Помогите, я застрял!

Jul 04, 2014 21:29

Решила сегодня быстро перевести сегодняшние рекомендации от Билла Нейсона, я писала недавно про группу в ФБ. Может, кому-то пригодится в быту)) простите, перевод  не идеальный мягко говоря, на коленке, но идеи понятны))

Помогите, я застрял!

Бывает такое, что Ваш ребенок застревает на каком-то действии, словно ему трудно переключиться? Это может быть повторяющееся поведение, звуки, которые он издает, действие или мысль. В таких случаях ребенок начнет действие или мысль, но словно не может его закончить, так что он повторяет его снова и снова по фиксированной схеме.


Наша способность переключаться с одной деятельности на другую является исполнительной функцией лобной доли головного мозга. Она позволяет нам начать, провести и завершить действие плавно без особых сложностей. Эти функции слабы у многих детей спектра. Когда действие начато, и особенно если это повторяющиеся схемы, приносящие удовольствие, ребенку трудно переключиться и перейти к следующему ожиданию. Подобно человеку, который не может закончить разговор - он все продолжает и продолжает.

Иногда такое поведение называют фиксацией, компульсивным, стереотипическим поведением или персеверацией (навязчивым повторением). У всех этих действий и мыслей есть общее - сложность завершить цепочку, когда они начаты. Я часто вижу, как родители или учителя расстраиваются из-за такого и просто требуют ребенка перестать. Мне кажется, нам нужно признать, что детям действительно зачастую трудно перестать, им нужно получить этот «переход» извне. С разными детьми и ситуациями мне помогало следующее:

  1. Некоторым детям нужно просто предупреждение, когда пора остановиться. Они еще не застряли, просто слишком сфокусировались и сконцентрировались на том, что делают. Часто дети отвечают на серию предупреждений: родители дают 5 минут, 3 минуты, 1 минуту, сообщая, когда действие надо закончить и что будет дальше. Эти дети также хорошо реагируют на четкие рамки начала и конца - мы испольщуем визуальные таймеры, обозначающие начало и конец. Часто хорошо работают визуальные схемы с картинками, где видно, что будет дальше, тогда перейти будет легче.

  2. Для случаев компульсивного и навязчивого поведения, может сработать другое. Сначало включитесь в действие ребенка, не прося его остановиться или не пробуя его переключить. Поговорите о том, что он делает, попробуйте сделать это совместным делом. Это переключит внимание ребенка с занятия на Вас, до того, как пытаться его переключить на что-то еще. Например, у меня был ребенок, который включался в процесс мытья рук под текущей водой. Очевидно, это была сенсорная стимуляция, но он застревал и не мог остановиться. Он очень расстраивался, если родители входили и пытались его остановить. Мы сначала ввели родителя в процесс - мыть руки вместе под водой и говорить о том, как это приятно. А затем, как только внимание ребенка получено, говорили, что можно делать дальше, закрывали кран и шли дальше. Это включение себя в ситуацию останавливало навязчивый ответ и позволяло ребенку переключиться.

  3. В добавление к предыдущему, можно попробовать создать конкретное завершение секвенции. Например, как в примере выше, после включения в деятельность сосчитать до 10 и закрыть кран. Я часто действую так в случае поведения с повторяющимися схемами. Я говорю - ок, давай сделаем так еще 5 раз и все. Мы сосчитаем вместе до пяти и перейдем к другому делу. Мозг сможет совершить переход, если мы поставить точку, где надо остановиться.

  4. Часто оказывается, что ребенку нужно легкое прикосновение, чтобы сместить фокус. Так, я тихо что-то говорю, а потом осторожно трогаю за руку, как бы включаясь. Эта тактильная стимуляция словно отвлекает их от деятельности, в которой они застряли. Это словно ломает стереотип ответа, позволяя переключиться.

  5. Иногда ребенок застревает, так как у деятельности не четкого конца. Он просто не понимает, когда действие закончено или когда что-то сделано достаточно хорошо. Для этих детей мы обычно проигрываем все действие заранее, чтобы они точно знали, когда задание можно считать оконченым.

  6. Для детей, которых трудно переключить, мы часто предлагаем ребенку что-то любимое ребенком вместе с тем, где он застревает, чтобы мотивация была сильнее (вместе с одной из стратегий выше). Так они быстрее перейдут к чему-то, что им действительно нравится.

Важно помнить, что такие проблемы связаны с особенностями мозговых функций. Чтобы разорвать этот круг, часто нужна помощь в переключении.

поведение, советы "особому родителю", аутизм

Previous post Next post
Up