Недавно делала описание модели для ФБ. Повторю тут Было несколько запросов от разных людей описать, как выглядит наша модель в общем. Представим обычную общеобразовательную школу. В этой школе есть специальная классная комната. В этой комнате могут обучаться одновременно 8-10 учеников. Они могут быть разного возраста и учиться по программам разных классов. У каждого ученика есть тьютор. Тьютор занимается со своим подопечным в специальном классе по индивидуальной программе данного ученика. Так как у всех учеников в классе программы и индивидуальные расписания разные, стол каждого отделен перегородками. Это сделано для того, чтобы ученики не мешали друг другу. В учебном плане каждого ученика есть время, когда он учится в регулярном классе. И у каждого оно свое. Есть дети, которые 90% своего времени в школе проводят в регулярном классе, и только 10% в специальном. А есть ученики, которые помещают регулярный класс лишь на 10 минут в неделю. Это зависит только от готовности ребенка находиться в ситуации классно-урочной системы обучения. Присутствие ученика в регулярном классе не должно тормозить учебный процесс остальных учащихся. Важнейшая задача - увеличение время нахождения ребенка в регулярном классе. Индивидуальную программу и план посещения регулярного класса составляет учитель регулярного класса. Программа составляется на основании тестирования в начале учебного года. Учитель специального класса находится в постоянном диалоге с учителями регулярных классов. Он знает, в каком классе в какой день что будут проходить на каждом уроке. Учитель специального класса готовит материалы для посещения ребенком регулярного класса и адаптирует план урока под него. Так же учитель постоянно наблюдает за работой тьютора во время индивидуальных занятий. Он может при необходимости скорректировать программу или методику обучения. У класса есть координатор/супервизор, который наблюдает за работой класса не реже одного раза в неделю. Это позволяет сделать программу более надежной и эффективной. В классе работает принцип "все знают всё". Все тьюторы знают программы всех учеников класса. При необходимости не только тьютор может провести занятие у любого ученика класса, но и учитель и координатор могут заменить любого из тьюторов. Все результаты учеников сразу фиксируются и анализируются. С семьями поддерживается постоянный контакт через Листы обратной связи. Раз в месяц учитель вместе с тьютором посещают своих учеников у них дома. Они помогают родителям наладить домашние занятия с ребенком, показывают, как они работают в классе, и проводят консультации по запросу родителей.
Прочитала, но так и не поняла.. В классе сидят 8-10 детей разного возраста и разного уровня обучения?? Как один учитель будет одномоментно учить их всех по разным программам? Тьютор должен быть как учитель и учить ребенка?? Я думала тьютор это помощник ребенка, а не заместитель учителя. Будут ли эти дети выходить на перемены в общие коридоры школы? Как будут строится их взаимоотношения с обыными детьми на переменах? Как такой ребенок будет ходить в туалет? Тьютор -женщины обычно и идти с рбеенком в мужской туалет в школе не прилично как то....
Один из наших тьюторов мужчина))) И все наши дети сейчас самостоятельно ходят в туалет. Если возникнет такая ситуация, что мы будем в массовой школе, у нас будут ученики-мальчики, а тьюторы все женщины, то мы обучим нейротипичных детей этой школы тому, что они могут делать, чтобы помогать своему однокласснику в посещении туалета. А главное, мы выделим время, чтобы обучить данного ученика "туалетным" навыкам. В школе с первого по 10 класс. В каждом классе может быть по одному, а может и по два особых ребенка. Наши дети не всегда могут весь учебный день проводить со всеми, они могут уставать, у них может быть сенсорный перегруз. Пункты их индивидуальной программы могут не совпадать с программой регулярного класса. Например, он может делать письмо на уровне всех остальных, а математика у него ниже. Поэтому в школе есть вот такая специальная комната, которая очень комфортна для ребенка, и где он в индивидуальном режиме с тьютором учится по своей индивидуальной программе. Учитель специализированного класса сам не учит детей. Не проводит занятия. Он расписывает подробные конспекты для каждого ученика по его программе. И тьюторы работают по этим конспектом, отмечая все свои действия и действия ребенка. Учитель постоянно наблюдает за работой тьюторов и меняет что-то в занятиях по необходимости. Все тьюторы перед началом работы проходят специальный тренинг и идет постоянное обучение в процессе работы. Дети буду выходить на перемены в коридор, они будут играть с остальными детьми, участвовать в праздниках, экскурсиях, ходить в столовую вместе со своим регулярным классом. А мы будем проводить специальные тренинги для их нейротипичных одноклассников, организовывать игры на переменах, специальные занятия, где в роли учителей будут выступать нейротипичные дети, устраивать пикники и праздники. Ученики-аутисты будут такими же учениками своего регулярного класса, как и остальные дети, но специально для них будут сделаны дополнительные условия.
