Теперь, когда у нас накопились определенные представления о средневековой больнице, можно обратиться к Руси/России. Но, поскольку история больниц связана с распространением христианства, то данные о Руси надо оценивать в контексте состояния больниц православной цивилизации. Ключевое значение в ранней истории имеет Византия, а остальные страны были преемниками ее культуры.
Византия.
Во-первых, следует отметить, что Восточная Римская империя имела явный прироритет над Западом в изучении медицины. Университет Константинополя, основанный в 425 году, как Pandidakterion (Πανδιδακτήριον), был первым университетом в мире (первый западный Болонский университет появился лишь в 1088 году), и включал три факультета: медицины, философии и прав.Собственно, два известных греческих врача были среди основателей медицинской школы в Салерно.
Пандидактерион располагался в здании дома сената Magnaura. После пожара 532 года часть прежнего здания была уничтожена. Так, вероятно, выглядел
вход в сенатский комплекс.
Во-вторых, и первое средневековое медицинское руководства было греческим - Мединский компендиум в семи книгах или Epitomes iatrikes biblio hepta, написанное Павлом из Эгины в 7 веке. Оно служило учебником и в западных медицинских школах Средневековья.
В третьих, приюты (а, значит, уже отчасти и больницы) появились в Константинополе еще во времена Константина Великого, то есть во времена поздней Римской империи. И многие из них просуществовали потом долго.
Так, русский инок Стефан Новгородец, 1350 г. ходивший в Царьград поклониться святым местам., описал несколько странноприимниц (приютов) и трудоватиц (больниц) Константинополя - приют и больницу преп. Зотика (жил в 4 веке), приют Сампсона Странноприимца (ум ок 530) между храмами св. Софии и св. Ирины, и вероятную больницу при монастыре св. Федосии.
И профессиональные больницы появилась в Византии раньше, чем на Западе, даже больницы-приюты обеспечивали высокий уровень медицинских служеб.
Как профессиональное медицинское учреждение с несколькими видами специалистов описывалась, к примеру, больница монастыря Вседержителя (Пантократора), которую основали Иоанн II Комнин и его жена Ирина, дочь короля Венгрии, в Константинополе между 1118 и 1137 годами. Типикон (устав) монастыря
[i] говорил о больнице с пятью палатами, включая хирургическую и женскую, для психических больных (в основном эпилепсия), офтальмология, а также отделение для амбулаторных больных.
Предуматривалось отопление, освещение, постельное белье, а также помещения для купания и туалеты. Монастырь строился постепенно: сначала южная церковь, потом северная, потом часовня и два овальных здания между церквями.
Стефан Новгородец говорит о монастыре Пантократора: “идохом к Спасу Великому монастырю рекше Вседержителю: внити во врата первая, и есть над враты Спас мусиею утворен, велик бо образом и высок; также и в другия врата внити, тож в монастырь, видети здание чудно и красно, а церковь мусиею удивлена, аки сияет” и проч. (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 51; сн. иерод. Зос. стр. 61. дьяка Алекс. стр. 72. диак. Игн. стр. 102).
В комментариях к этой записи сообщается: «При разграблении Царьграда крестоносцами, этой же участи подвергся и монастырь Пантократора: в 1439 году Сиропул видел. в соборе св. Марка в Венеции похищенныя из этого монастыря, так называемыя, Владычния иконы, поражавшия не только блеском золота, множеством драгоценных камней и прекраснаго крупнаго жемчуга, но и искусною работою».
Превращенный в мечеть, храм Вседержителя сохранился, хотя и не без потерь:
Молла Зейрек Джамиси - бывший храм Христа Вседержителя
Монастрь Пантократора, реконструкция.
Вероятно, больница была и у монастыря святой Феодосии, вблизи монастыря Пантократора. Стефан Новгородец рассказывал о ней так: «“идохом к святой Феодосие девице, и целовахом грешнии; ту есть монастырь женский во имя ея, при море (т. е. неподалеку от Золотаго рога, но не на самом берегу). Есть же чудно вельми створяется в монастыре: во всякую среду и пяток, аки в праздник, множество мужей и жен подавают свещи и масло и милостыню; ту же множество людей лежит больных на одрех, различными недуги одержимых, принимают исцеления, и входят в церковь, а иных вносят, и ложатся пред нею по единому человеку; и иже кто болит, и абие здравие приемлет … ”
Балканы.
Несколько первых больниц были основаны по примеру Византии:
- это основанная св. Климентом Охридским (около. 840-916), больница в Охриде (соврем. Македония);
- в Сербии основанная около 1217 года св. Савой (королем Сербии и ее епископом) больница в монастыре Чиландар;
- в Румынии больница в монастыре Сибиу в 1292 и первая аптека в 1494.
Надо отметить, что попавшая в состав Венецианской республики католическая Хорватия обзавелась первой больницей (Domus Christi) в Дубровнике в 1347, потом больницами Св. Духа в Трогире (1357) и Сплите (первая половина 15 века)
Русь/Россия.
На Руси России появление первых больниц связано, вероятно, с деятельнотью Киево-Печерского монастыря. Упоминается, что епископ Ефрем, проживший в Византии 18 лет, основал несколько больниц в Преславле в 1091 году, которые были общедоступны
[ii] Вероятные врачи в этих больницах - греки, потому что «Киево-Печерский патерик», XII в. сообщает о монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них - пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий, и преподобный Агапит, армянин (умер в 1095 г.) -ближайший ученик преподобного Антония. То, что в это время начинают переводиться греческие книги и распространяться медицинские познания, следует из книг того времени -"Шестоднев” Иоанна Экзарха болгарского (Х век), "Изборник Святослава" (ХI век), "Слово о правой вере" Иоанна Дамаскина (ХII век), "Христианская топография" Космы Индикоплова (ХII век), "Толковая Палея" (ХII-ХIII вв.), "Физиолог” (ХIII в.) и другие подобные сочинения - большей частью переводные, но частью и "оригинальные"
[iii].
Но возникает впечатление, что эти явления не развились в то, что можно назвать больничным движением. Можно, конечно, ссылаться на то, что сведения о том времени неполны, но упоминания врачей делается в связи с болезнями князей. Так, при княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (сириец).
Со скепсисом воспринимается заверения историка медицины
Т.С. Сорокиной:
«По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X-XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств».
Первая фраза тут никак не связана со второй. Тут один документ, а там, в Западной Европе, уже около сотни больниц, общедоступные аптеки, медицинские школы.
Картина тут видится иная: в связи с разгромом Руси татарами, а потом Византии турками все возможности получить хотя б и небольшое число врачей-специалистов были резко ограничены и настал период деградации больниц и врачебного дела. Потому, никаких больниц в монастырях мы уже не видим, врачи варились в собственном соку. Ситуация начала несколько меняться в конце 15 -начале 17 века - в 1620 появился Аптекарский приказ, иноземные врачи, начался перевод иностранных книг, но до первой общедоступной больницы, которая появилась лишь при Екатерине II, было еще очень далеко
[i] T. S. Miller The birth of the hospital in the Byzantine Empire 1985, Johns Hopkins University Press(Baltimore)
[ii] Russell Zguta Monastic Medicine in Kievan Rus' and Early Muscovy in Medieval Russian Culture, ed. Henrick Birnbaum and Michael Flier. University of California Press, 1984.
[iii] М.Б.Мирский Медицина и хирургия Древней Руси PROCEEDINGS OF THE First International Conference “Traditional Medicine and Materia Medica in Medieval Manuscripts” (Baku, 12-14 June, 2006)