5 копеек на тему истерик

Aug 17, 2009 19:36

У меня сын - уже подросток. Сенсорный алалик. Сейчас в быту понимает почти все, во всяком случае, дома проблем с пониманием не возникает, да и мы уже давно научились с ним общаться. Остаются проблемы с обучением, но это тема отдельного поста. Спокойный, адекватный мальчик, не признающий наказания ни в каком виде, но готовый к диалогу в спорных ситуациях.
А вот когда он был маленьким и о проблеме мы еще не знали и не связывали проблемы с развитием речи и поведение, тогда бывали моменты "ужас-ужас" и "какой невоспитанный ребенок". Лет до 3-4 приходилось слышать замечания о неуправляемом и непослушном ребенке, бывало стыдно и что делать в той или иной ситуации не знала. Когда стали известны некоторые нюансы развития, многое встало на свои места и стало понятнее.
Опираясь на наш опыт, пришла к выводу, что истерик на пустом месте не бывает. То, что мы можем воспринимать как истерику = попытка манипулировать, на самом деле (в случае с моим ребенком точно) - попытка донести некую информацию. Что-то очень важное для ребенка в этот момент, он пытается об этом сообщить, а мы не слышим. Как мы чаще вего реагируем на "глухоту"? Раздражаемся, злимся, одергиваем, повышаем голос, шлепаем по попе... Верно? Ну признайтесь, у кого не было такой реакции и хотя бы желания сделать что-то из этого списка? А дети - те же люди, с такими же эмоциями, только маленькие и без социальных "тормозов" (пока).
Ребенок пытается о чем-то сообщить, но в силу каких-то ограничений не может, его не слышат, не понимают. Ему плохо, он устал, для него очень важно именно сейчас сделать или получить что-то, а его сообщение игнорируют. Интересы взрослого сейчас важнее интересов ребенка. Важнее самого ребенка? Ну попробуйте поставить себя на его место, представив в своей роли, например, супруга. Получилось? Неприятно, да?
Мы сделали первый шаг - почувствовали ситуацию изнутри.

Оговорюсь, мне не приходилось купировать истерики здоровых детей. Возможно, есть такие дети, которые действительно манипулируют и откровенно издеваются над родителями. Мы сейчас говорим о детях с особенностями.
Признав, что ребенок не может донести информацию до нас обычным способом и вынужден прибегать к "нетрадиционным" доступным ему способам, меняется наше отношение к таким ситуациям. Какая разница, что думают о нас прохожие, о которых скоро забудем, а они о нас? Нет, мне не стыдно ни за его поведение, ни за мою беспомощность.
Это второй шаг - избавились от социальных стереотипов.

Третий шаг, пожалуй, самый важный - шаг навстречу ребенку. Он не может сообщить, но я могу хотя бы попытаться понять. И отреагировать не на способ, а на само сообщение.
Ты устал? Я тоже очень устала, но нам НАДО идти. Иначе мы опоздаем и тогда придется долго ехать стоя в полном вагоне (или приезжать еще раз и стоять в длиннющей очереди). Давай две минуты вот так посидим, отдохнем и пойдем дальше.
Ты хочешь эту машинку? Извини, сейчас я ее купить не могу. Денег хватит только на это и на это. Но когда у меня будет возможность, я постараюсь ее купить. Или попросим Деда Мороза, вдруг он не знает, что тебе подарить? (Что-то действительно покупается спустя какое-то время именно на обговоренных условиях, то есть появилась возможность.)
Еще пример из личного. Где-то в 4,5 года ребенок резко расхотел ходить в детский сад. Хотя пошел в садик в 2, без проблем, сразу там понравилось. Утренняя дорога в детский сад стала кошмаром. Я на работу опаздываю (категорически нельзя), дома оставить не с кем, а он упирается и не идет. Хоть пинком, хоть волоком, не идет и хоть ты тресни. Как потом выяснилось, ему там плохо. Воспитатели, заметив его отличие от обычных (и более удобных, чего уж там) детей, и не найдя к нему ключики, просто стали отстранять его от занятий (с няней на стульчике в сторонке), ограничивать на прогулке (за руку с воспитателем). Глядя на воспитателей, и дети отношение стали менять - он не такой, как мы. Ему ПЛОХО. А его гонят туда. И не понимают, почему он не идет. Ну и как он может достучаться? Ну и как обычные родители на такие "стучания" реагируют? Ну и что в итоге получается? Правильно, ничего хорошего.
Вот здесь отрывок из фильма о Хелен Келлер. Очень хорошая иллюстрация к сказанному выше.

Часть вторая. Стереотипия.
Есть еще один нюанс. При проблемах развития мозга, а это практически всегда при различных нарушениях развития речи, понимания, нарушениях ЦНС и др, часто бывает стереотипия. Или зацикленность. Она может проявляться в речи, в поведении, в каких-то ритуалах. Например, мой ребенок, отвечая на вопросы врача, все ответы начинал с "аа...". Такой как-бы артикль "a table" получался. Всякие цикличные движения, качели-карусели... Был у нас период, когда увести ребенка с детской площадки спокойно было нереально. Только в охапку, с криками и слезами, брыкающегося, пачкающего меня обувью и убегающего обратно, стоит только отпустить на землю. Я тут материться еще стесняюсь, но это было оно, да. Пришлось отказаться от посещения таких мест до той поры, пока не научились управлять собой.
Поведение ребенка при стереотипии со стороны выглядит как махровая такая истерика. Истерика в бытовом понимании этого слова. Но это беда ребенка, а не "характер" или что-то там еще. Он может и рад бы выйти из этого состояния, но не может. Зациклился. Значит надо ему помочь, вывести. Мягко и не пугая. В принципе, работают те же приемы, что и выше. Диалог со склонением к нужному результату. Очень важна интонация. Помогает тактильный контакт, переключение внимания.
Знаю, что в особых случаях стереотипию можно снять медикаментозно. Название препаратов не помню.
Если известно, что ребенок склонен к стереотипии, многих "истерик" легко удается избежать, вовремя выцепив ребенка из этого состояния. Пока не ушел глубоко.

Ну и последнее. Доверие и уважение друг к другу. Как этого добиться, я не знаю. Но в "борьбе с истериками" это тоже здорово помогает :)

поведение, сенсорная интеграция и кинезиотерапия, советы "особому родителю", алалия, детские истерики

Previous post Next post
Up