Великий архитектурный комплекс Ангкор - две группы построек 1113-1150 гг н.э., мостик, пруд с обложенными камнем берегами и еще несколько объектов, достояние ЮНЕСКО и человечества. Стоял практически целым почти девять веков и вдруг развалился в эпоху реставраторов. Снимать его стали довольно поздно, только в 90-х годах XIX века. Странно. Но бывает. Самая же странная фотография, которая, судя поотсутствию джунглей за узнаваемым постаментом со статуями, снята до 1890-х, компенсирует все не увиденное с лихвой.
Ясно, что идет ремонтно-строительная работа; иначе что делают тут рабочие с лестницей и навьюченный какими-то емкостями слон?
Смотрим дальний план.
Где эти все великолепные храмы и ступы, которые неизбежно должны были попасть в объектив? Их нет. Еще даже пальмы на площадке, где заканчивается постройка древнего комплекса, не выросли. Постамент тот же, совпадает до малейших деталей, статуи те же, только переставлены.
Ангкор, комплекс из нескольких групп храмов и других строений - постройка XIX века, запредельно хлипкая, без фундаментов, разваливавшаяся непрерывно вплоть до 2010-х годов, когда была перебрана полностью.
Официальная история открытия - Ангкор был обнаружен, но отдаленно не описан во всей полноте французским ботаником Анри Муо в 1861 году - вполне вписывается в картину постройки в XIX веке. Какие-то объекты уже были сделаны к моменту появления француза, какие-то еще нет.
Собственно, все, что хотел сообщить про Ангкор.
Некоторые сетевые ученые возражают: это-де реставрация. Но не уточняют, куда делись храмы и ступы лальнего плана. Что глупость в квадрате. Какая реставрация и чего, если отсутствует огромная часть комплекса, и джунгли еще не выросли на площадке?
Некоторые сетевые ученые говорят, что это идет постройка копии комплекса на Международной Колониальной выставке в Париже 1931 года. Сетевая историческая мысль бывает очень изворотлива! Но постройка в Париже - глупость в кубе. В Париже сделали макет центровой части со входом и крыльцом, идеально по линеечке, работали совсем не на слонах, и не на площадке среди джунглей на горизонте, а среди парижских улиц и бульваров. Вот этот макет.
Эта городьба века не смогла простоять. У нее фундамента нет.
Набита была песком, по обыкновению. Песок промылся-просел - городьба рухнула. Даже Карнак надежнее делали, как ни смешно, нежели Ангкор.
Нынешний Ангкор был полностью разобран и сделан заново. Прежний сыпаться начал еще с середины ХХ века и оказался не способен простоять век.
Фотографий таких у меня сотни, видео есть не одно. Но думаю, что с Ангкором и так все понятно.
Древние части, ясен пень, формованная смесь, как и практически все монументальные строения древних из монолитных элементов на планете. Ниже несколько снимков друга в нескольких сетях Сергея Изофарова - желающие могут посмотреть полностью альбом, заодно загляните и в другие, там много интересного есть.
И т.д. Смотрите альбом.
Дополню комплиментом цеху создателей истории. В подкорку изумленному человечеству вошли репортажи с огромными деревьями, "проросшими сквозь древние руины". Это бенгальский фикус, растение вообще не местное, с очень развитыми воздушными корнями. Был высажен после постройки в углубления на стенах, пустил корни, они дотянулись до почвы. К моменту полного рассыпания, разбора и второго возведения Ангкора эти деревья поумирали.
Идея цеха строителей истории с бенгальским фикусом - великолепна! Надо воздать должное ему.
И превосходный заключительный штрих: при раскопках в комплексе Ангкор-Ват археологи нашли свалку брака и лома - 141 фрагмент 21 скульптуры, а с ними, в том же слое, современные предметы, например, деревянную оконную раму, велосипедный звонок, обод велосипедного колеса - клац
Ну и по традиции, в четыреста девяносто третий раз несколько слов для бетоноголовых. Практически все постройки Ангкора, как и большинство памятников, сложены смесью самых разных форм и размеров, от вполне типовых формованных кирпичей до уникальных крупных сегментов больших скульптур. Формованные смеси памятников, искусственный гранит, другой искусственный камень триста раз не бетон, ни по каким признакам, свойствам, срокам, составам и т.д., ни по каким методам и приемам. Это принципиально другие технологии. Профессор-мистификатор Давиденко целенаправленно ввел бетонную терминологию, чтобы надеть клоунские колпачки на оппонентов традиционных взглядов. Смесь также не раствор, не геополимер, не субстанция, которую льют. Если уж с чем-то сравнивать, то это плотная каша, тесто, мягкий пластилин, который накладывают, долго, постепенно наполняя любых размеров мягкие и твердые формы, и никаким образом не льют.
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.