1903-1907, о погромах из российских газет

Feb 04, 2011 15:00

по наводке antikob 
02 августа (20 июля) 1903 года
Новое время

Дела о погроме евреев в Кишиневе и совершенных во время погрома убийствах, по словам "Бессарабца", закончены судебными следователями гор. Кишинева 1-го, 2-го и 3-го участков и направлены с обвинительными актами прокурора в одесскую судебную палату, которая уже их утвердила. Дела эти будут слушаться судебной палатой с сословными представителями в сентябре, но не в Кишиневе, а в Тирасполе.

26 (13) февраля 1904 года
Московский Листок


ТЕЛЕГРАММЫ

КИШИНЕВ, 12 февраля. Сегодня Палата рассмотрела дело кишиневских мещан Даниила и Якова Петреско, обвинявшихся в погроме, убийстве Ицека и Юдки Крупниковых и в нанесении ран Ушамирскому. Оба Петреско приговорены к каторжным работам на 4 года каждый. Гражданские иски оставлены без удовлетворения.

02 января (20 декабря) 1906 года, Русское Слово

ОРЕЛ, 19, ХII. Аграрные беспорядки в губернии стихли. Большое влияние на прекращение погромов оказали угрозы владельцев сжечь крестьянские селения в отмщение за погромы и поджоги имений. В одном из уездов угроза была приведена в исполнение.

25 (12) января 1906 года, Русское Слово

ПЕТЕРБУРГ, 11,I. По полученным телеграфным сведениям, во Владивостоке все спокойно, хотя происходившие там в конце октября погромы дают еще себя чувствовать. Усилены значительно военные посты. Многие разрушенные здания еще не восстановлены. <...>

27 (14) марта 1906 года, Русское Слово
ПАРИЖ, 13(26),III. Сюда наехали из России тысячи семейств, меж которыми масса бедняков. Все это бежавшие от ожидаемых погромов. Главный контингент беглецов - евреи. С многими из них беседовал наш корреспондент. Все они в один голос говорят, что уверены в неминуемости антиеврейских погромов.

27 (14) мая 1906 года, , Русское Слово

ЯРОСЛАВЛЬ, 13, V. Обыватели в страхе, особенно евреи, под влиянием упорных слухов об ожидаемом завтра погроме. Многие покинули город. Несмотря на запрещение губернатора, «союз русского народа», ссылаясь на инструкцию из Петербурга, решил устроить «монархическую» манифестацию.

25 (12) июня 1906 года, Русское Слово
ОРЕЛ, 11 июля.  В Мценском уезде крестьяне громят экономию есаула Юрасовского. Вчера ночью стекла помещичьего дома побиты камнями. Увещевания Юрасовского на крестьян не производят действия.

...
Из Житомира выезжают Евреи, опасаясь погрома

18 (05) июня 1906 года, Новое Время
 Погром в Белостоке.

Телеграмма из Гродны от 2 июня, в которой сообщается, будто в Белостоке Евреи бросили в паломников бомбы, и будто во время паники в процессии затоптаны дети, разорван ксендз и православному священнику оторвало ногу, прислана не официально, а частным корреспондентом, который собрал неточные сведения и многие подробности передал по ложным слухам.

17 (04) июня 1906 года, Русское Слово
Погром в Белостоке

ГРОДНА, 2, VI. (Официально). Вчера в Белостоке крестьянами разгромлена главная улица Липовая; товар истребляется без грабежа. По всему городу стрельба: евреи стреляют из окон, а солдаты отстреливаются. Крестьяне дерутся палками. Войска оцепили город и не пускают в него крестьян из деревень. Прибывшая сегодня кавалерия разгоняет громил. Раненых много. Число убитых сравнительно не велико.

ГРОДНА, 2, VI. В Белостоке, по новейшим сведениям, никто из духовных лиц православного и католического исповедания не пострадал и детей потоптано не было. 2-го июня в 12 час. дня, возобновилась стрельба - много убитых. На вокзале чернь избивала пассажиров-евреев; оказалось шесть убитых. <...>
Отголоски погрома

ПЕТЕРБУРГ, 2, VI. Министром внутренних дел введено в Белостоке военное положение. Командирован член совета министров. Туда же, по слухам, отправляются 2 пехотных полка и сотня казаков.

07 декабря (24 ноября) 1906 года, Русское Слово

Погромы за год от 17-го октября 1905 года по 17-е октября 1906 года, включая седлецкий, повлекли за собою, по словам "Стр." следующие жертвы среди еврейского населения России. Пострадало 38 225 семейств, или 162 700 человек. Материальный ущерб равен 52 119 703 руб. Убито на месте 985 человек, потеряли навсегда трудоспособность от тяжелых ран 1442 человека, ранены десятки тысяч. Остались после погрома 308 вдов, 328 сирот, потерявших только одного родителя и 211 круглых сирот. Пожертвования в общем составляют 10% потерь, или около 5 210 000 рублей. Наибольший процент этих денег - 51% доставила Америка, 21% - Германия, 12% - Англия с колониями.


