Сказки Александрийского столпа. Фальшивые свидетельства подъема и подлинное - постройки

Jun 12, 2022 20:08

Современникам подъем Александровской колонны известен в основном по рисункам Монферрана. Картин других художников известно три. Каких-либо литераторов, известных и неизвестных публицистов, вездесущих газетчиков, общественных и высокопоставленных государственных деятелей, оставивших мемуары, на мероприятии не присутствовало (что более чем странно для такого выдающегося события как для Российской Империи, так и ее административной и культурной столицы).
Первым из художников увековечил событие, представив через пять дней после установки картину "Подъем Александровской колонны", Александр Денисов.





Французкие художники Бишебуа и Байо опубликовали в 1834 году литогрфию "Подъём Александровской колонны в 1832 году", сделав пометку, что использовали рисунки Монферрана. Который опубликовал их только в 1836 году.




Григорий Гагарин надписал акварель "Александрийская колонна в лесах. 1832-1833": "D`aperes nature p. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, ce 4 juine 1833" - С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833.




Далее переношу несколько комментариев из обсуждения темы колонны отсюда; это аккаунт журнала "Наука и религия", редакция которого взялась наладить дискуссию между представителями академической истории и остальной.

*
Думаю, что уж это-то творчество свидетелей подъема колонны т.т. Луи Пьера-Альфонса Адама Бишебуа и Адольфа Жана Батиста Де Байо даже самый непримиримый академист вынужден будет признать фальшивкой, за полной очевидностью данного факта.





Любой профессиональный художник знает, что невозможно, наблюдая процесс поднятия колонны, ошибиться в эскизе настолько в ее длине - как минимум в полтора раза. Вывод тут только один: художники в глаза не видели процесс либо рисовали его из головы.

Выполняя поставленную задачу - сфабриковать художественное свидетельство поднятия колонны, художники исполнили более реалистичный вариант, подъем частями. Справедливо рассудив, что и половину-то поднять таким методом проблематично... Подъем второй половины можно было сделать аналогичным подъемником с насыпного грунта, вполне вероятно, что художники, совместно или по отдельности, изобразили весь комплект работ, но заказчик забраковал остальные работы...

Получается, что у первых хроникеров был заказ, где ставили составную колонну из двух частей. Затем его переиграли, и у Монферрана вышла отредактированная версия, где колонна целая.

Такое частенько случается у цеха.

На картине Денисова "Подъем Александровской колонны" очень похоже, что колонна тоже коротковата. При целой колонне просвета в лесах там, где его нарисовал художник, быть не должно. Так что окончательная версия только у Монферрана.



Скорость написания Денисовым картины также говорит за то, что заказ был дан заранее и давно исполнен.

Кстати говоря, и погода у Денисова и Бишебуа-Байо радикально разная, и солнце светит с разных сторон... Хотя погода в Питере часто меняется.

Погода, разное время суток - дела терпимые. А вот две белые палатки на одной картине и одна - на другой говорят о том, что в данное время в данном месте не могло быть авторов этих картин. Кроме того палатки на картинах освещены со стороны колонны и с противоположной стороны, с проемом на боковине и без проема...



Но все это мелочи. Главное отличие - у Денисова, как и у Монферрана, система пандусов и балок. У Бишебуа - вполне явный и гораздо более реалистичный насыпной грунт. Это все-таки черновой вариант показа установки колонны, который был заменен на нынешний "классический".



Объяснить эти вещи можно только редактированием версии подъема. Раннюю версию Бишебуа-Байо отредактировали на позднюю версию Монферрана-Денисова.

Намеченное создателями легенды о подъеме, разумеется, выпирает и на картине Бишебуа-Байо.
Картину также редактировали, как и версию подъема.

Поверх очевидного грунта с перепадами высот нанесли там, где возможно, линии досок помоста. Выделил два участка красным.

Получился двойной абсурд. Помост держит не только невероятный вес колонны в 600 тонн, но и сопоставимый с ним вес грунта.

Который в принципе незачем насыпать на помост.

На дальнем плане, за тележкой, толщина грунта - примерно две трети роста человека, и грунт насыпан на обширной площади, на которой стоит сплошная масса людей, теряющаяся на дальнем плане и видимая с нашего ракурса. Это тройной абсурд: масса людей - еще одна нагрузка на помост.



Повторю: художники изобразили весь подъем половинами и насыпным грунтом, но массам была явлена только одна эта картина, и та после редактирования.

Похоже, нашелся и образец, с которого французы редактировали свое творчество - спасибо блогеру metafor-7. Антонио Агостино, помощник Монферрана, швейцарский архитектор на российской службе, изобразил и абсурдный деревянный помост для сотен тонн колонны и войск, и более вменяемый, чем у мэтра, подъем колонны половинками.

Рис. 4 п. Волохов - деревянный помост, построенный для возведения Александрийской колонны, в папке Антонио Адамини, 1835, доски 55. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения кат. Двадцать пять.



