станций Жодино - Смолевичи» именовалось 12-м отдельным дивизионом бронепоездов (12 ОДБП). Дивизион сформирован 23-27 июня на базе 1 запасного полка бронепоездов в Брянске. Кадр и матчасть будущей части находились при 4-м дивизионе бронепоездов в Брянске. Кадр (24 человека) сформирован в 1939 г. при расформировании 2-го полка бронепоездов. 478 человек прибыли из запаса, в основном с завода «Красный Профинтерн», брянской железной дороги и колхозов. Командир дивизиона - майор С.В. Дерюгин.

В состав дивизиона вошли лёгкие бронепоезда №47 (командир младший лейтенант Белов П.И.) и №48 "Брянский рабочий" (старший лейтенант Мещерский М.Н.), а так же тяжёлый бронепоезд №49 «Имени Профинтерна» (Командир - лейтенант А. Н. Крохин), но в описываемых событиях он не участвовал и направлялся в Могилёв.





Предположительно, на этих фотографиях запечатлён БЕПО №47. Задняя бронеплатформа имеет оригинальный камуфляж. Причём он нанесён только с одной стороны. С торца изображён железнодорожный путь.





Штатный состав лёгкого БЕПО включал бронепаровоз (ПР-35), 2 бронеплощадки (в данном случае оба БЕПО получили старые бронеплощадки военного склада №60), платформу со спаренной или счетверённой зенитной установкой пулемётов «Максим» в броневой башне, 4 контрольных платформы с железнодорожным имуществом, бронедрезины и бронеавтомобили на железнодорожном ходу.

Бронеплатформы военсклада №60 изготавливались на базе 4-осных полувагонов на тележках «Фокс-Абель». Имели бронирование из двух 9-мм листов неброневой стали с воздушной прослойкой (100 мм) и деревянной подложкой (к 1941 году сгнила). Вооружались парой 76,2 мм полевых орудий обр. 1902 г. на тумбовых установках брянского завода в индивидуальных цилиндрических бронебашнях и 6 пулемётами 7,62-мм «Максим» (2 в орудийных башнях, 4 в бортах) и имели экипаж в 20 человек.

Бронепаровозы ПР-35 получали бронировкой (15-8 мм броневой стали) паровозов типа Ов или Оп. Дополнительно устанавливалась радиостанции 71-ТК-1 и спаренный зенитный пулемёт в бронебашне ПВО. Команда - 17 человек, включая 7 человек паровозной бригады.

5 августа 1941 г. на перегоне Липовская-Пригорье в результате бомбежки сошёл с рельс и оставлен экипажем БЕПО №49. 17 августа БЕПО №48 подожжён и направлен в сторону разрушенного моста через р. Итуть у станции Сураж. Дивизион переформирован на новый штат и переименован в 21-й ОДБП.

БЕПО-МБВ 76 полка 3 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений.

Больше всего вопросов вызывает «неизвестный бронепоезд, оставленный личным составом» на станции Жодино. В других источниках встречается «подъехавший МБВ неизвестного полка».

МБВ, то есть «моторный бронированный вагон» или «мотоброневагон», представлял собой самоходную железнодорожную машину с артиллерийским вооружением. То есть соединял в себе качества бронелокомотива и бронеплощадки. Мог применяться, как самостоятельно, так и в составе бронепоезда.


На вооружение РККА до начала Великой Отечественной войны мотоброневагоны не поступали, зато имелись в НКВД. Наиболее вероятным кандидатом на роль «жодинского» МБФ является мотоброневагон учебного бронепоезда 76 полка 3 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений. Командир полка - капитан В. А. Кононенко, военком - А. П. Коростелев. Базировался полк в Орше.

По штату БЕПО-МБВ имел бронепаровоз (судя по фотографиям, данный состав имел обычный небронированный «чёрный» паровоз), три мотоброневагона типа Д-2, бронированный вагон-склад, вагон-мастерскую, вагон-кухню, два бронеавтомобиля БА-10 на железнодорожном ходу, автодрезину, мотодрезины. Экипаж составлял 126 человек, вооружение - шесть 76,2-мм полевых орудий обр. 1902 г. (плюс 1 учебное), 45-мм орудий (на бронеавтомобилях) 4 (2 учебных), пулемётов 7,62-мм «Максим» - 12 (и 2 учебных).

23.06.1941 г. БЕПО отправлен в Минск. После этого в советских документах исчезает. Зато, появляется на страницах у Дэвида Гланца (David M. Glantz The Initial Period of War on the Eastern Front, 22 June - August 1941) в описании действий 7 танковой дивизии (7 Pz.Div) в районе станции Плисса (ныне станция «Красное Знамя»):

"На рассвете 27 июня четыре танка обнаружили бронепоезд и вступили с ним в бой, в ходе которого был подбит танк командира роты. Другая поддерживающая танковая рота, состоящая из шести танков и нескольких противотанковых орудий, заставила замолчать русский поезд. В ходе этого сражения был серьезно ранен осколком снаряда полковой командир, полковник Ротенбург»

Подписи на немецких фотографиях повреждённых МБВ и паровоза указывают в качестве места действий станцию Смолевичи. Вполне возможно, как это часто случается, указана ближайшая крупная станция, или состав был отбуксирован туда в дальнейшем.

Таким образом имеем бронепоезд находившийся в подходящее время (утро 27 июня в сообщении о бое у Плиссы и ночь 26/27 июня в случае с боем 58 БЕПО в Жодино), и в подходящем месте (ст. Смолевичи удалена от Жодино всего на 20 км, ст. Плисса и того меньше - на 12). На имеющихся фотографиях присутствует два мотоброневагона. Возможно, что третий МБВ и был «неизвестным бронепоездом», оставленным на станции Жодино.


Эти статьи у меня в ЖЖ (разделёные на части по бронепоездам):

Часть 1. События.
Часть 2. Участники. БЕПО 58 полка 9 дивизии войск НКВД по охране железных дорог
Часть 3. Участники. БЕПО №47 и №48 12 ОДБП
Часть 4. Участники. БЕПО-МБВ 76 полка 3 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений.
Часть 5. Потери БЕПО №47 и №48 12 ОДБП в бою 1-2 июля 1941 г.

1940-e, Вторая Мировая война, Великая Отечественная, СССР

Previous post Next post
Up