Появление женщин-скульпторов в начале 20 века - видимый результат эмансипации женщин.
Идея о том, что из всех творческих профессий, именно скульптор более всего связан с материалом, с чем-то весомо-природным, с тяжелой физической работой вполне резонна. В биографиях первой половины века авторы неизменно говорят о физической тяжести профессии скульптора, о том, как "несмотря на все..." женщины-скульпторы смогли добиться того-то и того-то, всяко подчеркивают наличие у них "неженских" качеств (вплоть до физиологии), таких как физическая сила, целеустремленность, упорство и т.д.
Сейчас этот гендерный аспект в становлении истории отечественной скульптуры активно разрабатывается специалистами, благо Россия с начала века получает целую группу первоклассных женщин-скульпторов.
Больше всего, кажется, шовинистических суждений было сказано о личности, характере и работах Анны Голубкиной.
Анна Семеновна Голубкина (1864-1927)
Теперь в Москве, например, есть всего два специализированных музея скульптуры - именно Анны Голубкиной и Сергея Коненкова.
(Недавно открылся еще мемориально-выставочный павильон, посвященный Вере Мухиной и Борису Иофану в "Рабочем и колхознице")