Елисей Осин: важные мысли, которые я давно пытаюсь сформулировать

Nov 15, 2013 14:13

Начну провокационно - ABA-терапия запросто может не помогать при аутизме. Вот так вот, да. Удивлены? Но даже если Вы поведенческий аналитик со стажем, я думаю, что Вы согласитесь со мной, когда я продолжу.

При аутизме реально помогают хорошие образовательные программы, направленные на развитие умений у конкретного ребенка, снижение выраженности симтопмов. Эти хорошие образовательные программы должны приводить в жизнь квалифицированные специалисты с хорошей подготовкой, постоянно поддерживающие свой профессиональный уровень. Занятия на основе этих программ должны быть интенсивными и постоянными. Цели должны ставиться на основании умений и задач конкретного ученика в данный момент, методы обучения должны выбираться на основании стиля обучения человека. Вообще качество занятий нужно оценивать вот по этим параметрам, а не по буковкам, которые стоят возле обозначения квалификации специалиста.
АВА-терапия работает и становится сама собой тогда, когда вышеперечисленные условия соблюдаются.

Мы хихикаем над роликами в ютюб, где тетя в белом халате демонстрирует элементы АБЫ. Я ужасно расстраиваюсь тогда, когда слышу очередное - "Ваша ЭЙВИЭЙ это ерунда, никак она не помогает". У нас у всех перед глазами работа "спецов", которые закончили один дистанционный модуль и начинают составлять и курировать программы. Не хочется пересказывать всякой жути, когда специалисты с апломбом авторитетно заявляют родителям, что "из ребенка ничего не выйдет", что "он никогда ничему не научится" или наоборот, дают какие-то гарантии, которые совершенно непонятно как выполнит. Может, все это и имеет какое-то отдаленное отношение к ABA-терапии (например, преподаватель курсов был настоящим ABA-специалистом), но точно не имеет отношения к лечению аутизма.

Как обычно, именно то кто и как и для чего использует инструменты АВА-терапии важно.

Хороший инструмент только в нормальных руках работает, и просто наличие в руках инструмента не позволит быть качественным специалистом (наличие домкрата в руках не сделает никого хорошим автомеханником, домкратом можно стекла у машин выбивать). Для оценки того, как терапия используется, на сколько хороши образовательные программы, есть совершенно конкретные критерии (о этом я буду говорить на моем семинаре), но я не об этом.

В 60ых годах Schopler начал обучать людей с аутизмом. Его ученики были сложными (тогда не диагностировали аутизм у людей с маленьким количеством симптомов), он тогда строил свои программы на прогрессивной для того времени идее, что аутизм это нейробиологическое расстройство и на идее о том, что люди с аутизмом обучаются совсем по-другому, не так как обычные люди. Именно из TEACCH практики и теории мы многое узнали про то, как по-другому мыслят, организуют свое пространство и время, взаимодействуют люди с аутизмом.
Тот, кто посмотрит ролики TEACCH может сказать: ба, да это же эклектика какая-то, тут и ABA, и NET, и pivotal responce training, и floortime, и расписания, и все на свете, что используют с людьми с аутизмом. Но по честному было бы правильно сказать, что это в этих всех методах есть элементы TEACCH, ведь они развивались тогда, когда TEACCH уже существовал.

К чему это я говорю? Теперь я понимаю, что нельзя продвигать один какой-то метод, как "основанный на доказательствах". Нужно продвигать качественную работу, которая должна быть основана на методах с хорошей доказательной базой, должна проводиться специалистами с хорошей подготовкой, должна быть основана на сотрудничестве родителей, должна оценивать потребности семьи и так далее.

Вот интересно, что TEACCH метод - как раз не тот метод, про который можно сказать, что он основан на доказательствах. На деле вполне правы те, кто указывают на отсутствие исследований, показывающих его эффективность. Однако, это та практика, которая по-настоящему образовывает специалиста для той самой работы, которая будет эффективна и качественна. Мы сами не заметили как разные отличные идеи TEACCH обучения оказались в практике других методов, однако, это так потому, что идеи эти универсальны и естественны для аутизма.

Я мечтаю о том времени, когда я в своем городе смогу рекомендовать несколько разных мест, где будут использовать хорошие методы обучения детей с аутизмом, где будут работать хорошие специалисты, с хорошей подготовкой как в области теории аутизма, так и в области обучения людей с аутизмом. Я надеюсь, что мне не прийдется на консультация рассказывать про то, что такое АВА, как не нужно рассказывать человеку с лопнувшей покрышкой, что такое домкрат. Я смогу сказать - вот места, где проводят отличную терапию ауизма, составляют правильные и учитывающие все основное образовательные программы, там учеба строится с учетом текущих целей, потребностей, стиля обучения Вашего ребенка (конечно, работа этих мест будет строиться в первую очередь на принципах прикладного поведенческого анализа, иначе они не станут таковыми). Учитывая, что в Москве уже есть люди, которые реально к этому стремятся, что проводятся вот такие семинары, что есть люди, которые хотят учиться, я думаю, что эта конкретная моя мечта исполнится еще при жизни.

teacch, aba, аутизм

Previous post Next post
Up