По поводу поста о синдроме Ландау-Клеффнера

Sep 08, 2011 20:03

Я понимаю, что мы все находимся в постоянном поиске, и что готовы дойти в своем поиске до «родильной горячки», но вот что мне хочется сказать относительно всякой так называемой диагностики вообще.  Позволю себе сформулировать свой дилетантский взгляд на вещи.
Я знаю про этот синдром давно, еще на старте нашего регресса перебирала все возможные варианты диагнозов. Думаю, что 60%-70% аутистов имеют СЛК - это автор поста хватил, конечно. Есть несколько принципиальных моментов, хотя они выглядят очень тонко. Во-первых, ночной ЭЭГ-мониторинг не пропустит СЛК. Даже несмотря на то, что судорожные зоны при СЛК могут располагаться глубоко в мозге, энцефалограмма во сне даст определенные маркеры эпистатуса. Во-вторых, принципиальным для СЛК-афазии является потеря именно в речевой рецепции. В первую очередь страдает восприятие речи, а не ее производство. Разумеется, в дальнейшем одно станет причиной другого - нарушения в восприятии речи не могут не сказаться на развитии экспрессивной речи. Но вначале принципиальна потеря понимания, адекватного реагирования на внешнюю речь. Грубо говоря, дети с СЛК СЕБЯ слышат, а других - нет. То есть проблема в сенсорной обработке входящей речи, но нет нарушений в сенсорной обработке своей собственной. Для аутизма (если мы принимаем, что такой синдром существует самостоятельно, хотя, разумеется, у любого аутизма в основе какая-то индивидуальная органическая причина) характерно нейросенсорное нарушение во внутреннем ухе и в обработке информации, происходящей именно во внутреннем слухе. Они не могут говорить потому, что не слышат СЕБЯ, а не не слышат других. Важен еще один момент. При "аутизме" (возьмем для верности его в кавычки) нарушение слуховой сенсорной обработки касается ВСЕГО типа звуков. Это достаточно характерная примета, известная всем - не реагировать на взорвавшуюся над ухом хлопушку, но при этом упасть в истерике от того, что кто-то рядом чихнул. При СЛК дефицит именно слухоречевой рецепции, то есть они не различают именно речевые звуки, но нормально различают неречевые. Важно и то, что возраст для СЛК, с которого начинается развал речи, должен быть таким, при котором рече-языковая функция по сути уже состоялась.
Немножко поясню. В нашей традиции специальность, связанная с речевыми нарушениями, мило именуется «дефектология». Не будем вдаваться в символизм такого наименования (чего можно ждать от специалиста, с первого курса носящего на себе бремя «борца с дефектами»), это отдельный разговор. В англоязычной традиции это называется Speech and Language therapist . Помимо того, что это значительно политкорректней и существенно иначе программирует специалиста в его терапевтической функции, есть и разница по существу. Speech and Language - речь и язык - принципиально разделены в именовании специализации. Ибо, речь и язык - это параллельные процессы, которые связаны между собой процессуально, но не автоматически, и которые необходимо связать. У нейротипического ребенка становление языка идет раньше становления речи - он довольно долго понимает больше, чем может произнести и воспроизвести самостоятельно. При некоторых типах аутизма (например, при Аспергере) бывает наоборот - речь может запуститься раньше формирования языка. Тогда возникает вот этот феномен «взрослой» речи, бессмысленной эхолалии, когда в 1 год ребенок произносит фразу «механизаторы вышли на поля». То есть и при нормальном, и при аномальном развитии их становление происходит в такой как бы сепаратной интеграции. (Это как бы две параллельные прямые, которые таки должны пересечься). Так вот при СЛК сочетание «язык-речь» до манифестации афазии идет в нормальном, «подогнанном» друг к другу режиме. При «аутизме», даже если отстают оба процесса - и язык, и речь - они все равно разомкнуты и развиваются диспропорционально. При СЛК не страдают высшие языковые функции. Поэтому дети с СЛК достаточно хорошо осваивают альтернативные языки - жестовый, дактилогию. Дети с СЛК не теряют природного свойства коммуникации, они априорно признают ценность и смысл коммуникации, тогда как у «аутистов» эту ценность и вообще смысл коммуникативной функции нужно закладывать и прорабатывать отдельно. Поэтому дети с СЛК при адекватных занятиях с ними очень быстро восстанавливают навык функциональной коммуникации - неважно, вербальными ли средствами, либо невербальными. Для «аутистов» характерны проблемы не только в вербальной фонологии, но и в невербальной. У СЛК-детей с невербальной, знаковой  фонологией все нормально.  