Значит все таки процесс обучения будет лежать и на тьюторе тоже. Работать по конспекту - надо знать методику обучения или обучение может пострадать. Как будет проходить аттестацию ребенок особый? Обычные дети идут по своей программе и программа очень насыщенная сейчас. Особый ребенок вряд ли сможет успеть за обычными детьми по программе. Даже в первом классе программа очень трудоемкая
"А мы будем проводить специальные тренинги для их нейротипичных одноклассников, организовывать игры на переменах, специальные занятия" - МЫ это кто? Я сейчас не говорю о вашем классе для избранных, а вообще об инклюзии. Кто там будет все это организовывать?
Про туалет вопрос был задан специально. Дело не в том, умеет или нет ходить такой ребенко в туалет, а в том что эта территория не просматриваемая взрослыми и там может быть всякое. Вспоминая свое детство - мальчишки выясняли отношения и лупили неугодных именно в туалетах. Современные дети намного более агрессивные чем дети 40 лет назад. На тех же переменах аутичный ребенок может получить массу негатива от обычных детей, учитывая негатив их родителей который они высказывают дома...
По каждому новому конспекту учитель проводит с тьютором тренинг, и учитель всегда наблюдает за работой тьютора. Мы планируем добиваться введения многоуровневой аттестации, как есть в США, в Англии. Ребенок может учиться и проходить аттестацию по своей программе, но учиться со всеми. Он не должен успевать за обычными детьми. Если особый ребенок может успевать и быть успешен в программе без особых условий, то при чем тут инклюзия? Ему не нужны никакая специальная среда. Это тогда интеграция, а не инклюзия. Наш класс не для избранных. В каждой школе это должен будет организовывать учитель специализированного класса и супервизор. Сейчас у нас практически нет таких специалистов. Но с каждым годом их будет становится все больше и больше. Ребенок когда-нибудь вырастет. И он будет жить в этой среде, потому что другой нет. Его будут гнобить, его будут лупить, над ним будут издеваться. Как и над всеми другими. И он должен знать, что делать в таких ситуациях, как обезопасить себя, как строить отношения с другими людьми. Лучше всего он этому научится среди обычных сверстников. Исследования показывают, что при определенной работе с нейротипичными одноклассниками негативного отношения к аутичным одноклассникам не возникает. Так же необходимо постоянно быть в контакте с родителями этих детей. Их негатив к особым детям в классе вызван определенными страхами за своих детей, отсутствием информации. Они тоже могут стать союзниками.
Скажите, а аттестат он тогда какой получит, если будет идти по своей программе? Второй вопрос - вы ка кто выясняли сейчас - как смотрят учителя обычных школ ан такое увеличение их занятости? Отдельно составлять и контролировать программу для особого ученика? У них будут какие то курсы повышения квалификации - ведь это должна быть какая то другая программа и другой подход-методика?
Составлять и контролировать программу особого ученика будет учитель специализированного класса. Он же будет адаптировать план урока под ученика, создавать внешние условия для ученика и т.д. Это его работа. Модель построена так, чтобы минимально нагружать учителя регулярного класса. Недавно я выкладывал тут видео беседы Азимовой с учителями массовой школы. Они там высказали свои вопросы, страхи и замечания. Можете посмотреть. Аттестат по своей программе. Аттестат о среднем образовании дает возможность продолжать обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях. Если ученик не может аттестоваться по массовой программе и написать ЭГЕ, то скорее всего он не будет поступать в институт. Когда ребенок учится в коррекционной школе, то аттестат коррекционной школы позволяет ему поступать профессиональные учебные заведения. Что мешает ребенку получить такой же аттестат, но обучаясь в обычной школе рядом с домом?
Если я правильно вас понял, то вы предлагаете массовой школе работать по программам спец. школ. Как, например, "Кашенкин луг" или центр образования им. Островского №1447. Ну, или второй вариант - разработать на основе новых ФГОС и современного "критериального" оценивания (по типу давыдово-эльконинского) новую систему аттестации. Или ориентироваться не только на академический компонент, но и на(пока в России массово отсутствующую) систему "жизненных компетенций". Во любом случае это будет означать новую систему аккредитации школ, новый штат, новоё всё.)) Я, может, немного сгущаю краски, но то, что без кардинальной реформы не обойтись - это ясно. Особенно, если массово делать -чтоб всякая "обычная школа рядом с домом" такая была.
