Формат: mp3, 320Kbps
Размер: 130Mb
Очень спокойный, медитативный сплав джаховых ходов и индийских ритмов от двух замечательных гитаристов.
Скачать с iFolder :
part1 /
part2Скачать с Deposit:
part1 /
part2 Биография Jonas Hellborg(Йонас Хельборг)
Музыка - это звуковая форма искусства. Это звук. Способ, которым мы получаем логику музыки из того, что мы слышим и что мы слушаем. И все равно, как мы создаем звуки. Звук - это просто мир, который нужен нам для того, чтобы заселить его музыкой. Какая разница в том, как я извлекаю звуки из своего инструмента, какую технику использую и как играю? Если я буду концентрироваться на этом, то никакой музыки не получится - только сплошной спорт. Но если я слышу звуки, которые извлекаю, это определяет музыку для меня. Временной фактор в процессе прослушивания и переживании музыки как звуков это и есть на самом деле то, что должно создавать музыку и отклик. Так что это не логическая структура, а скорее духовные впечатления, переданные посредством звуков, это и есть, наверное, музыка. Йонас Хельборг (2001)
Родился Йонас Хельборг в 1958 году в шведском городе Готенбург. К 12 годам он самостоятельно выучился играть на бас-гитаре. В то время он увлекался музыкой таких групп, как Cream, Deep Purple, а также обожал Джими Хендрикса, так что начал свою музыкальную дорогу с различных блюзовых и хард-роковых произведений. Но в 1972 году он наткнулся на один альбом, который полностью перевернул его мировоззрение, отношение к музыке и даже его карьеру. Это была пластинка группы Mahavishnu Orchestra “The Inner Mounting Flame”. В то время он начал изучать музыку свободной формы, стал слушать Альберта Айлера и Джона Колтрейна, разбираться с подходом Майлса Дэвиса начиная с его ранних лет, до таких произведений 70-х, как In a Silent Way и Bitches Brew. Так что в ракурсе этих исследований не удивительно, что он открыл для себя Джона МакЛафлина, который и послужил для Йонаса основным источником вдохновения для выступлений в небольших клубах на юге Швеции, в процессе которых Хельборг изучал искусство джаз-рока.
Было и участие в некоторых рок-группах, но эта практика Хельборга быстро разочаровала и он вернулся к собственной музыке и сольным выступлениям. В 1981 году он получил приглашение сыграть на именитом джазовом фестивале в Монтро. Майкл Брекер, оказавшись под большим впечатлением от игры Йонаса, познакомил его с многими джазовыми легендами, находившимися там, в том числе и с самим Джоном МакЛафлином. Они договорились, что Йонас пришлет Джону кассету с собственной музыкой. В том же году Брекер позвал Хельборга в Нью-Йорк играть на разогреве у группы Steps в различных клубных мероприятиях.
По возвращении из Штатов, Хельборг познакомился с замечательным перкуссионистом Рибопом Кваку Баа. Вместе с ним Йонас проработал целый год в Лондоне над проектом, который внезапно был прерван трагической смертью Рибопа в конце 1982 года. Хельборг вернулся в Лондон только в феврале 1983 года и закончил эту пластинку, которая получила название Melodies in a Jungle Man’s Head.
В 1982 году Хельборг открывает свой собственный лейбл Day Eight все по той же причине, почему так поступали и другие музыканты - чтобы позволить себе и остальным сочувствующим все, что душе угодно.
Я очень быстро понял, что за дела творятся в так называемом «шоу-бизнесе». Люди были порабощены и морально и материально своими устремлениями, ограничены рамками контрактов и прочих финансовых документов. Но все это меня ни в коем случае не интересовало. Да, когда я был молодой и только начинал, главное для меня было выступать на больших сценах, чтобы меня узнавали, а если бы я еще попал на обложку журнала… Очень было эгоистично. Когда я увлекся более серьезно, то к этому времени я исцелился от подобного. Я хотел продолжать то, что я делал и посмотреть, что предложит жизнь. Все просто. Нужно было заботиться об определенных вещах. Это наиболее короткий путь к тому, что ты хочешь делать в рамках своих записей. Нужна студия, в которой люди будут играть, а ты будешь записывать кассету. Если кто-то захочет ее купить, позаботимся о распространении. Нужно было постичь, как организовать подобную структуру, но она была проверена многими. (2001)
Первый альбом, выпущенный там, стал первый сольный бас-альбом Йонаса The Bassic Thing. В мае 1983 года Хельборг присоединяется к авангардистскому пианисту Майклу Джей Смиту и барабанщику Майклу Шриверу. Вместе они создают второй номер каталога Day Eight - пластинку All Our Steps.
