Navigating the Social World

Feb 15, 2012 00:22

Программа для индивидуальной работы с людьми, страдающими синдромом Аспергера, с высокофункциональными аутистами и людьми с расстройствами аутистического спектра.


Эту программу автор изначально написала для своей дочери, которой поставили СА.
Я использую эту программу в своей работе, поэтому честно могу посоветовать ее для занятий.


Программа рассчитана на занятия специалиста с одним ребенком индивидуально или в небольшой группе с несколькими детьми. Занятия должны проводиться регулярно. Для усвоения материала требуется его многократное повторение и закрепление вне занятий, на улице, дома и т.д. Повторять изучаемый раздел и отрабатывать навыки необходимо до тех пор, пока ваш ученик не будет выполнять правильно задания в 80-90 % случаев. Так же стоит помнить о том, что неиспользуемые и неподкрепляемые знания и умения имеют свойство забываться. Мы рекомендуем вам возвращаться время от времени или по мере необходимости к нужной программе, нужным задачам. Коррекционная работа с людьми данного контингента требует объединения усилий специалистов различных направлений совместно с родителями. Только в том случае можно добиться положительного результата, если работающие с ребенком психолог, дефектолог и родители постоянно обсуждают проводимую в школе и дома работу, согласовывают форму обучения и координируют собственные действия.

Данная программа, как компас, может показать вам направление, в котором вы можете двигаться для решения имеющихся проблем. Руководствуясь данной книгой, вы научитесь правильно ставить цели, и начнете свой путь шаг за шагом в верном направлении для их достижения. Но не забывайте, что обучение людей с особыми потребностями всегда требует индивидуального подхода. Будьте гибкими, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Вы можете увеличить время, останавливаясь на трудном для ребенка этапе. Вы можете сделать акцент в программе на необходимые и важные именно вашему ученику знания и умения.

Людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, нужно специально обучать социальным навыкам, пониманию и управлению эмоциями, так как приобретение данных умений не происходит в естественных условиях в отличие от нормативного развития, когда общественные правила усваиваются через подражание.

Основной принцип, заложенный в программе, гласит: цели разбиваются на небольшие подцели, или задачи. В этом случае проблема решается гораздо проще, становится видно, что именно вызывает трудности, и можно наблюдать динамику в приобретении новых навыков.

Информация, предлагаемая для усвоения, должна быть дозированной, грамотно разделенной на небольшие части. В противном случае большой объем информации, предлагаемый единовременно, может спровоцировать стресс, привести к неспособности усвоить материал и, соответственно, снизить самооценку, вызвать протестные реакции, отбить желание заниматься дальше.

При занятиях по данному руководству вы можете использовать отдельные программы или менять их последовательность внутри раздела. Нельзя нарушать последовательность шагов внутри одной программы, потому что каждый последующий шаг основан на знаниях, умениях, навыках, освоенных в предыдущих. Но если ученик готов к следующему шагу и обладает нужной информацией, нет смысла задерживаться еще раз на том, что и так усвоено, и нужно двигаться дальше.

Для повышения эффективности усвоения данных программ с каждым учеником является обязательным вначале проведение индивидуальных занятий, и только после этого при необходимости и готовности ребенка включение его в небольшую группу. Первый этап работы включает диагностику и на ее основе выстраивание плана действий (плана коррекционной работы).

При создании плана действий и подборе программ для изучения необходимо помнить о том, какого возраста будет ваш учащийся ко времени окончания обучения по программе. Научив младшего школьника правилам и нормам, соответствующим возрасту начала обучения, вы рискуете оказаться в ситуации, когда нужно будет переучивать, если на момент окончания ваш ученик станет подростком или молодым человеком.

Использование видеозаписи дает возможность человеку видеть то, что он хорошо делает, и с помощью учителя увидеть те моменты, над которыми стоит поработать. Можем дать вам небольшой совет относительно того, как снизить тревогу и стеснение ученика, возникающие при виде видеокамеры. Разрешите ему поснимать вас и обсудить полученный фильм.