Есть еще один тонкий момент, который часто, кстати, упускают специалисты, работающие с аутистами (в том числе и поведенческие терапевты). Для аутистов в процессе формирования языка и вообще их понятийного аппарата характерно смещение доминантного и периферического смыслов. На пальцах это выглядит так - они придают важное значение тому, что для нас является незначительным, и наоборот - не могут выделить то главное,что для нас является очевидным. Поведенчески это проявляется, например, так - вы учите аутиста слову и понятию «арбуз». Кладете перед ним карточку с арбузом, повторяете сто раз, он реагирует, выделяет, на вашу просьбу из ряда других фруктов всегда правильно подает вам арбуз. Потом неожиданно вы меняете карточку с арбузом на другую карточку с другим арбузом, и он не может ее выбрать. Первое ощущение - не выучил, не запомнил, опять все развалилось и тп. На самом деле, фишка в том, что в предыдущем тренинге на «арбуз» он запоминал кривой край карточки, а не сам арбуз, и для него доминальный смысл карточки и центральный смысл звукосочетания «арбуз» свелся к этому кривому краю карточки. Потом вы кладете карточку с арбузом, но без кривого края - и все, ребенок не видит то, что собственно и считал арбузом.  Это известная примета и взрослых аутистов, когда они говорят, что не помнят и не различают людей по лицам - они могут привязываться к тем признакам, которым мы, если не работаем в уголовном розыске, никогда особого значения не придаем, например, мы не запоминаем человека исключительно по очкам, которые он носит, и даже если он их снимет, мы знакомого человека все равно узнаем. А аутист может не узнать, даже если это его папа снял очки. Так вот при СЛК такой подмены доминального смысла периферическим не происходит. Даже если при СЛК вербальная функция не восстанавливается, все, что относится к языку и к невербальным формам его существования восстанавливается очень хорошо.
Ну и в конце хочу сказать следующее. Не цепляйтесь за диагноз. Много раз говорила. Ищите причину. Ваша причина может НЕ ИМЕТЬ названия вообще. Никакое наименование состояния вашего ребенка ничем не поможет. Даже если это называется «ангина». То, что никакой аутизм - это не личный, волевой выбор ребенка, и он очевидно невинно пострадавший - это факт. От чего он пострадал - это и есть родительская исследовательская задача. Но она должна сводиться не к поиску красивого наименования. Очевидно, что маленький любимый человек свалился в аут по независящим от него причинам, и эти причины лежат в области иммунологии, вирусологии, метаболитики, эндокринологии, нейроинфекциологии и тд. И это надо выяснять. Но испытывать иллюзии, что вдруг нам поставят правильный диагноз и мы вылечим его стероидами, - только время терять. Ни одна из корневых причин, если это действительно корневая причина , не лечится стероидами. Стероиды придуманы, чтобы замазывать симптоматику. Я могу вполне четко описать комплекс симптомов своего ребенка, красиво их классифицировать и назвать это все дело синдромом Кати Мень. Я получу орден на задницу, а вы будете отыскивать в этом диагностическом списке приметы своих детей, и многое найдете, и что вам это даст? Слава Богу, от названия не зависит комплекс мер, которые мы все должны применять и которые всем нашим детям будут только на пользу - коррекция поведения, нейропсихологические терапии, обучение со всех сторон, бесконечная работа с телом, коррекция сенсорных нарушений - начиная от упражнений и заканчивая коррекцией молекулярной компоненты сенсорики через питание и нутрициологию. Разумеется,  я не специалист, и меня можно не слушать:)

ПС Яна попросила снять замок с целью перепоста. Снимаю и предупреждаю, чтобы все могли  учесть это при комментировании.

нарушения речи, задержка развития, синдромы, дискуссия, генетика, алалия, аутизм

Previous post Next post
Up