(no subject)

May 19, 2012 23:46

Как я и обещала, вешаю отдельный пост по поводу скандала, разразившегося с Уголком Дурова.
К несчастью, скандальные новости у нас разносятся быстро, и мой частный пост мгновенно растиражировали по интернету, хотя, узнав правду, я сделала всё, чтобы остановить волну.
Но всё по порядку. Прежде всего, я хочу ещё раз совершенно искренне извиниться перед театром.
Никто прав детей не ущемлял, задержка была вызвана совершенно другими причинами, но об этом ниже. Сегодня утром я написала для сайта miloserdie.ru, который первый откликнулся на инцидент, опровержение. Оно под катом, если кому интересно.
На деле произошло следующее. Дети, как обычно, поехали в театр. По своему статусу они имеют право посещать театр бесплатно. Для этого заранее составляется список и к списку прикладываются необходимые документы. В этот злополучный день необходимых документов у группы не оказалось. Возникла небольшая заминка, театр попросил выслать недостающие бумаги факсом и пропустил детей в зал на представление, усадив их так, чтобы в случае чего удобно было выйти в фойе, и, не мешая никому, вывести ребёнка.
Когда администрация школы решила спросить у ответственного за оформление, как же так получилось, что необходимых документов у группы не оказалось, родилась версия, что театр специально не пропустил детей из -за того, что накануне один из учеников вёл себя "неподобающим" образом. И всё бы осталось шито-крыто, если бы учителя не озвучили эту версию родителям ребёнка: "вот смотрите, из-за вашего хулигана пострадали остальные".
И всё опять обошлось бы без последствий, если бы на месте родителей оказался бы кто-то другой. Ребёнка бы отругали, перед школой извинились и всё пошло бы своим чередом. Но к несчастью (для школы) у этого мальчика оказались родители, готовые бороться за его права и права других детей. Так и случилось то, что случилось.
Сейчас ситуация нормализована. Ряд сайтов опубликовал опровержение (http://www.ria.ru/society/20120519/652975797.html, http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=17153&vote=1337502544 ). Репутация театра спасена. А вот об этической стороне вопроса пусть каждый составит мнение самостоятельно.
Текст моей статьи с опровержением под катом, если кому интересно.


«Существование другого - это недопустимый скандал!»

Жан Поль Сартр

Нам очень часто приходится защищать наших детей и защищаться самим. Защищаться от  агрессии окружающих, от непонимания чиновников, от некомпетентности «профессионалов» и «экспертов», от равнодушия власти.

Родители «особых» детей - это особая категория. С одной стороны они обрастают нешуточной бронёй, которая закаляется в долгих боях за право собственного ребёнка не только учиться, ходить в театр, общаться с друзьями, а порой и просто жить. С другой - неизбежная «деформация», которая делает этих же самых людей невероятно чувствительными к любым самым незначительным проявлениям фобии и отторжения. И к несчастью, такая чувствительность постоянно и обильно подпитывается вовсе не иллюзорными  фактами.

В такой ситуации каждое событие, демонстрирующее вопреки всему нормальный человеческий подход, воспринимается  как проявление высочайшего гуманизма, хотя должно быть обыденной практикой. Но случаются на этой дороге и досадные казусы.

Недавний случай с московским океанариумом поднял нешуточную волну, и вот, казалось бы, новый фигурант - старый московский театр зверей «Уголок Дурова», в который не пускают особых детей, якобы для их же безопасности. Родители бросаются за объяснением к школе, в школе сказанное подтверждают, выясняется, что от администрации школы попутно влетело учителю, который ну уж совсем ни при чём. Ситуация накаляется, родители обрушивают на театр всю ярость и горечь, история набирает обороты, к делу подключаются, как водится, СМИ, публикация в блоге, объединяющем родителей, собирает пару сотен весьма неоднозначных комментариев…

Как вдруг при более детальной и тщательной проверке обнаруживается, что всё совсем не так, что причина задержки детей у входа не имеет никакого отношения к дискриминации,  что это просто техническая ошибка, допущенная как раз по небрежности сотрудника школы, вовремя не оформившего надлежащие документы. Что театр, напротив, оказался на высоте, не стал придираться к формальностям, детей на спектакль посадили, подобрав такие места, с которых их можно было бы в случае чего тихо, не мешая остальным,  вывести в фойе, успокоить и привести в чувство.

Казалось бы, инцидент исчерпан, скандал можно затушить, извинившись и опубликовав опровержение. Репутация театра будет восстановлена,  дети продолжат спокойно ходить на спектакли, охранники охранять входы и выходы, а родители пребывать в уверенности, что есть в Москве местечко, где детей не обидят и приветят, несмотря ни на что.

