Нашему с вами поколению неприлично повезло: у нас есть миссис Джоан Роулинг. Я даже рискну сказать, что нам повезло так же, как тем мальчикам и девочкам, которым посчастливилось читать первоиздания «Алисы в стране чудес», «Хроник Нарнии» и, конечно, «Хоббита» вместе с «Властелином». Мы с вами присутствовали при рождении Поттерианы, имели возможность наблюдать, как сага меняет мир и общество - и самим меняться под влиянием этой прекрасной истории.
Но и на этом наше везение не закончилось: после завершения саги о мальчике-который-выжил его литературная мама взяла и выдала на-гора еще одну историю. И есть очень много оснований полагать, что пятитомник «Тварей» окажется не менее крутым, чем семитомник «Гарри Поттера».
Я только в кинотеатре смотрела «Фантастические твари и где они обитают» дважды (и непрочь, кстати, сходить в третий раз, составляйте компанию). И если в первый раз в большой степени была очарована волшебством, по которому мы все успели соскучиться за 5,5 лет, а также харизмой Редмейна и, конечно, милотой нюхлера, то уже со второго просмотра на первый план вышли проблемы совсем не детские и даже совершенно не сказочные. И я утверждаю: впереди нас ждет серьезный политический триллер, сверхзадача которого - решение очень серьезной этической проблемы.
А именно: как в одном обществе объединить две очень разные группы, одна из которых к тому же обладает очень серьезным преимуществом и не против доминировать? Из «Гарри Поттера» мы знаем, что как минимум в европейском волшебном сообществе эта проблема была в итоге решена - и есть основания полагать, что в ближайших четырех фильмах мы увидим, как именно, какими методами и с какими потерями.
Экспозиция
Магическая Америка, которую нам показали - очень страшное место. Фактически, это страна, в которой маги дегуманизируют не-магов. Запрет на дружбу, на близкие отношения, на создание семьи… кто сказал «сегрегация»? И есть еще один по-настоящему страшный нюанс, который остался за кадром, но который легко выстраивается. Мы знаем, что дети-волшебники могут рождаться в немагических семьях. И мы знаем, что в стране введен полный запрет на общение волшебников и магглов. Как вы думаете, что происходит с простыми американскими родителями, если их ребенок внезапно оказывается волшебником? Ох, боюсь, вариант с полным стиранием памяти - это еще очень, очень гуманная версия.
Магам не дают забыть, что не-маги на них охотились (в Комитете - огромный мемориал салемским ведьмам - сравните со статуями в Минмагии Британии), магам постоянно напоминают, что любое нарушение секретности немедленно приведет к войне - ни больше, ни меньше. Наконец, магам аккуратно подсовывают организацию Новый Салем - случайно ли? Ну, в самом деле, что такая большая проблема отрядить в приют сотрудника Комитета? Одно заклятие забвения - и фанатичная директриса навсегда забудет про страшных ведьм и с не меньшим энтузиазмом начнет натаскивать сирот на по-настоящему полезные в жизни навыки. Но нет, комитетчики носятся с новосалемцами как с тухлым яйцом, не принимая никаких решительных мер - почему?
Не потому ли, что эти фрики - отличный жупел, который при необходимости можно предъявить излишне этичным волшебникам, которые усомнятся в необходимости полного контроля над не-магами? (кстати, до чего удачно выбран термин - это не отдельная категория, имеющая свое имя и свои особенности, это просто не-маги. Не-мы. Браво, миссис Роулинг!) В общем, лично у меня складывается ощущение, что магическая Америка 1926 года - это страна, готовящаяся развязать войну. И активно науськивающая население на дегуманизацию вероятного противника. Да, возможно, этот курс прокладывает Гриндевальд, удачно окопавшийся в верхних эшелонах власти и играющий в темную мадам президента - но, может быть, европейский харизматик только симптом, а не причина.
Впрочем, думаю, уже в следующей серии станет ясно, соответствуют ли убеждения свежеповязанного Грендевальда планам его тюремщиков: если товарищ сделает ноги, значит, скорее всего, полностью соответствуют.
Герой
Милый няша-ученый, неловкий и ничего кроме своих драгоценных тварей не видящий и не знающий - именно такой образ предъявляет нам Ньют Саламандер. Но предъявляет так настойчиво, что очень хочется проверить - а точно там больше ничего нет, под этой маской?
