Дизартрией (от греч. dys - расстройство, arthroo - произношу членораздельно) называют расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких-либо поражений мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.
Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».
Это заболевание у взрослых не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения слухового восприятия речи, письма и чтения. А вот детском возрасте дизартрия часто приводит к нарушению самого произношения слов и, соответственно, к нарушениям письма и чтения, а также к общему недоразвитию речи. Такие недостатки можно исправить посредством занятий с логопедом.
Причины
Дизартрия возникает в результате поражения речевого аппарата, причём "очаг поражения" локализован в определённом отделе центральной нервной системы.
1. У детей причиной этого нарушения речи может стать:
- органическое поражение подкорковых структур (ранняя стадия церебрального паралича).
- перенесённое в раннем детстве воспалительное заболевание головного мозга (менингит и энцефалит);
- травма или кислородное голодание головного мозга в процессе родов;
- токсикоз беременных.
2. Причины, характерные для взрослых:
- сосудистые заболевания мозга;
- кровоизлияния в мозг;
- новообразования головного мозга (злокачественные и доброкачественные);
- черепно-мозговые травмы;
- интоксикации (алкогольная, наркотическая, лекарственная и др.);
- инфекционные заболевания ЦНС.
Классификация логопедов
По степени выраженности поражения головного мозга и нервов, ответственных за речевой аппарат различают:
- анартрия - полная утрата способности произносить членораздельные звуки;
- выраженная дизартрия - устная речь возможна, но она нечленораздельная, малопонятная. Грубые нарушения звукопроизношения, дыхания, голоса и интонационной выразительности.
- "стёртая" - все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме.
Стёртую дизартрию часто путают с дислалией. Разница в том, что при первом варианте можно наблюдать очаговую неврологическую микросимптоматику.
Классификация неврологов
По месту поражения двигательного аппарата речи в мозге выделяют 5 форм дизартрии:
- бульбарная - проявляется при заболеваниях продолговатого мозга. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушено глотание любой пищи, жевание тоже затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно.
- псевдобульбарная - наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма близка к бульбарной форме дизартрии, но возможности коррекции и положительного прогноза при терапии псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
- экстрапирамидная (подкорковая) - диагностируется при поражении подкорковых узлов. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, её темп.
- мозжечковая возникает вследствие поражения мозжечка; Эта форма характеризуется скандированной, растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью.
- корковая проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов.
Симптомы
Основные симптомы дизартрии: дефекты голоса и звукопроизношения в сочетании с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания.
К речевой симптоматике относят нарушения:
- звукопроизношения;
- интонации;
- фонематических функций;
- чтения и письма;
- лексико-грамматического построения предложений;
К неречевым симптомам дизартрии относят нарушения:
- нарушения двигательного аппарата;
- эмоционально-волевой сферы;
- психического развития;
- познавательной деятельности;
- артикуляции, мышечного тонуса и дыхания.
- своеобразное формирование личности;
Диагностика
В постановке диагноза участвуют несколько специалистов:
- логопед исследует особенности нарушения звукопроизношения, даёт характеристику другим сторонам речи, после чего отражает состояние пациента в специальной речевой карте.
- практический психолог исследует общее интеллектуальное развитие, исключает психосоматику и влияние психотравм.
- после этого врач-психоневролог, опираясь на мнение логопеда и практического психолога, ставит диагноз.
Коррекция, методы лечения
Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие. Логопедическая коррекция обязательно производится в сочетании с ЛФК и медикаментозным лечением.
Комплексная методика лечения дизартрии состоит из:
- лекарственных препаратов;
- лечебной физкультуры, физиотерапии, иглотерапии;
- закаливающего и поддерживающего лечения;
- логопедической работы по развитию и исправлению речи;
- лечения сопутствующих заболеваний.
Работа логопеда направлена на разработку органов артикуляции. Такое воздействие включает в себя:
- работу над выразительностью речи;
- исправление речевого дыхания и голоса;
- артикуляционную гимнастику;
- исправление произношения звуков речи;
- массаж языка.
Логопедический массаж языка при дизартрии
Значительную роль в лечении (в особенности это касается стёртой формы дизартрии) занимает массаж языка. Логопедический массаж языка оказывает благотворное воздействие на весь организм, а также вызывает позитивные изменения в системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе (в мышечной системе и нервной системе).
Основное воздействие логопедического массажа направлено на:
- нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата;
- активизацию групп тех мышц периферического речевого аппарата, которые имеют недостаточную сократительную способность;
- стимуляцию проприоцептивных ощущений;
- подготовку условий к формированию произвольных и скоординированных движений языка и других органов артикуляции;
- уменьшение слюноотделения;
- укрепление глоточного рефлекса;
- афферентацию (передачу возбуждения от периферических нейронов к центральным нейронам) в речевые зоны коры головного мозга. Это стимулирует речевое развитие при задержке формирования речи.
Проведение массажа языка противопоказано при:
- инфекционных заболеваниях (например, при гриппе и ОРВИ);
- заболеваниях кожи;
- герпесе на губах;
- стоматите;
- конъюнктивите;
- людям с эписиндромом (судорогами) логопедический массаж языка следует назначать с большой осторожностью.
Профилактика и прогноз
Прогноз в терапии дизартрии чаще всего неопределённый. Чем раньше начата систематическая работа пациента с логопедом, тем более вероятен положительный результат. Наиболее благоприятный прогноз в лечении заболевания возможен в случае лечения основного заболевания, усилий самого пациента-дизартрика и поддержки таких усилий его окружением.
В случае стёртой дизартрии при подобном подходе к терапии можно рассчитывать на фактически полную нормализацию речи. Овладев необходимыми навыками правильной речи, человек в дальнейшем может успешно обучаться и работать, периодически получая необходимую ему логопедическую помощь в поликлиниках.
При тяжелой форме возможно только улучшить состояние речевой функции. Особое значение для социализации людей с дизартрией имеет совместная работа логопеда, психоневролога, практического психолога, невролога, массажиста и специалиста по ЛФК.
Профилактика дизартрии у детей с перинатальными поражениями головного мозга должна осуществляться с первого месяца жизни. Дальнейшая профилактика и у детей, и у взрослых, заключается в предупреждении травм головного мозга, нейроинфекций и токсических воздействий на нервную систему.
Видео по теме
В видео демонстрируется комплекс артикуляционной гимнастики, которую можно делать самостоятельно:
Click to view
Источник:
www.neuroplus.ru