Рис.5 Разрез на деревянных помостах, в портфолио Антонио Адамини 1835, доска 49. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения кат. Двадцать шесть.
От колонны лишь половина.



А в реале, естественно, составляли из 10 частей сердцевину, затем покрыли искусственным гранитом, смесью, готовившейся при ней же.

Единственная картина, отражающая реальный "подъем", эта. Григорий Гагарин. "Александровская колонна в лесах. 1832-1833".

Нижние сектора готовы. Гранит прижали теми самыми "шаблонами для обтесывания", чтоб не выперли складки (не очень хорошо это получилось, зафиксировали "шаблоны" недостаточно крепко). Работы ведутся на уровне 7-8 секторов.



Сама по себе конструкция деревянного сооружения при колонне, в официозе "леса" - однозначно не леса. Для лесов она чрезвычайно избыточна. Это одновременно и подъемный механизм, которым составлялись 10 секторов стержня колонны, и конструкция для создания оболочки искусственного гранита. Вся работа над секциями заняла день-два, после чего два года колонну якобы шлифовали, на деле облицовывали гранитом. Что именно делалось в глубине "лесов" - никаким прохожим горожанам из-за забора видно не было (как и представления о том, как именно "шлифуют колонны", также ни у кого не было), заглянуть поверх забора никакие горожане также не могли, их в зданиях на Дворцовой площади, сплошь занятых под госучреждения, просто не было.

Строение под подъемником-лесами - предельно функциональный сарай, примитивно сложенный из блоков, производственное помещение разового использования. На крыше парапет выложен не сплошняком, а с проемами для подъема груза. Правое крыло сделано ниже, как площадка для той же цели. Напротив нее - ворота и груженая подвода, на ней поднятый материал.

Бревна для доводки "лесов" либо - скорее всего - сегменты стержня колонны затаскивались на дальнее от нас крыло, при этом часть стены развалилась. Это никого не волновало, потому что весь или бОльшая часть крупногабаритного пиломатериала уже была поднята. Напротив крыла складирован более мелкий лес.

Сравним с фантазией Монферрана, где тоже есть как бы проем.





На рисунке реальной стройки однозначно не проем, а пролом. В каменной стене. Помещения с окнами для света, перекрытыми арочной кладкой. По обычаю до эпохи ЖБИ их так и перекрывали. Даже штукатурка была на этом здании, но изрядно осыпалась...

Пролом не планировавшийся; к нему даже временная лесенка приставлена, со стопки кирпичей, сливающихся по цвету со стеной. Что-то сверзилось. Не брусья, конечно, а часть колонны. Кроме одного из сегментов, такой пролом больше нечему оставить... Поверху пролома поставили деревянные перекрытия и подперли их двумя дополнительными брусьями - укрепляли "кран" по ходу работы...
Отдаленно ничего нет похожего на фантазии Монферрана.

Вряд ли отсутствует дальняя стена, как на рисунке Монферрана, скорее одно из внутренних помещений стало внешним. Если б можно было обойтись без стен, то и обходились бы... Постамент не требует производственного здания. И установленная колонна не требует постоянного подвоза материалов; он требуется только при продолжении работ над созданием тела колонны, то есть при облицовке искусственным гранитом.

Поднимали с разваленной стороны скорее всего секции стержня колонны; либо складировали их в помещении, которое после установки стержня колонны стало не нужным. Разумеется, и "леса" таких габаритов нужны были для подъема секций.

Это типичная затяжная стройка, которой второй год. Ветхая и разваленная от долгого использования производственная постройка, охраняемая ограда, склады и времянки внутри ограды, дорожки, проложенные в обход ограды с начала зимы, отвалы грунта, да и сами леса ни одним местом не похожи на подъемный механизм и мероприятие с подъемом у Монферрана, 100-процентно подложное, и художников - авторов фальшивок.

*
И еще одна говорящая деталь. Отвал у левой стены слишком велик. Высота больше двух всадников. Это далеко не строительный мусор. Разрушаться, чтобы получился такой отвал, нечему, стена может только мусор сверху насыпать. Судя по всему, привезенный, но не использованный песок.

Для чего привозили столько лишнего?

Думаю, что вполне мог быть привезен под колонну самого первого проекта. Той же толщины, составную, подвид Июльской или Марка Аврелия. Либо подвид александрийских обелисков - здесь представлен ее проект, фактически копия нью-йоркской и лондонской Игл Клеопатры. Но в ходе подготовки цех решил сделать самую высокую в мире колонну гранитную монолитную. Материал, для которого нужен песок, пошел на стержень меньшего диаметра, его облицевали искусственным гранитом, излишки материала для первого проекта остались. То есть внутри колонны составной стержень, армированные сегменты из какого-то песчано-известкового состава.

Не в обычаях подрядчиков доставлять, заказчиков - оплачивать стройматериал с огромным избытком...
Напомню, что сметы колонны не существует, кроме писульки, отдаленно не рабочей; документация, разумеется, была, но изъята.