Время для реформы настало. Это точно. Я не предлагаю школе работать по программе спец. школ. Где вы это вообще увидели? Я за многоуровневую аттестацию. Уже сейчас есть законы, по которым дети с инвалидностью могут аттестовываться в особом режиме. Вплоть до того, что ребенок может сдавать ЭГЕ с помощником "рука в руке", если ему по показаниям тяжело писать самостоятельно. По словам Азимовой, в их штате родители могут вообще отказаться от аттестации их ребенка в конце года.
Для того, чтобы получить аттестат коррекционной школы (это из вашего поста)нужно, чтобы школа была соответствующим образом аккредитована и укомплектована. Т.е. заниматься по двум (например) программам - "массовой" и "8-го вида". Вы же так занимаетесь, только у вас 7-й вид, вроде? Для других учреждений нужна фундаментальная структурная перестройка школы. Для нашей школы в таком подходе много плюсов, но вряд ли мы в ближайшее время на это решимся. Дети с инвалидностью или просто с "ограниченными возможностями здоровья" сдают экзамены в щадящем режиме - да, принимал такие. Тем не менее, существующие программы диктуют некий общий для всех объём знаний. Чаще всего, он не отвечает особым образовательным потребностям ребёнка. Я надеюсь, вы же не имеете ввиду фальсификацию данных?)) Про отказ от аттестации - это отдельный вопрос, там другой социум.
Например, 1 уровень - аттестат, который дает право на поступление в вуз; 2 уровень - дальнейшее профессиональное обучение; 3 уровень - та самая жизненная компетентность.
Про другой социум я давно уже разговоры не принимаю. На Кашенкином три программы. И я не предлагаю выдавать аттестат коррекционной школы. Потому что дети не занимаются по программе 8 вида. У них индивидуальная программа в рамках школьной. Нужна другая аттестация. Сейчас ведь что-то выдают в школе ученику, который завалил все экзамены. Что-то типа справки "прослушал"?
"Другой социум" - не в смысле другая ментальность и культура, а в смысле - по-другому организовано здравоохранение, соц.защита, трудоустройство. В этом плане вы говорите о таких масштабных изменениях, которые зависят не только от образования. Хотелось бы решить более конкретные задачи.
Да,можно со справкой. Но тут появляется ещё проблема - отношение и запрос родителей.Редких родителей удовлетворяет справка. "Раз взяли в школу - дайте аттестат!" С этим столкнулись сейчас в 1447 - они в основном известны работой с синдромом Дауна. Тем более, это требование оправдано (как возможность поступить в ВУЗ) при аутизме. Короче, тут какую часть вопроса не обсуждай - обязательно хвосты смежных проблем полезут. Аттестация нужна новая, сто пудов.
Да, именно такие изменения и нужны. Давайте дадим родителям право самим решать, что им нужно. Для многих сейчас важна именно бумажка, а не то, чему научился ребенок. Но не мы ли сами создаем это отношение? Так как на данный момент только один вид аттестата, то что же еще должны хотеть родители? И все таки, если ребенок действительно может поступить в ВУЗ и сдать экзамены, значит проблем с получением аттестата у него возникнуть не должно.
Это отдельная песня "Чего могут хотеть родители") Многого. Про аттестат - как раз и наоборот бывает у старших аутистов. Академические знания по многим предметам, и при этом выраженные трудности с русским языком, экзаменационные сочинения и изложения - это наше самое интересное.) Обидно- прекрасные математики и лингвисты, и при этом экзамены в ВУЗ остаются чем-то нереальным.
Было несколько запросов от разных людей описать, как выглядит наша модель в общем.
Представим обычную общеобразовательную школу. В этой школе есть специальная классная комната. В этой комнате могут обучаться одновременно 8-10 учеников. Они могут быть разного возраста и учиться по программам разных классов. У каждого ученика есть тьютор. Тьютор занимается со своим подопечным в специальном классе по индивидуальной программе данного ученика. Так как у всех учеников в классе программы и индивидуальные расписания разные, стол каждого отделен перегородками. Это сделано для того, чтобы ученики не мешали друг другу. В учебном плане каждого ученика есть время, когда он учится в регулярном классе. И у каждого оно свое. Есть дети, которые 90% своего времени в школе проводят в регулярном классе, и только 10% в специальном. А есть ученики, которые помещают регулярный класс лишь на 10 минут в неделю. Это зависит только от готовности ребенка находиться в ситуации классно-урочной системы обучения. Присутствие ученика в регулярном классе не должно тормозить учебный процесс остальных учащихся. Важнейшая задача - увеличение время нахождения ребенка в регулярном классе. Индивидуальную программу и план посещения регулярного класса составляет учитель регулярного класса. Программа составляется на основании тестирования в начале учебного года.