И.И.Бродский "Опознание трупов"
Открытка 1905 -1906 гг.

31 (18) мая 1907 года
Русское Слово


ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

В судах
ЕКАТЕРИНОСЛАВ, 17, V. Выездной сессией окружного суда в Новомосковске слушалось дело об антиеврейском погроме в селе Животиловке. На скамье подсудимых 27 крестьян. Один оправдан, 26 лишены прав и приговорены к тюрьме от двух до восьми месяцев.

16 (03) февраля 1907 года, Петербургский Листок
Разрешение приезда

Нам передают, что министерством внутренних дел разрешено директору главного управления в Париже еврейского колонизационного обществ, сыну люблинского купца И.Б.Меерсону, приехать в Петербург на три недели. Директор колонизационного общества вызван в Россию необходимостью выяснить число лиц, ходатайствовавших о переселении в колонизуемые местности. Особенно много заявлений подано от евреев южных городов, сильно пострадавших во время бывших погромов.

02 февраля (20 января) 1907 года

19 января председатель совета министров П.А.Столыпин получил из Гомеля от местного раввина г. Маянца следующую телеграмму:
"Выборы выборщиков по городу Гомелю назначены на 25 января, между тем только сегодня полицией возвращено в городскую управу свыше 1500 избирательных повесток. Не получили повесток известные домовладельцы, крупные торговцы, контрагенты городской управы - все евреи. Избиратели возмущены очевидным стремлением полиции устранить от выборов большинство еврейских избирателей, в тоже время ежедневные избиения евреев, учиняемые людьми из союза русского народа, терроризируют еврейское население. Опасаются что это прелюдия к массовым насилиям в день выборов. Об этом сообщено лично могилевском вице-губернатору. Просим распоряжения вашего превосходительства о принятии мер к тому, чтобы всем дана была возможность исполнить долг избирателя".
..
По наводке mohanes 
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ СЛОВА "ПОГРОМ" В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/russ-ost/diaspr/9.html

"...Словосочетание "еврейский погром" постепенно входило в языковой оборот, употребляясь вначале в обязательном порядке только вместе, чтобы дать понять общественности, что имеется в виду"19. Для разъяснения много сделала газетно-публицистическая проза, влияние которой в тот период было чрезвычайно велико и которая смело заимствовала необходимый ей словарный запас из просторечия и разговорной народной речи. Именно благодаря тогдашней публицистике появилось другое, идеологическое значение словосочетания "еврейский погром" - как шовинистического выступления против еврейского населения, сопровождавшегося грабежами и убийствами. Однако продвижение этого слова в язык делопроизводства, в документы бюрократического назначения, в законодательство было затруднено, как и само признание официальными властями фактов еврейских погромов и обстоятельств их появления в Российской империи.

Принятый 9 декабря 1891 г. закон включал наказание за "так называемые еврейские погромы" - данным образом их в первое время обозначали непривычные к новому словосочетанию современники. Закон получил название "Об ответственности за открытое нападение одной части населения на другую", статья 269(1). До его появления российское законодательство не содержало статей о наказаниях в отношении "проявлений злой воли", которые, "исходя от массы людей и тем самым приближаясь к понятию восстание, выражались в посягательствах на личные и имущественные права частных лиц"20. Ранее действовал закон о "буйстве в публичных местах", который грозил зачинщику всего лишь арестом и денежным взысканием, что совершенно не соответствовало тяжести преступлений, совершавшихся в ходе еврейских погромов. По новому закону лицом, подлежащим ответственности, становился участник "публичного скопища", "соединенными силами совершивший насилие над личностью, похищение или повреждение чужого имущества, или же вторжение в чужое жилище, или покушение на эти преступления под влиянием побуждений, проистекавших из вражды религиозной, племенной или сословной или из экономических отношений". Наказания за эти преступления предусматривали ссылку в Томскую и Тобольскую губернии с заключением в тюрьму от полугода до трех лет или без заключения21.

Таким образом, в 1880-е гг. в разговорный и литературный русский язык прочно вошло имеющее многовековую историю слово "погром". Масштаб не прекращавшихся вплоть до конца гражданской войны (1923 г.) вспышек насилия против еврейского населения был столь велик, вовлеченность различных слоев российского общества в борьбу вокруг этих событий столь интенсивна, что слово отложилось в исторической памяти народов, населявших империю, и закрепилось за одним из них - евреями, в качестве понятия, характеризующего совершаемое против них насилие.....
19. Сосне И. Д. К истории антиеврейского движения в царской России // Труды Белорусского государственного университета. Минск, 1925. 6-7. С. 176-188; 1926. Ns 12. С. 82-94.
20. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А .Энциклопедический словарь. СПб., 1898. Т. 40. С.530.
21. Там же. С. 530."

1900-e, Россия

Previous post Next post
Up