*
Колонна на картине Гагарина, безусловно, есть, и она в процессе "облицовки" искусственным гранитом; в официозе ее "шлифовали" два года.
Мало того, на ней уже с очевидностью есть полусфера - пьедестал для ангела, только самого ангела еще нет.



Справа от колонны, ближе к зрителю стоят странные конструкции, похожие на листы гигантской гофрированной фольги.



Думаю, что это деревянные либо металлические приспособления для обхватывания и прижатия металлической опалубной формы во всю длину, предотвращения деформаций ее. Створки-половины сборной опалубки - это те самые "шаблоны для обтесывания" на схемах Монферрана.



Что еще интересного: в районе, где ведутся работы, справа от колонны, ближе к зрителю, видны два сосуда либо предмета, похожих на сосуды, один из которых подвешен, другой подвешен или стоит.

Компоненты для формирования массы гранита. Больше тут нечему быть.



Разумеется, для формовки гранитной массы нужна вода, в ней используется негашеная известь. Второй компонент, уверен, жидкая или растворенная органика. Какая именно - наука этого узнавать не будет, наукой почти 200 лет охраняется парадигма с натуральным гранитом. Вопреки бесчисленным фактам в исторической науке искусственного гранита до эпохи полимеров не существует. Загляните в эту подборку описаний и скринов блогера sharapov-alexey - узнаете, что и в 19 веке искусственный гранит был довольно-таки обыденным материалом в строительстве.

*
И ответ на комментарий писательницы alexandrafl

Ну про колонну-то "Северная пчела" давала репортаж с продолжением... Который прятали и прячут от общественности в связи с дурью о получении монолита взрывами)) Самый вкусный момент приводился здесь.

Творчество Монферрана в России и Санкт-Петербурге очень долго вообще не было известно; первые статьи, насколько знаю, появились только в журнале "Зодчий" в 1870-х годах. Самым младшим из взрослых свидетелей реального строительства было уже за 60-70, если кто-то из них и был читателем журнала "Зодчий", то это могли быть единицы, не более...

Художник Денисов Александр Гаврилович, написавший картину с безумными пандусами с того же источника, с какого делались рисунки Монферрана, скончался в Берлине в год открытия колонны в возрасте 25 лет. Что он такое изобразил - бог весть, с него взятки гладки...

А про стройку знали. Видели ее издали. Юный протеже высоких родителей, делавший их стараниями дипломатическую карьеру в Европе, Григорий Гагарин, даже зарисовал ее реалистично. Стройка типичная и привычная, за почти два века на таких стройках мало что изменилось.

Делали колонну два года. Стройка была объектом режимным. Кроме бригады изготовителей гранита, никто искусственного гранита в глаза не видел , в том числе и работники транспортного цеха... Построили, с большой помпой открыли - какие вопросы?

Очень грамотно цех провернул эту крупнейшую в мире "колонну из гранита".

*
Точно по тем же причинам и такими же методами пришлось историческому цеху маскировать и подделывать и летопись строительства Исаакия тем же Монферраном.

Первый проект Исаакия, изданный в 1820, замаскирован двумя альбомами Монферрана, изданными много позже. Это также выяснилось на дискуссионной площадке журнала "Наука и религия" - спасибо за нее.

Вот он, узкий момент в летописи строительства.
Из альбома 1845 года.
Колонны.
Их, как и Александровскую, следовало вырубать, точить, тащить, ставить с помощью дурацких пандусов...
Хотя очевидно, что они точно так же сделаны составным стержнем под гранитную оболочку.
В разных световых фильтрах части отлично видны.



Но признавать искусственный гранит в начале 19 века нельзя ни науке, ни альтернативной науке. Эдак питерскими колоннами можно сдать и Древний Рим с Элладой, и весь Древний Египет с Пальмирой и Баальбеком впридачу - всё, что делалось с ним.

Поэтому задним числом и рубили, и точили, и катали по дурацким пандусам, и ставили.
















Благодаря прекрасному репортажу блогера zodchi1 мы можем подробнее рассмотреть оболочку искусственного гранита колонн Исаакия.
Формуется оболочка типичным для оболочек образом.










Залепляются места отвалившейся оболочки смесью с кусочками гранита - принцип анастилоза.




Удалось снять и несколько отпечатков швов либо стыков, почти неизбежных на листовой металлической форме.







Спасибо! Прекрасный репортаж.

Заодно покажем и любимую щель альтернатистов, которые обожают ее постить и доказывать путем засовывания линейки полую природу колонн. Это обманка, ложный факт, делающий всякого постящего ее клоуном. Усадка была. Ремонтировали колонну в 1928 году. Разрушенный фрагмент изъяли и вставили фрагмент из натурального гранита. Это из книги Н.П. Никитина, который сам этим занимался.





Еще неколько подробностей реставрации, отменяющих открытия конспирологов, найдете в книге архитектора Е.А. Сабанеева здесь.

Ума и здоровья!

Другие материалы о создании истории

[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.

россия russia, архитектура architecture, санкт-петербург saint petersburg

Previous post Next post
Up