Переиздавать свои первые два я даже не собираюсь. Они вышли почти 20 лет назад тиражом в тысячу виниловых пластинок и сейчас практически не доставаемы, их нет и хорошо. Конечно же, люди хотят их послушать, как это бывает всегда, но клянусь вам, ничего хорошего там нет. Я обещаю, что вы никогда не захотите их послушать. (2001)
Вскоре после этого его пригласили в группу Mahavishnu Orchestra. Первый совместный с МакЛафлином концерт состоялся на телешоу в Париже, третьим в трио был барабанщик Билли Кобэм.
Весь этот опыт с Mahavishnu был очень нелеп. Группа Mahavishnu была той самой типичной вещью, которая появляется в результате неверных желаний. По настоящему группа тогда так и не возобновилась. Это была попытка через силу вернуться к старому. Мы никогда не чувствовали себя единым коллективом, у нас не было общей музыки. Не думаю, что это было так уж классно. Хотя мне нравились дуэты с Джоном МакЛафлином, которые так и не были записаны. Мы с ним сыграли много концертов. Вот это было здорово - достаточно просто и никаких претензий, просто музыка, которую играет акустическая гитара и электрический бас.
В отношении Mahavishnu же все было по-другому, хотя первоначальная идея была хороша. Изначально должны были быть в группе Билли Кобэм, Майкл Брекер, Катя Лябек, Джон МакЛафлин и я. Джон написал много интересной музыки, которую еще не записывали. Катя не была импровизатором, для нее тоже музыка была написана изначально. Что-то должно было получиться в духе альбома Джона Belo Horizonte, но чуточку тяжелее и плотнее. Билли Кобэм все еще оставался очень интересным барабанщиком. Мы с ним репетировали и все было просто здорово. Наше первое трио с Биллом и Джоном тоже по сути было очень интересно, никаких претензий. Просто хорошая музыка.
Вообще все с чего началось, с этим Mahavishnu? Джон задумал восстановить группу, обратился к Яну Хаммеру и Джерри Гудмену с этим предложением, но они послали его ко всем чертям. Только один человек заинтересовался - Билли Кобэм. Остальные же были чертовыми материалистами и перегрызлись к тому же друг с другом. Отказы были мотивированы очень цинично - все хотели получать больше денег, к музыке это не имело никакого отношения. (2001)
В начале 1984 года к ним присоединился саксофонист Билл Эванс и клавишник Митч Форман и новая группа выпустила альбом Mahavishnu. Примерно в то же время Хельборг издает второй сольный альбом Elegant Punk. А в Mahavishnu в это время сменился барабанщик - вместо Кобэма в группу взяли Дэнни Готлиба из Pat Metheny Group и полученный состав совершил два больших мировых турне.
В 1984 году во время турне Mahavishnu по США, Майкл Шрив познакомил Йонаса с Биллом Ласвеллом. В то время последний записывал Down by Law и пригласил Хельборга поиграть на этой пластинке.
Многие считают, что мы с Жако Пасториусом записывались вместе в 1985 году на альбоме Dawn By Law, который продюсировал Билл Ласвелл, но это не так. Да, мы звучим на одном треке, но сессии проходили в разные дни. Просто так получилось, что мы появились на одной записи. Вместе мы играли, это да, дело было в маленьком клубе 5&10 No Exaggeration в СоХо. Я просто проходил мимо и увидел на двери афишу, говорящую о том, что там сегодня выступает Жако Пасториус. Я подумал «вот дерьмо», вошел туда, он меня узнал и пригласил поиграть вместе с ним.