Учитель специального класса находится в постоянном диалоге с учителями регулярных классов. Он знает, в каком классе в какой день что будут проходить на каждом уроке. Учитель специального класса готовит материалы для посещения ребенком регулярного класса и адаптирует план урока под него. Так же учитель постоянно наблюдает за работой тьютора во время индивидуальных занятий. Он может при необходимости скорректировать программу или методику обучения.
У класса есть координатор/супервизор, который наблюдает за работой класса не реже одного раза в неделю. Это позволяет сделать программу более надежной и эффективной.
В классе работает принцип "все знают всё". Все тьюторы знают программы всех учеников класса. При необходимости не только тьютор может провести занятие у любого ученика класса, но и учитель и координатор могут заменить любого из тьюторов.
Все результаты учеников сразу фиксируются и анализируются.
С семьями поддерживается постоянный контакт через Листы обратной связи.
Раз в месяц учитель вместе с тьютором посещают своих учеников у них дома. Они помогают родителям наладить домашние занятия с ребенком, показывают, как они работают в классе, и проводят консультации по запросу родителей.
Reply
В классе сидят 8-10 детей разного возраста и разного уровня обучения?? Как один учитель будет одномоментно учить их всех по разным программам? Тьютор должен быть как учитель и учить ребенка?? Я думала тьютор это помощник ребенка, а не заместитель учителя. Будут ли эти дети выходить на перемены в общие коридоры школы? Как будут строится их взаимоотношения с обыными детьми на переменах? Как такой ребенок будет ходить в туалет? Тьютор -женщины обычно и идти с рбеенком в мужской туалет в школе не прилично как то....
Reply
Если возникнет такая ситуация, что мы будем в массовой школе, у нас будут ученики-мальчики, а тьюторы все женщины, то мы обучим нейротипичных детей этой школы тому, что они могут делать, чтобы помогать своему однокласснику в посещении туалета. А главное, мы выделим время, чтобы обучить данного ученика "туалетным" навыкам.
В школе с первого по 10 класс. В каждом классе может быть по одному, а может и по два особых ребенка. Наши дети не всегда могут весь учебный день проводить со всеми, они могут уставать, у них может быть сенсорный перегруз. Пункты их индивидуальной программы могут не совпадать с программой регулярного класса. Например, он может делать письмо на уровне всех остальных, а математика у него ниже. Поэтому в школе есть вот такая специальная комната, которая очень комфортна для ребенка, и где он в индивидуальном режиме с тьютором учится по своей индивидуальной программе.
Учитель специализированного класса сам не учит детей. Не проводит занятия. Он расписывает подробные конспекты для каждого ученика по его программе. И тьюторы работают по этим конспектом, отмечая все свои действия и действия ребенка. Учитель постоянно наблюдает за работой тьюторов и меняет что-то в занятиях по необходимости. Все тьюторы перед началом работы проходят специальный тренинг и идет постоянное обучение в процессе работы.
Дети буду выходить на перемены в коридор, они будут играть с остальными детьми, участвовать в праздниках, экскурсиях, ходить в столовую вместе со своим регулярным классом. А мы будем проводить специальные тренинги для их нейротипичных одноклассников, организовывать игры на переменах, специальные занятия, где в роли учителей будут выступать нейротипичные дети, устраивать пикники и праздники.
Ученики-аутисты будут такими же учениками своего регулярного класса, как и остальные дети, но специально для них будут сделаны дополнительные условия.
Reply
"А мы будем проводить специальные тренинги для их нейротипичных одноклассников, организовывать игры на переменах, специальные занятия" - МЫ это кто?
Я сейчас не говорю о вашем классе для избранных, а вообще об инклюзии. Кто там будет все это организовывать?
Про туалет вопрос был задан специально. Дело не в том, умеет или нет ходить такой ребенко в туалет, а в том что эта территория не просматриваемая взрослыми и там может быть всякое. Вспоминая свое детство - мальчишки выясняли отношения и лупили неугодных именно в туалетах.
Современные дети намного более агрессивные чем дети 40 лет назад. На тех же переменах аутичный ребенок может получить массу негатива от обычных детей, учитывая негатив их родителей который они высказывают дома...
