Вчера зашел разговор, почему в России многие выступают против АВА. Были озвучены мифы, которые противники приводят в виде аргументов. И у меня появилось желание выступить в качестве разрушителя пусть не всех, но некоторых мифов о Прикладном анализе поведения. Тем более, что совсем недавно я думала точно так же.
АВА только для аутистов
Поведение есть у всех живых существ. Существуют правила поведения, которые одинаково работают для всех. Поэтому и анализ поведения можно применять к любому взрослому, ребенку и животному. С помощью АВА люди борются с вредными привычками (алкоголем, курением, перееданием), формируют спортивные навыки. Популярное направление fly lady основано на методах АВА.
АВА подходит для работы только с детьми с тяжелыми нарушениями
Частично этот миф разрушен выше, но необходимы дополнительные объяснения. Поведенческий подход признается эффективным в работе с «тяжелыми» детьми, так как особой альтернативы ему не существует. Так как скептики не могут предложить ничего другого (в плане организации занятий), то признают, что «вот с тяжелыми, конечно, можно». Хотя, как я уже говорила, законы поведения одинаковы для всех. Я специально взяла в работу «легкого» ребенка, чтобы понять, как это работает с такими детьми. АВА - это не только занятия за столом и формирование определенных навыков. АВА - это организация жизненного пространства ребенка, усиление его связи с окружающим миром. Это необходимо при любом уровне развития.
Смысл АВА - научить ребенка выполнять инструкции
Это очень серьезная ошибка. Смысл АВА - чтобы формируемое поведение генерализировалось, то есть начало работать «на автомате». Мы пользуемся инструкцией только в качестве подсказки на начальном этапе формирования поведения. И уже на этом начальном этапе мы должны продумать и прописать процесс убирания этой подсказки. Если ребенок становится зависим от инструкции, и не может ничего без нее делать, значит, вы неправильно работали с ребенком и/или ошиблись при составлении программы.
Например, мы учим ребенка по утрам заправлять постель. Вначале мы каждый раз говорим ребенку «Заправь постель». И если наша программа написана правильно, и мы правильно по ней работаем, то через какое-то время мы перестаем говорить ребенку «заправь постель», потому что одни вид незаправленной постели утром будет являться для ребенка стимулом заправить постель. И он будет делать это сам без нашего напоминания и участия.
Ребенок работает за конфету
Поощрение - является основой АВА. Поведение будет повторяться, только если оно будет встречать свое поощрение. Наша задача, чтобы поведение генерализировалось. Значит нам нужно сделать так, чтобы то поведение (навык), которое мы формируем, получало свое поощрение. У каждого поведения есть свое естественное подкрепление. Например, вам нужно зайти в дом. Вы толкаете дверь (поведение) и дверь открывается (естественное поощрение поведения). Есть обобщенные поощрения, такие как деньги. Похвала и одобрение окружающих так же является поощрением для нашего поведения. Само поведение может в итоге стать нашим поощрением.
Мы можем использовать конфету, как поощрение, на занятиях с ребенком. Важно только убедиться, что конфета будет являться для этого конкретного ребенка поощрением для данного поведения. И постепенно переводит его на более естественные виды поощрений.
В АВА не учитываются индивидуальные особенности и потребности ребенка
Так может считать человек, который не читал ничего, кроме книги Морис, да и ту невнимательно. В подобных книга даны примеры программ и заданий. Но они даны не в качестве руководства к применению, а как отправная точка, от которой нужно отталкиваться. АВА - это сугубо личностный подход. Каждая программа пишется под конкретного ребенка, с учетом его особенностей, способностей, потребностей, интересов, жизненной ситуации. И эта программа не будет работать для другого ребенка, даже если он будет того же возраста, уровня развития или с таким же цветом волос. При написании программы вы учитываете все: режим дня, здоровье, друзья, семья, любимые игрушки, любимые песенки, одежда, комната, животные, увлечения и т.д.
АВА - это жестко
Да. Но не по отношению к клиенту. АВА - это жестко для специалистов и родителей. Именно они должны четко выполнять все инструкции по программе, записывать все наблюдения по описанным правилам, замечать и во время поощрять поведение ребенка, высчитывать свое время буквально по секундам. При этом они не могут сбросить ответственность за неудачи на ребенка, как это зачастую принято делать (издевается, не хочет, необучаем). Любая неудача - это ваша ошибка.
Есть ситуации, когда необходимо удерживать ребенка в определенных рамках. Но это не имеет отношения к жесткости, а уж тем более к жестокости. Это четкая структура деятельности. Поддержание которой можно превратить в довольно приятное дело для обеих сторон.
АВА - это наказания
По классике допускается применение наказаний. Но наказания не обязательно означают физическое насилие. Любой стимул, который останавливает поведение является наказанием для этого поведения. Именно останавливает. Наказание ничему не учит. Вы не можете с помощью наказания научить ребенка читать, мыть посуду или говорить. Вы можете только остановить то поведение, которое происходит в данный момент и вам не нравится. Часто (на это указывал еще Лоовас) взрослые используют наказание в качестве мести. Ребенок «довел до белого каления» и родитель хватается за ремень.
Применением наказания вы добьетесь только того, что ребенок будет стараться, чтобы вы не узнали о том, что он сделал. То есть он научится хитрить и изворачиваться. К тому же наказания имеют побочные эффекты (любые наказания, даже не физические).
Практика и исследования показывают, что для работы достаточно использовать только поощрения. Бихевериоризм возник на основе работ Торндайка. И еще он в 19 веке писал, что поощрения давали больший эффект при научении, чем наказания.
Дрессировщики способны научить сложным поведениям цыплят и касаток. Ни к тем, ни к другим невозможно применить наказания. Первые просто умрут, а вторые к ним нечувствительны. И только на поощрении цыпленок может научиться танцевать, а касатка прыгать в кольцо.
Но если вы все же выбрали для себя наказания, то не забывайте, что наказывая, вы ничему не учите.
Понимаю, что осветила не все мифы. Но это то, что вспомнила. Если у вас есть еще примеры мифов, пишите, и мы вместе их обсудим.
От себя еще хочу сказать, что дал мне АВА в воспитании моего малыша. Так как он всегда рядом со мной, то естественно все новые знания тут же пробуются на нем.
Мне стало легче и спокойнее. Я понимаю его поведение. Знаю, на каких законах оно основано. Поэтому у меня не возникает мыслей, что, если он нарушает мои запреты, в пятый раз лезет туда, куда нельзя, то он глупый, издевается надо мной или специально хочет свести меня с ума. Это очень экономит энергию. А применение методов АВА очень экономит мои силы при обучении сына необходимым навыкам. Ведение таблиц наблюдения дало объективную и более благополучную картину поведения, чем мне казалось субъективно.
Я не агитирую я повсеместное использование АВА. У него есть свои цели и задачи. И именно от них нужно отталкиваться, решая какой подход вы выберете для себя и своего ребенка. Но делая выбор, не нужно опираться на мифы (касается всех подходов и методик).