Искусственный гранит Северной Пальмиры. Форты 1-й и 4-й Северные, Великий Князь Константин

Sep 25, 2024 05:50

Вот как можно, говоря о кронштадтских фортах, пройти мимо такого выдающегося зрелища? Никак. Хоть оно и не имеет отношения к граниту. Кирпичи, стекающие с подвальных сводов форта "Зверев". Это ж Апокалипсис и Армагеддон! Воплощенная ядерная война анунаков с Тартарией 1812 года, скрываемая рептилоидами от человечества!




Трудно бороться с магией этого зрелища, без сомнений, самого эффектного в фортах. Вот и не будем. Снимки большие, открывайте в новой вкладке и [любуйтесь.]любуйтесь.














Анунаками были капитаны судов, направлявшихся на ремонт и обслуживание на Кронштадский Морской завод, которые сливали в форты остатки отработанного топлива, мазутную смесь, ссылаясь на распоряжение директора завода. Кто-то поджег.

Было следствие. Имеются свидетели. Есть киносъемки 1970-х годов. Мазутная масса в "Звереве", судя по отметинам на стенах, была по грудь взрослому человеку. Это не одна сотня тонн. Кирпичи плавились и стекали.

...форты Кронштадта в огне.

Было ли что-нибудь анунакам и директору за их действия, неизвестно. Скорее нет, а если и было, то какой-нибудь формальный штраф за слив отработанных ГСМ в неположенных местах. Экологии Балтийского моря пожары внутри фортов никак не навредили. Памятниками форты не были, а были просто эаброшенным бесхозным имуществом. Коим фактически являются и сегодня. Хотя наверняка включены в реестры культурного наследия, и некоторые предприниматели пытаются наладить экскурсионный бизнес, по большому счету форты стоят в первозданном виде, не зная ни ухода, ни реставраций. Чем они и ценны, особенно для историков гранитного дела. Были бы. Если б делались не из искусственного гранита.

"Зверев", он же 4-й Северный и Батарея №4, строился в 1864-1869 годах. Форт выдающийся. Здесь впервые в России был применен асфальт - закатали полы в казармах; улицы столицы впервые увидели асфальт после этого опыта. Гарнизон и артиллерия форта участвовали в Кронштадтском восстании-мятеже и в Великой Отечественной войне. Орудия хранили рубежи, а гарнизон отдавал долг Родине еще в начале 1960-х годов... В этом прекрасном очерке блогера vol_majya найдете все основное по форту "Зверев" от замысла до наших дней. Прочел с удовольствием, рекомендую. Но в нескольких деталях не соглашусь.

Почему-то блогер, жительница Северной Пальмиры как понимаю, объясняя пожар и состояние сводов, всерьез относится к идеям, что военные жгли в "Звереве" неизвестно что, и что секретный институт испытывал неизвестно что. И скептически - к сливавшимся остаткам ГСМ, на том основании, что на пожарах кирпичи подобным образом не плавятся. С чего военным жечь незнамо что через десяток-полтора лет после ухода с  островка? С чего секретникам испытывать незнамо что у всех на виду, с дымовым шлейфом в пол-залива, собирая претензии не равнодушных к экологии граждан и ведомств? А вот горение остатков ГСМ под сводами в виде куполов, да еще и с аккуратной подачей вказематы свежего воздуха балтийским бризом обязано привести к накоплению достаточного для расплавления тепла под куполами, где мы и наблюдаем основные плавления. На пожарах такого быть не может, потому что они скоротечны. Фортовое же горение было даже не многочасовым, а многодневным.

Более того, выскажу крамольную, естественно напрашивающуюся мысль. Поджигать форты с отработанными ГСМ, конечно, свинство, но есть у этих пожаров и другая сторона. Не сгори эти сотни тонн мазутных смесей, они стали бы очагом подлинного экологического бедствия в масштабе залива и Балтики, неизбежно проникая сквозь грунт и камни в ряжах под фортом, смываясь в море дождями, разносясь штормами... Отравили бы и воду вдоль течений, и все окрест. Вот тогда были бы и громкие дела, и суды, и посадки. Отсюда совсем легко просматривается и авторство пожаров. На том же Морском заводе, осознав, ЧТО натворили, решили это дело тихо исправить, подожгли и уничтожили смеси с минимальным экологическим вредом.