Reply
Мы планируем добиваться введения многоуровневой аттестации, как есть в США, в Англии. Ребенок может учиться и проходить аттестацию по своей программе, но учиться со всеми. Он не должен успевать за обычными детьми. Если особый ребенок может успевать и быть успешен в программе без особых условий, то при чем тут инклюзия? Ему не нужны никакая специальная среда. Это тогда интеграция, а не инклюзия.
Наш класс не для избранных. В каждой школе это должен будет организовывать учитель специализированного класса и супервизор. Сейчас у нас практически нет таких специалистов. Но с каждым годом их будет становится все больше и больше.
Ребенок когда-нибудь вырастет. И он будет жить в этой среде, потому что другой нет. Его будут гнобить, его будут лупить, над ним будут издеваться. Как и над всеми другими. И он должен знать, что делать в таких ситуациях, как обезопасить себя, как строить отношения с другими людьми. Лучше всего он этому научится среди обычных сверстников.
Исследования показывают, что при определенной работе с нейротипичными одноклассниками негативного отношения к аутичным одноклассникам не возникает. Так же необходимо постоянно быть в контакте с родителями этих детей. Их негатив к особым детям в классе вызван определенными страхами за своих детей, отсутствием информации. Они тоже могут стать союзниками.
Reply
Второй вопрос - вы ка кто выясняли сейчас - как смотрят учителя обычных школ ан такое увеличение их занятости? Отдельно составлять и контролировать программу для особого ученика? У них будут какие то курсы повышения квалификации - ведь это должна быть какая то другая программа и другой подход-методика?
Reply
Модель построена так, чтобы минимально нагружать учителя регулярного класса.
Недавно я выкладывал тут видео беседы Азимовой с учителями массовой школы. Они там высказали свои вопросы, страхи и замечания. Можете посмотреть.
Аттестат по своей программе. Аттестат о среднем образовании дает возможность продолжать обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях. Если ученик не может аттестоваться по массовой программе и написать ЭГЕ, то скорее всего он не будет поступать в институт. Когда ребенок учится в коррекционной школе, то аттестат коррекционной школы позволяет ему поступать профессиональные учебные заведения. Что мешает ребенку получить такой же аттестат, но обучаясь в обычной школе рядом с домом?
Reply
Reply
Я не предлагаю школе работать по программе спец. школ. Где вы это вообще увидели?
Я за многоуровневую аттестацию.
Уже сейчас есть законы, по которым дети с инвалидностью могут аттестовываться в особом режиме. Вплоть до того, что ребенок может сдавать ЭГЕ с помощником "рука в руке", если ему по показаниям тяжело писать самостоятельно.
По словам Азимовой, в их штате родители могут вообще отказаться от аттестации их ребенка в конце года.
Reply
Дети с инвалидностью или просто с "ограниченными возможностями здоровья" сдают экзамены в щадящем режиме - да, принимал такие. Тем не менее, существующие программы диктуют некий общий для всех объём знаний. Чаще всего, он не отвечает особым образовательным потребностям ребёнка. Я надеюсь, вы же не имеете ввиду фальсификацию данных?))
Про отказ от аттестации - это отдельный вопрос, там другой социум.
Reply
Reply
Reply
На Кашенкином три программы.
И я не предлагаю выдавать аттестат коррекционной школы. Потому что дети не занимаются по программе 8 вида. У них индивидуальная программа в рамках школьной.
Нужна другая аттестация. Сейчас ведь что-то выдают в школе ученику, который завалил все экзамены. Что-то типа справки "прослушал"?
Reply
Да,можно со справкой. Но тут появляется ещё проблема - отношение и запрос родителей.Редких родителей удовлетворяет справка. "Раз взяли в школу - дайте аттестат!" С этим столкнулись сейчас в 1447 - они в основном известны работой с синдромом Дауна. Тем более, это требование оправдано (как возможность поступить в ВУЗ) при аутизме.
Короче, тут какую часть вопроса не обсуждай - обязательно хвосты смежных проблем полезут.
Аттестация нужна новая, сто пудов.
Reply
Давайте дадим родителям право самим решать, что им нужно. Для многих сейчас важна именно бумажка, а не то, чему научился ребенок. Но не мы ли сами создаем это отношение?
Так как на данный момент только один вид аттестата, то что же еще должны хотеть родители?
И все таки, если ребенок действительно может поступить в ВУЗ и сдать экзамены, значит проблем с получением аттестата у него возникнуть не должно.
Reply
Reply
Leave a comment