Продолжаем представлять спикеров конференции «Аутизм. Выбор маршрута». Доктор наук Обин Штаймер (США) - специалист по ранней помощи при аутизме, инклюзивному школьному образованию детей с аутизмом и по внедрению методов коррекции аутизма сдоказанной эффективностью в государственных и общественных учреждениях. Она возглавляет Центр вмешательств при аутизме, который работает уже более 10 лет, также является директором лечебного отделения Центра аутизма при Калифорнийском университете Сан-Диего. В данный момент занимается исследованием по заказу Департамента образования США, которое должно определить, как можно использовать обучение детей с аутизмом основным реакциям (pivotal response) в условиях школьного класса.
В рамках конференции она проведет мастер-класс «Эффективные стратегии раннего вмешательства», который пройдет 3 июня, во второй день конференции, с 14.10 до 15.40. Во время мастер-класса она опишет общие элементы всех стратегий ранней коррекции аутизма с доказанной эффективностью, расскажет, как использовать отдельные элементы в программе раннего вмешательства, а также проанализирует, как можно внедрить программы раннего вмешательства в различных учреждениях.
Анализ различных подходов раннего вмешательства показывает, что все методы с доказанной эффективностью, независимо от того, разработаны ли они в рамках поведенческого подхода или модели развития, имеют общие характеристики - они поощряют спонтанную социальную коммуникацию и систематически учат новым навыкам. Также такие методы часто используют следующие стратегии: изменения в окружающей обстановке для повышения социальной инициативности ребенка, предоставление ребенку возможности выбирать деятельность, варьирование задач, обучение имитации, моделирование и постепенное расширение новых моделей поведения, подсказки и естественные поощрения. Во время мастер-класса доктор Штаймер расскажет обо всех этих стратегиях, а также приведет видео-примеры.
Кроме того, Обин Штаймер выступит 4 июня, в последний день конференции, в 10.00, с пленарным докладом «Внедрение доказанно эффективных программ помощи, доступных людям: трудности и успехи». Одна из основных трудностей в области помощи детям с аутизмом - это определение эффективности тех или иных психосоциальных подходов и методов, а также успешное внедрение этих подходов в реальных условиях, например, в государственной школе. Создание групп взаимодействия - это один из методов для оценки и внедрения методов, доказавших свою эффективность, хотя до сих пор он очень редко применяется. В рамках своего доклада доктор Штаймер приведет два примера успешной адаптации методов коррекции аутизма с доказанной эффективностью: в условиях школы и в службе раннего вмешательства. Для этого использовались такие методы как сбор обратной связи от заинтересованных лиц, развитие успешного партнерства и получение конкретных результатов. В каждом случае формировалась партнерская группа исследователей и заинтересованных лиц (родителей, специалистов, донорских организаций), а также использовались как количественные, так и качественные методы оценки. Организовывались фокус-группы и наблюдение за практикой, чтобы получить информацию от заинтересованных лиц. Проводилась оценка предложенных методов для отдельных детей, чтобы определить, нужно ли будет модифицировать метод и насколько эффективным будет вмешательство в данных условиях.
Конференция пройдет 2-4 июня в Московской школе управления (Сколково, д. 100). Организаторы конференции: Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский психолого-педагогический университет и Фонд «Выход». Конференция проходит при поддержке Йельского Университета (США), организации «Autism Speaks», информационного агентства «Интерфакс», информационного портала «Газета.ru», научно-практического журнала «Аутизм и нарушения развития», портала психологических изданий «Psyjournals.ru». Сайт конференции:
http://autismconference.ru/