Абсолютно неуместна в очерке о форте цитата писателя В.С. Пикуля о непосильном труде подневольных масс и массовой же смертности, развернутая автором в чудовищное описание собственно работы над постройкой. В вопросах логистики и организации труда тандем писателя с блогером оказался даже глупее Монферрана, у которого 600+200 человек, трудившихся над колонной, хотя бы жили в хибарках, неизвестно где и как питаясь, стираясь, обогреваясь... У тандема трудящиеся солдаты и крепостные летом живут прямо на ряжах (ряж - рубленая клеть, ящик из бревнышек, наполненная камнями; ряжи устанавливали над отмелью на льду, после таяния и затопления их наращивали песком и грунтом, укрепляли сваями, они становились основанием фортов), зимой - в бараках на льду, в межсезонье - неизвестно где; согревались водкой, которую "глотали как водицу"; умирали от тесноты, антисанитарии и непосильного труда, из коего описано поднятие семипудовой "бабы" для забивания свай. Император Александр Николаевич, посещавший работы (это реальный факт), якобы набирался впечатлений, побудивших отменить крепостное право (это глупость; манифест об отмене издан за четыре года до начала строительства "Зверева")... Сколько народу участвовало в постройке, не известно, но много, упомянуты бараки во множественном числе и теснота.

К сожалению, и писателям, и сетевым историкам редко дается понимание простых вещей, касающихся трудозатрат и организации труда и ясных любому простому человеку. На постройке форта просто нет места для большого количества людей, начиная с первых же работ. Камни в ряжи и грунт для подсыпки возили подводами, лошадками на санях в сезон льда, баржами в сезон навигации. Сколько нужно солдат (про крепостных забудьте, их не было после "Манифеста"), чтобы разгрузить подводу? Четверо - с напряжением, шестеро - с комфортом, большее количество будет просто мешать друг другу. И получается, что даже если пустить на трехкилометровый маршрут от Котлина до искусственного островка десяток подвод, два десятка солдат обслужат их без особого напряжения на островке, еще столько же - на погрузке, они плюс возницы - вся потребность в рабсиле. То же и с малыми баржами (большие на отмель не зайдут). Допустим, налетела толпа, перекидала груз, а дальше что им делать/ь в ожидании, когда отчалит эта, придет и причалит следующая баржа? Глотать водку как водицу? Строить до закрытия ряжей - самого трудозатратного этапа - еще невозможно. Добавьте также периоды между установившимся льдом и навигацией; в это время на островке просто делать нечего. Таким образом, учитывая характер работ и близость Котлина, в первые сезон-два, пока остров не был готов к застройке, не было и необходимости в отапливаемом помещении для ночлега и остальной потребной инфраструктуре. Солдатушки ехали на первых груженых подводах по двое, обратно - порожними, обед им привозили, как и любым солдатам, дислоцирующимся за пределами части, все остальное - готовка, помывка, стирка... - получали в месте постоянного пребывания. Люди, интересующиеся военной историей, наверняка найдут на северном берегу Котлина подходящий военный городок или долговременный лагерь; на Котлине, главной военной базе РИ на Балтике, их хватало. В сезон барж могли так же прибывать и убывать с баржами, в крайнем случае - шторм или какой-нибудь форс-мажор - могли и ночевать на барже.

Описанная писателем "баба" в 7 пудов (112 кг) - приспособление для забивки свай, простейшие козлы с грузом, который поднимается канатиками с двух сторон, по трое-четверо с каждой. В любом случае это нагрузка, равная примерно весу двухгодовалого ребенка или взрослого британского кота, на человека. Сваи для ряжей - это не те сваи, которые вбивают, чтобы поставить мегатонный многоэтажный дом. Этими подпирают стенки ящиков-клетей, чтобы не развалились. Допускается также забивание их слегка криво, если уж прямо не пошло; их назначение - обеспечить сцепку с донным грунтом для предотвращения горизонтальных подвижек, а вес насыпанного на остров грунта и построек будут держать камни. Тонкое бревнышко должно просто войти в грунт, верхним торцом чуть ниже уровня воды, чтобы исключить контакт с кислородом воздуха. Дальнейшие подсыпания скроют и его. Заострять это бревнышко может только один человек, двое уже покалечат друг друга. Несколько ударов, в крайнем случае десятков ударов - приспособление перемещается на новое место, готовится свая, "операторы бабы" отдыхают. Толпе здесь делать нечего, и умереть на такой работе очень трудно.

Строительство сводчатых кирпичных казематов - работа высокопрофессиональная, которая априори не нуждается в толпах и не делается силами солдат. Они могут быть только подсобниками - кирпичи разгружать, подавать их на рабочее место, выполнять все задачи "подай-принеси". Для исполнителей нужна какая-то времянка, но только на один сезон, летний. Первое же готовое капитальное помещение, которое по-любому получится сделать от весны до зимы, становится и жильем для профессиональных рабочих, занятых кладкой и внесезонными работами внутри помещений. Ну а работа с искусственным гранитом, коим отделан форт, аккуратная неспешная, интеллектуальная, в масштаб менее трудозатратная, нежели аналогичная работа с гранитом натуральным, в принципе не требует толп.