Содержание:

1. Распознавание и воспроизведение эмоций

Распознавание простых эмоций. Обращение негативных мыслей в положительные

Распознавание эмоций. Связывание невербальных знаков и эмоций

Выражение эмоций. Определение эмоций на континууме

Стресс I. Распознавание сигналов напряжения, причины и последствия стрессов

Стресс II. Оценка собственного уровня стресса. Релаксационные техники

Стресс III. Предупреждение напряжения и стрессов

2. Коммуникативные и социальные навыки

Базовые разговорные ответы

Распознавание и интерпретация невербальных сигналов других людей

Приветствие и прощание

Начало разговора

Использование невербальных разговорных навыков. Выделение интонацией важного в разговоре

Узнавание и использование тонов голоса

Умение держать себя

Знакомство

Общественное и личное

Предложение и просьба о помощи

Как делать и получать комплименты

Разрешение конфликтов. Разделение негативных чувств и мнений

3. Навыки использования образной речи

4. Трудности в выполнении инструкции и недостаточности саморегуляции

И для примера перевод двух первых программ.

Программа 1. Распознавание простых эмоций. Обращение негативных мыслей в положительные.

Цели:

1. Формирование навыков распознавания и оценки собственных эмоций;

2. Формирование навыков переведения отрицательных мыслей в положительные с целью ободриться;

3. Формирование навыков саморегуляции и повышения настроения при напряжении.

Инструкция:

Шаг 1. Понимание радости.

Вначале помогите ученику сделать «скрапбук» или «Книгу удовольствий», куда будут помещаться фотографии, дневниковые записи событий или вещей, которые делают его счастливым. «Скрапбук» может содержать описание любимой игры, фотографии друзей, тексты любимых песен. Новые записи могут добавляться в книгу в любое время.

Шаг 2. Переход от негативных мыслей к позитивным.

Обсудите вместе с учеником те способы, которые используют одинокие или несчастные люди, чтобы сделать себя счастливыми. Поощряйте ученика использовать свою «Книгу удовольствий», чтобы помогать поднимать себе настроение, в те моменты, когда он чувствует себя несчастным. Убедитесь, что книга доступна для использования как в школе, так и дома; ориентируется ученика на то, чтобы он пользовался ею, когда будет чувствовать себя несчастным. Иногда, просто просмотр этой книги может помогать ученику создавать хорошее настроение. В других случаях, ее нужно использовать как команду к активной деятельности, которая может поднять настроение (например поиграть в компьютерные игры, искупаться в ванной, послушать любимую музыку, или пойти погулять).

Шаг 3. Использование любимых видов деятельности для успокоения.

Ученик вместе с учителем могут сделать сигнальные карточки на основе содержания «Книги удовольствий». Сигнальные карточки должны быть заламинированны и иметь такой размер, чтобы ученик мог носить их с собой и использовать в те моменты, когда ему будет необходимо поднять себе настроение. Некоторые карточки могут использоваться для того, чтобы донести до учителя желания ученика. Методика, которая успешно использовалась во многих классах - «прерванное время»: ученик дает учителю сигнальную карточку, обозначающую, что он испытывает стресс и переходит в заранее подготовленное место, где он находится несколько минут, чтобы успокоиться. Например, ученик дает учителю одну из своих сигнальных карточек, на которой изображен компьютер, означающую, что он испытывает стресс и идет работать на компьютере в течение предоставленного времени (Примечание: эта методика направлена на управление стрессом, а не на способ отказа от нежелательной деятельности.).

Программа 2. Распознавание эмоций. Связывание невербальных знаков и эмоций.

Цели:

1. Повышение способности распознавания и называния своих положительных и отрицательных эмоций;

2. Знакомство с невербальными сигналами и тоном голоса, передающими эмоции.

Инструкция:

(Для этой цели будут необходимы пустой альбом для фотографий, фотоаппарат Polaroid, видеокамера и телевизор)

Шаг 1. Распознавание и называние эмоций, используя фотографии.