Тут бы и закончить, не вдаваясь в детали. Но вот как раз в деталях-то самая суть и притаилась. Как же случилось, что театр попал под разнос? И почему такое вообще стало возможно?  И какая муть со дна неожиданно поднялась? И какие «бездны» вскрылись, благодаря этому «недоразумению»?

Для начала всё-таки разберёмся с фактами. Итак. Речь идёт о единственной в Москве школе, где учатся дети, у которых диагностировано так называемое расстройство аутистического спектра. Школа была создана чуть более 10 лет назад и на сегодняшний день является единственным учреждением в Москве, где маленький аутист может получить некоторый реабилитационный сервис и школьное образование в рамках начальной школы, с 1 по 4 класс. Как и любая школа, она регулярно устраивает для своих учеников разные мероприятия, праздники, экскурсии и прочие вылазки. Дети ходят в театры, музеи, на выставки и в зоопарк. До случая с океанариумом никаких проблем не возникало, или о них просто никто не знал, но так или иначе, детей старались по возможности не держать в полной изоляции.

С театром зверей «Уголок Дурова» у школы давние и хорошие отношения. Дети всегда встречали там тёплый приём и понимание. И поэтому, разгоревшийся было скандал, не просто ставил театр в «нерукоподатное» положение, но и грозил разрушить налаженную дружбу. А учитывая, что «проблемных» детей в нашем обществе не очень-то жалуют, для школы это было бы ощутимой потерей.

В тот злополучный день детей задержали у входа, так как у сопровождающих не оказалось формальной бумаги, подтверждающей право бесплатного посещения. Администрация, впрочем, не придиралась, и детей, не дожидаясь злополучного факса с подтверждением, посадили в зал. На следующий день в театр приехала новая группа детей, их также тепло встретили и по свидетельствам очевидцев даже дали погладить мышек после представления.

Скандал разгорелся по вине взрослых. Одни бездумно, желая оправдаться за собственную нерадивость, привычно свалили всю вину на удравшего за кулисы ребёнка (дескать, театр из-за этого разозлился и решил аутистов больше не пускать). Другие в эту версию так же легко поверили, ни на минуту не усомнившись в том, что детский театр мгновенно нашёл крайних среди детей-инвалидов, а родительское возмущение послужило тем самым катализатором, благодаря которому эта гремучая смесь бабахнула скандалом.

Конечно, театру будут принесены извинения, конечно, эта история научит всех многому, но в пылу споров и разбирательств с водой ненароком выплеснули и ребёнка.

На самом деле вся абсурдность и чудовищность ситуации не в том, что все поверили, что такое возможно (как тут не поверить, когда прецеденты уже были и совсем недавно), не в том, что часть «особых» родителей готова априори признать право общества на сегрегацию и дискриминацию собственных детей («не нужна нам никакая инклюзия», «театр имеет право оградить себя от «неудобных» зрителей» и т.д.),  и даже не в том, что в результате крайним оказался ребёнок, на которого и повесили всю вину (это ведь так просто - какой спрос с «дурачка»), а в том, что это стало обыденностью, нормой, привычным порядком вещей.

Как же так случилось, что театр, музей, соседи, принимающие других, особых, непохожих, как безусловную самостоятельную ценность, ни на минуту не сомневающиеся в их праве на обычную жизнь среди так называемых «нормальных», воспринимаются как носители высокой гуманистической морали, почти святые? А обыкновенный, бытовой фашизм, процветающий в незначительных, вскользь оброненных замечаниях, обидных прозвищах, соседском возмущении и всеобщей уверенности, что инвалиду не место среди здоровых, что «особый» ребёнок это наказание за грехи и вина родителей, что общество может и должно отделять одних от других из соображений комфорта и безопасности, стал нашей нормой, нашей повседневностью? Почему большинство не видит в этом ровным счётом ничего особенного? А, напротив, считает такое положение сложившимся и установившимся порядком, некоторым статусом кво, ломать который выйдет «себе дороже»? Отчего не замечают, что он незаметно, как раковая опухоль, подтачивает весь организм?

И что же на самом деле делать? И действительно ли одного только просвещения достаточно? Но ведь немцы, например, были очень просвещённой и образованной нацией, с глубокими культурными корнями и ценностями, и именно на этой благодатной почве взошёл самый страшный и уродливый урожай. И как близко мы подошли к «точке невозврата», после которой будет уже слишком поздно?

без барьеров, СМИ о нас, дискуссия, особые дети

Previous post Next post
Up