В чем еще не соглашусь с автором очерка - в акцентировании на фигуре Э.И. Тотлебена в деле руководства строительством и полном забвении К.Я. Зверева, чье имя носит форт.

Инженер-генерал, граф (титул был дарован сыну немецкого торговца) Эдуард Иванович Тотлебен (1818-1884).



Инженер-генерал Константин Яковлевич Зверев (1821-1890).


.

Оба они люди достойные, талантливые инженеры и руководители, выдающиеся военные строители, заслужившие (а не выслужившие) высшие воинские звания, начав с младших чинов, талантами и трудом. Награждены высшими орденами РИ. Строили не только 4-й Северный, но и другие кронштадтские форты. Э.И. Тотлебен, кто не знает, еще и герой обороны Севастополя и осады Плевны. Но есть одна важная деталь, очень серьезно поднимающая руководящую роль именно второго инженер-генерала, Зверева. Император Александр II (интересовавшийся фортами и лично посещавший, мы помним, строительство) персонально отметил его заслуги в деле достижения значительной экономии средств при постройке объектов Свеаборга (крепость - шедевр так называемой полигональной кладки из якобы тесанного гранита) и Кронштадта. Само собой, сопроводив соответствующим служебным ростом и материальным довольствием.

На чем можно значительно сэкономить при строительстве форта? Разумеется, не на рабсиле; никто не собирался делать форты руками трех калек до морковкина заговенья. Экономия на условиях содержания и труда, сверхэксплуатация трудящихся масс, любимая писателями и блогерами, на высокотехнологичных объектах вроде фортов не только неуместна, но и просто глупа, а также и невозможна по причине малой площади и специфики работ. Естественно, не на стройматериалах, их сортности и качестве; глядя на устоявшие после беспрецедентного термического воздействия своды и казематы, об этом даже смешно говорить. Конечно, не экономили на вооружении; форты оснащались и непрерывно переоснащались по последнему слову военной науки и практики, иначе просто терялся смысл их существования. Как ни крути, а  предметом экономии могут быть только периметры и облицовка сооружений из искусственного гранита, делающего форты фактически неуязвимыми для артиллерии тех лет. И работа с ним, в масштаб (если не в два) менее трудоемкая и затратная, нежели аналогичная рабата с гранитом естественным. Соответственно, Зверев и был тем человеком, который обеспечивал использование закрытой для своего времени (и остающейся таковой для всех ученых историков дня сегодняшнего).

Не один, естественно. Вспомним хотя бы Максимилиана Лейхтенбергского, который с большой вероятностью курировал подготовку кадров для работ с этой технологией, да не удержался, применил ее в своей усадьбе в Петергофе, что скрывал до конца дней и завещал скрывать наследникам.

В прошлый раз, говоря об истории создания внематричным цехом грандиозного гранитного дока, мы остановились на том, что после отказа от плана сделать крупнейшую евразийскую империю "владычицей морскою" военное ведомство РИ еще некоторое время после сдачи дока пользовалось закрытой технологией для создания исключительно оборонительных объектов. Каковы бы ни были условия сделки, первым и важнейшим пунктом, разумеется, была полная закрытость работ с ней и самого факта ее существования. Государство безупречно выполнило условие. Мы, как и в случае с доком, не найдем никаких проектных, сметных, подрядных и иных документов этой части работ, свидетельств и свидетелей, ни одной фотографии. Даже сам государь император-освободитель, в
конце концов таки-взорванный народовольцами, лично интересовавшийся строительством, отметил заслуги в использовании в завуалированной форме. Кстати, тот же режим закрытости наверняка был еще одной причиной для Лейхтенбергских помалкивать об уродливом изваянии в своем парке.

Ну а для ученых гранит для кронштадтских фортов по умолчанию (документов же нет) везли из Выборга и с несуществующей каменоломни Пютерлахти, где якобы вырубали колонны для Исаакия и Александровскую колонну. Просто сказочника вроде Монферрана не нашлось, поэтому историографию докового и фортового гранита оставили такой, какая она есть - нулевой.

***

А теперь пройдемся по фортам, посмотрим гранит. Частично мы уже начали это делать в рассказе о Петровском доке.

Форт 1-й Северный, он же Батарея №1, построен в 1855-1856 годах Э.И. Тотлебеном, перестроен и соединен дамбой с Котлином в 1862-1867 годах К.Я. Зверевым.