Встретился с Жако Пасториусом первый раз я очень интересно. Это было в Швеции. Я только что отыграл концерт с Джоном (в Mahavishnu), а Жако играл там со своим секстетом, в котором был Майк Стерн и Кенвуд Деннард. Так или иначе, за кулисами меня познакомили с Жако, он про меня уже слыхал к тому времени. За кулисами творилось полное безумие, настоящий дурдом. Все были пьяные и обдолбаные просто в ноль. Жако отводит меня в одну комнату, мы присаживаемся и, бац!, он в один момент превращается во вменяемого, трезвого, собранного и внимательного человека. Мы с ним поболтали с часок о музыке, игре на бас-гитаре. Все это время он был абсолютно трезв. Нельзя было сказать, что это был тот самый «чокнутый Жако». Он не был похож на того неприятного эгоцентричного парня, в которого иногда превращался. Это был искренний, внимательный, приятный и очень дружелюбный собеседник. Но когда он покинул комнату и вышел на сцену, он вновь сменил личину и превратился в известного всем Жако. Просто он - шоумен, своего рода Дэвид Ли Рот бас-гитары. Это очень странно. Все менялось прямо на глазах - вот он сходит с ума и чудит, а когда я с ним общаюсь о музыке - он интеллигентный, трезвый человек. А когда заканчиваем общение - раз! и он снова возвращается к своему публичному поведению. Не знаю я, что все это значит. (2005)
В 1985 году Хельборг и МакЛафлин стали выступать дуэтом. В попытки найти новые музыкальные ощущение, эта парочка играла достаточно личностную камерную музыку с джазовыми и фанковыми интонациями, практически классическую по своей текстуре. К тому же в том же году Хельборг записал альбом Axis с клавишником групп Parliament и Funkadelic Берни Уореллом, певцом Бернардом Фаулером и барабанщиком Энтоном Файером.
В 1986 году появился второй альбом Mahavishnu нового созыва - Adventures in Radioland, записанный в Милане, а за ним последовал еще один мировой тур. В 1987 году дуэт МакЛафлин-Хельборг выступили с концертами в Японии, США и сделали турне по Европе.
Два года спустя к ним присоединился индийский перкуссионист Трилок Гурту и вместе с ним трио отыграло несколько концертов на территории США.
Играть в трио - это нечто совершенно другое. Это не свобода двух исполнителей. Это баланс между тем, чтобы остаться одним целым ансамблем и не потерять свободу музыкальной личности. Если ты один, то ты можешь быть где тебе угодно. Если вас двое - у вас все еще много места для маневров. А если вас трое, то хоть возможности для каждого какие-то есть, но все в некотором роде привязаны к определенным вещам. А если третий - кто-то такая сильная музыкальная личность, как Трилок, то рамок точно не избежать. (2005)
На самом деле, Йонас очень давно и постоянно интересовался музыкой Индии и давно мечтал о чем-то подобном.
Это возвращает меня во времена моей юности, когда я был хиппи. В конце 60-х и начале 70-х все были без ума от индийской музыки, Beatles с Рави Шанкаром, Джон МакЛафлин с Mahavishnu Orchestra. Когда я начал играть серьезно, я с ума сходил от музыки Джона. Потом я с ним встретился и познакомился со всеми этими чудесными индийцами. Так что для меня на протяжении всей моей музыкальной карьеры все эти индийские вещи были рядом. Первая вещь, самая очевидная для западного человека в подобной музыке - это сложная ритмическая структура музыки. Это было мое первое удивление и увлечение - методы, изучение, написание и вообще понимание ритмов. Так же меня сильно поразили и гармонические аспекты индийской музыки. Все эти сложности, украшения, вариации.
О, тут было много трудностей, самых разных. Если ты родился и прожил внутри определенной культуры, то тебе гораздо легче ее воспринять, понять и пользоваться всеми ее преимуществами. Но если ты взрослым человеком начинаешь постигать что-то новое, то будь готов к тому, что будешь сильно ограничен в том, чего хочешь достигнуть. Я не претендую на то, чтобы быть индийцем в любом смысле этого слова. Это все равно, что ходить в индийский ресторан. Ведь когда я туда иду, я не собираюсь становиться индийцем, мне просто нравится индийская кухня. В отношении музыки я понимаю ровно то, что позволяет мне играть с индийскими музыкантами и понимать что вообще происходит, и это делает меня счастливым.