С помощью палароида сделайте фотографии ученика, отражающие целый ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных, в самых различных местах (родители и учителя должны помогать насколько это возможно). Сразу после того, как будет готова фотография (или когда ученик достаточно спокоен) помогите ему промаркировать его эмоцию. Здесь важна помощь учителя в расширении «эмоционального словаря» ученика. Предложите ему выбрать эмоцию из списка эмоций, связанных с различными ситуациями. В качестве альтернативы, при условии, что ученик имеет широкий словарь, попросите, чтобы он придумал сам наиболее точное слово для своей эмоции. В случае необходимости предложите более точное название. Вставьте фотографию в альбом и подпишите название эмоции.

Шаг 2. Узнавание и называние ситуаций, изображенных на фотографиях.

Используя фотографии. Сделанные в первой части программы, помогите студенту понять происходящее по выражению его лица и языка тела, которые передают наблюдателям то, что он чувствует. Также просите, чтобы он обращал внимание на другую информацию, изображенную на фотографии, и относящуюся к ситуации (Например, других учеников, которые возможно с ним взаимодействовали, рабочий на заднем плане, ксерокс на заднем плане и т.д.). Он должен дать название ситуации или ситуациям, происходящим на фотографии.

Шаг 3. Узнавание и называние эмоций, жестов, тонов голоса, ситуация, в ролевых играх.

Умения, приобретенные в первой и второй части, используются в ролевой игре: различные эмоции, соответствующие им жесты, тоны голоса и т.д. Работа начинается один на один с учеником, объясняя ему правила создания роли и предполагаемой эмоции. Необходимо «замораживать действие», чтобы подчеркнуть выражение лица, тон голоса, положение тела и т.д. Очень хорошо в этой работе использовать зеркало, чтобы ученик мог работать над собой. Когда ученик сможет уверенно показать ту или иную ситуацию или эмоцию (для этого может потребоваться от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от уровня ученика), он должен показать эту роль в небольшой постановке группы. Необходимо продолжать тренировать это умения до тех пор, пока ученик не отточит данное умение.

Шаг 4. Узнавание и называние эмоций по жестам, тону голоса, ситуациям, записанным на видео.

Сделайте видеосъемку проявлений эмоций ученика в различных ситуациях. Это так же будет лучше работать, если в съемке примут участие другие люди. Показывайте пленку покадрово, чтобы помочь ученику дать соответствующее название каждой эмоции. Побуждайте студента давать каждой эмоции наиболее специфическое название. Он может обратиться к списку эмоций, если это необходимо. В случае необходимости предложите ему более точное название. Работайте с учеником, на понимание невербальной информации (жесты, выражение лица), тона голоса, которые соответствуют тем или иным эмоциям. Создавайте роль на основе невербальной информации, рассмотрите, как действуют они в передачи важной информации другим людям относительно наших эмоций. Также рассмотрите, как показанная ситуация может помочь наблюдателю понять, что думает и чувствует другой человек. Можно немного снизить давление на ученика и сделать Вашу видеозапись в соответствующих ситуациях.

Шаг 5. Продолжение.

После достижения данной цели, продолжайте помогать студенту идентифицировать эмоции как внутри школы так и вне ее. Спрашивайте, что он чувствует, попросите прокомментировать эту эмоцию, объяснить, почему он ее чувствует. Например, если Ваня говорит, что он сердится, из-за того, что Сережа не вернул ему деньги, которые брал взаймы, обратная связь от Вас должна выглядеть следующим образом: «Я могу видеть, что ты сердишься, потому что Сережа не вернул тебе деньги». Данная методика дает возможность побудить ученика больше говорить о  своих чувствах и их причинах и может служить очень эффективным методом для снятия напряжения. Разговор о своих переживаниях с сочувствующим слушателем - умение, которое ученики с синдромом РДА не могут приобрести самостоятельно.

Перевод Е.Лебедева, А.Козорез

методические материалы, синдром Аспергера, ликбез, аутизм

Previous post Next post
Up