Причальные кольца, которые должны выдерживать огромную нагрузку - вес баржи или корабля, когда их тянет шквальный ветер. Никакими сверлениями тут в принципе обойтись не получится, баржа выдернет кольцо как морковку. Элемент может соответствовать требованиям только если его вкладывать в гранит при формовке.











Пристань. Никакие монолиты, естественно, вырубаться такими формами не могут. Это последовательная формовка, сначала спуск, затем ступени. Удивляет избыточная, на первый взгляд, массивность конструкции. Почему не сделать просто спуск? Зачем этот монументализм понадобился К.Я. Звереву? Ниже будет объяснено, почему и зачем.









Здесь обращаем внимание на чугунный элемент, который явно был каркасом-основанием малого гранитного элемента. Видимо, треснул и был разбит какой-нибудь компанией отдыхающих на сувениры или просто удовольствия ради.



Пристань со стороны моря. Под лестницей большая полость, всякий лом, хлам, песок. Все это было насыпано на ряжи, стоящие в основании искусственного острова, на куче формовалась пристань. За полтора века прибой и шторма серьезно размыли насыпь, где-то в полости, если отбросить хлам, найдутся и ряжи; В условиях минимального доступа кислорода воздуха наверняка бревнышки уцелели до наших дней.





В одном месте лестница рассыпалась; не везде качество смеси искусственного гранита было идеальным. Кто-то подмазал ее современным раствором. Вряд ли эта подмазка сохранилась до настоящего момента; этим фотографиям восемь лет.



Взглянув на лестничный монолит с обратной стороны, мы увидим, что дожди существенно вымыли и грунт, который насыпался на ряжи. Эта кромка наверняка делалась под уровень грунта, лестницу формовали на основании из земли, смешанной с камнями и щебенкой. Землю вымыло, осталась сильно опустившаяся поверхность из камней и щебенки.



Чрезвычайно избыточно укреплен периметр островка, на котором стоит форт. Мало того, что островок опоясывает ряд, а местами два ряда крупных гранитных блоков, они еще и соединены плотно прилегающими боковинами в виде кривых плоскостей.



Понятно, что такое можно только формовать, одновременно делая два соединяющихся блока и прокладывая между ними гнутый металлический лист, бесспорно цветмет, пластичный и легко гнущийся. В месте, где один из стыковавшихся блоков разрушился, видно, как небрежно сгибали этот лист. Несомненно, получение вот таких кривых боковин, стыкующихся без зазора и было целью мастеров, которые это делали.



Все блоки по периметру форта имеют такие же сцепки боковин, и двух одинаковых линий стыков нет. В этом "замке" выделим затопленную гайку с винтом.





Еще стыковочка.



Вот симпатичный монолит. Здесь всё: и железяка в формовке, и отпечаток элемента, с коим в комплекте формовали блок, и паз, ныне пепельница для эстетствующих бандерлогов.





Разумеется, отметим, что блоки набережной формованы только с внешней стороны. Внутренняя не формовалась металлическим листом; как смесь в мешке укладывалась на грунтовое основание, повторяя его рельеф, так и сформировалась; это универсальный признак формовки в мягких формах, единый на всех объектах,  от мегалитической классики Саксайуамана до кронштадтских фортов.







Теперь давайте подумаем над смыслом опоясывания форта Северного 1-го и вообще фортов рядами многотонных гранитных блоков, со стороны фарватера - двойными, а также над смыслом неповторимых извилистых стыков без зазора между боковинами блоков.

Чтобы понять смысл, надо вспомнить историю создания фортов от печки. Они стоят на основании из ряжей, бревенчатых ящиков-клетей, заполненных камнями. В этом и состоит их уязвимое место. Если неприятель, корабельным огнем или подведя мину, разрушит бревенчатую стеночку ряжа, камни "поедут" в стороны и ко дну под тяжестью насыпного основания и строений, процесс скорее всего продолжится в соседних ряжах, форт будет полузатоплен. А поскольку, казармы, арсеналы, пороховые склады находятся на елико возможной глубине форта, укрытые от внешнего артиллерийского огня, то этого будет достаточно для нейтрализации форта. Тому же 4-му Северному много и не надо, он в любом месте узкий, имеет Т-образную форму, его специально сделали таким для максимально плотного огня по целям на участке фарватера, в "зоне ответственности" форта.

Той же цели защиты ряжей служат и фигурные соединения боковин гранитных блоков; там, где от взрыва при попадании снаряда блок с прямоугольными гранями отвалится, блок, сцепленный фигурными боковинами, устоит.