А ведь есть. Что мы знаем о Ньюте? Он не меньше года шарился по Африке, насобирал полный чемодан неизученных или слабоизученных тварей, в том числе и довольно агрессивных - и при этом жив-здоров и с полным набором конечностей (а вот преподаватель ухода за магическими существами Хоггвардса, предшественник Хагрида, свалил на пенсию, чтобы проводить как можно больше времени с оставшимися руками и ногами. В безопасной школе покалечился, ага). Во-вторых, товарищ владеет очень сложной магией - сундук явно подвергнут заклятию невидимого расширения, при этом заклинание явно более сложное чем то, которым воспользовалась Гермиона: в сундуке поддерживается порядок (а в сумочке Гермионы вещи постоянно были свалены в кучу и найти что-то было невозможно, приходилось пользоваться манящими чарами), а также при необходимости включается режим маскировки, как это было на таможне. В-третьих, ученый отлично работает с магией боевой, а также прекрасно действует в неожиданных обстоятельствах, используя имеющиеся предметы и подвернувшихся под руку магов и маглов. В-четвертых, Ньют очень, очень внимателен к деталям. Помните, он говорит лукотрусу: «Помнишь, мы говорили с тобой о том, как нехорошо дуться?». То есть даже с живыми хворостинками товарищ регулярно беседует, ненавязчиво обучая и воспитывая - и в критической ситуации именно лукотрус помогает двум осужденным сделать ноги из камеры смертников. Ребята, этот чувак не упускает ни-че-го. Наконец, в-четвертых, у него крутое военное прошлое. Он не просто сражался на Восточном фронте - он работал с драконами. Если помните, братец Рона Уизли Чарли, работавший с драконами в Румынии (в мирных условиях, между прочим), во время учебы показывал беспрецедентно высокие результаты. То есть смешной неуклюжий ученый на самом деле - отлично подготовленный солдат. А вот на кого он работает, на Минмагии Британии или в частном порядке на одного профессора школы Хоггвартс - вопрос другой.
Почему я думаю, что мистер Саламандер в Америку приехал в командировку? Ответ простой - из-за нюхлера. Нет, серьезно - товарищ ученый слегка переиграл. Помните, когда пушистого клептомана ловили в ювелирном магазине, Ньют успешно применил манящие чары и упаковал воришку в чемодан? А что ему мешало сказать «Акцио, нюхль!» в банке? Забыл, как палочкой махать? Растерялся? Однако Ковальски приманил на раз-два… А вот если предположить, что нюхлер не просто так сбежал и не просто так устроил переполох, привлекая как можно больше внимания, картинка получается довольно стройная.
Обратите внимание, впервые воришка выскальзывает из чемодана ровно напротив митинга Нового салема. Митинга, где просто обязан быть кто-то из Комитета - хотя бы для контроля и ознакомления с ситуацией. И если человеку в незнакомом городе надо, не вызывая лишних подозрений и как бы невзначай, войти в контакт с магами при исполнении - разве такого рода митинг не лучшее место? А чтобы не вызывать лишних вопросов и не светить заинтересованность раньше времени - обставить контакт таким образом, чтобы инициатива была полностью на стороне противника. И вот тут-то незаменим нюхлер, переполох и неловкий растерянный ученый. Тина купилась - и не могла не купиться.
Еще один очень показательный эпизод - допрос Тины и Ньюта перед отправкой на стул. Саламандер фактически открытым текстом обвиняет Грэйвса в пособничестве Гриндевальду. А, может, и не только в пособничестве - не исключено, что к тому моменту агент-ученый лже-мракоборца уже раскрыл. А у замаскированного темного сдают нервы - и он без суда и практически без следствия приговаривает Ньюта к смертной казни. Ну, и Тину заодно.
И, наконец. Обратили внимание, как четко наш неловкий ученый сработал, когда надо было повязать Гриндевальда? Никаких заклинаний, которые тот с большой долей вероятности смог бы отбить - чистая и эффективная механика. И заклятие, снимающее чары - но ровно в тот момент, когда поблизости вся верхушка Комитета. Чтобы не говорили, что не видели, чтобы не осталось никаких отговорок.
Агент Саламандер задачу выполнил. Что сделают американские коллеги?
А действительно, что?
Как это ни грустно, но все, что на сегодняшний день известно о следующих фильмах, недвусмысленно намекает: американские коллеги сольют. По случайности ли (ох, сомневаюсь) или потому, что разделяют позицию Гриндевальда относительно на-магов - но гулять товарищу на свободе, а магическому сообществу готовиться к новой войне. И вот как из таких жестких условий маги таки вырулят к вполне гуманистическому обществу, которое мы застаем в «Гарри Поттере» - лично мне очень интересно.
Живите долго, миссис Роулинг! И пишите побольше!