Разумеется, корабельная артиллерия середины XIX века раздолбит периметр и обвалит ряжи, если задастся такой целью, но для этого кораблю неприятеля придется торчать перед фортом на линии огня много часов, если не дни, и все это время форт не будет безучастно наблюдать за его усилиями, а также задаст ему трепку по первое число. Этот расклад и останавливал противников в течение всей истории после создания фортов. Неприятельские флоты ограничивались морской блокадой. Даже в Великую Отечественную войну, когда неизмеримо возросла мощь корабельной (и фортовой естественно) артиллерии, а к ней добавились бомбовозы Люфтваффе и дальнобойная артиллерия Вермахта, адмиралы Третьего Рейха так и не решились идти занимать Кронштадт, воевать с фортами. Феноменальную защиту с запасом чуть не на век вперед создал К.Я.Зверев!

*
Пост уже большой, закруглять пора, а искусственный гранит 4-го Северного форта, он же "Зверев", так и не показан. Для формальности покажу гранитный элемент с загадочным следом на пристани 4-го Северного, такой же маленькой и компактной, как в 1-м и в остальных фортах. Очень он мне нравится! Закругленная длинная выемка, будто срезанная лазером анунаков и ятаганом Дарта Вейдера.





Очень похоже на след валенка: полез за каким-то лешим работник на элемент, не дошедший до кондиции, подскользнулся, шлепнулся, понял, что лазить еще не время... Но нет. Человеку такой след не оставить. После снятия форм до полного затвердения ему надо долго стоять в обуви с ребристой подошвой, чтобы получить едва видимый след - показывали отпечаток паттерна в Петровском доке. Это приложили чем-то более тяжелым - частью какой-нибудь мортиры, другого орудия. Форт оснащался лучшей на тот момент противокорабельной артиллерией; об этом прекрасно рассказано в очерке, рекомендованном в начале поста. Вот только возможностей для комфортного вкатывания орудий на этой маленькой пристани не предусмотрено. Пожалуй, единственное упущение Тотлебена со Зверевым - не стали делать широкие удобные конструкции для разового мероприятия, предоставили его делать единственно возможным способом - с помощью множества солдатских рук, русской смекалки и генеральской матери.

И возвращаясь к тому же очерку и к сверхэксплуатации трудящихся масс на постройке фортов в литературе и блогосфере. Выгрузка артиллерии на не приспособленные для приема тяжелой техники островки - вот единственный техпроцесс, где можно поэксплуатировать массы от души. Разовый, увы. Во всех других техпроцессах массы не нужны, и сверхэксплуатировать их не получится. Пропаганда народовольцев, подхваченная большевиками, а затем ставшая официальной пропагандистской доктриной, пустила глубокие корни, но иногда нужно думать и своей головой.

*

И еще кое-что обязательно хотелось показать в этом посте. Остатки листовых форм между 6-тонными блоками облицовки эскарпной стены форта "Великий Князь Константин". Это самый мощный из кронщтадтских фортов. Строился на ряжах, в деревянной версии в 1808-1826 годах, в каменной строился и перестраивался в 1854-1879 годах, в том числе в гранитной части К.Я. Зверевым с 1868 года. Название дал в 1834 году император Николай I в честь 7-летнего сына, которому за три года до этого присвоил звание генерал-адмирала российского флота.

Из стены, сделанной из блоков поменьше, листы легко вынимаются. Вынуть из-под 6-10-тонных блоков проблематично, поэтому получилось не везде. Металл потяжелее дюраля, возможно, алюминиевый сплав.









Кто-то написал в Википедии: Швы между облицовочными плитами заделывали свинцовыми полосками. Четырежды глупость. Нет никакого смысла в заделывании швов между гранитными блоками полосками свинца и вообще чем бы то ни было; гранит -сам по себе облицовочный материал, который не нуждается в изоляции, частичной и полной; которой к тому же невозможно добиться подобным образом. Остатки листа со всей определенностью не приделаны каким-либо образом к швам, а лежат между блоками, т.е. попали туда одновременно с ними. И это определенно не свинец. Металл светло-серебристый, на изломе блестит. Что будет со свинцом за полтора века водных, погодных, сезонных воздействий - догадайтесь, посмотрев на любую старую свинцовую вещь. Наконец, каким образом вообще можно засунуть между блоками металлический лист так, что его невозможно выдрать никакими усилиями, а можно только отломать? Никаким. Кроме остатков листов формы, больше нечему быть между многотонными блоками.

Ума и здоровья.

Другие материалы по созданию истории

[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.

санкт-петербург saint petersburg

Previous post Next post
Up