Мир - это хаос и человеческое бытие наделено талантом видеть структуры в этом хаосе. Мы не создаем никаких структур или порядка. У нас есть способы создания своего рода реальностей и поиска чего-то вроде логики. С таким подходом, имея две разных логики, можно подойти к одной реалии и получить две различные точки зрения, описывающее по сути одно и то же. Например, все мы в той или иной степени имеем систему ощущений, но то, что чувствую я от чего либо совершенно не обязательно будет похоже на то, что чувствуешь ты. То же самое и в отношении того, когда кто-то пытается описать одно и тоже.
С этой точки зрения вся музыка может быть подвергнута математическому анализу, так как тут есть абсолютная правда в числах, вибрациях, на которые можно разложить все явления. Мы же знаем, что все, от света до звука, временных интервалов, базисных структур и атомов, может быть описано математическим языком. Абсолютно все, в том числе и тотальный хаос музыки. Это просто другой уровень восприятия, некая сетка, что ты используешь, чтобы понять, что ты делаешь и какие стороны музыки важны для тебя - каким сторонам музыкального мастерства ты должен уделять наибольшее влияние. Так что и индийскую музыку можно рассматривать с точки зрения структур, анализировать любое произведение и находить логику в этом. Если в музыке есть что-то привлекательное, то у этого есть своя логика, которую ты должен изучить и объяснить самому себе. И нет никакой разницы, как эта музыка появилась и какая у ней была история. На самом деле я считаю, что все великие произведения искусства не было созданы, опираясь на логику и структуру. Они появились в результате какой-то вспышки, интуиции. Но к ним можно применить логику и постараться понять их. (2001)
После этого Йонас покидает МакЛафлина, отправляется в Нью-Йорк и создает там собственное трио с турецким клавишником Айдином Эзеном и барабанщиком Кенвудом Деннаром. Первая версия группы Jonas Hellborg Group не оставила после себя никакой записи, однако сыграла несколько концертов в Европе и даже выступили на телевидении. Во второй версии группы приняли участие клавишник Йенс Йохансон и барабанщик Андерс Йохансон - оба бывшие участники группы Ингви Мальмстина. В 1990 году Йенс уходит в коллектив Dio. В то же время Йонас проводил эксперименты с составом и звуком, иногда выступая с еще одним басистом, а барабанщик играл только на электронных барабанах.
В 1990 году Хельборг и Ласвелл создали Greenpoint Recording Studio в Нью-Йорке, ну и заодно поработали вновь вместе в рамках некоторых записей. Например Йонас записался на альбоме Джинджера Бейкера Middle Passage, который, собственно, продюссировал Ласвелл. В 1991 они вместе сыграли на альбоме Dissident, а Ласвелл помог записать альбом Хельборга The World, где Йонас и барабанщик Тони Уильямс играли вместе со струнным квартетом. Там же можно услышать и первое появление уникального инструмента - акустической бас-гитары - на которую подсел Йонас в 1989 году. Этот инструмент был изготовлен Абрахамом Вехтером в конце 80-х и его можно также услышать на третьем сольном альбоме Хельборга - The Silent Life.
В том же, 1991 году, Хельборг поработал продюсером на альбомах Йенса Йохансона Fjaderlosa Tvafotingar и Unseen Rain Джинджера Бейкера. В начале 1992 это трио - Хельборг/Йохансон/Бейкер поиграло в Европе, а сам Хельборг на протяжении 1992 года принял участие в записи четырех альбомов - Ode to a Tractor (с Ласвеллом и Питером Бротцманом - проект RAF), No Other World (с Гари Купером - проект Shining Path), Shutka (с Андерсом Йохансоном) и, собственно, Octaves of the Holy Innocents вместе с Майклом Шривом и Бакетхэдом.
Бакетхэд - очень интересный товарищ. Очень милый, умный молодой человек с собственной эстетикой, которая может быть выглядит немного ограниченной, но у него собственный музыкальный язык, на котором ему есть что сказать. Он совершенно другой. Он работал с Биллом Ласвелом в то время, когда я жил в Нью-Йорке и мы вместе с ним часто пересекались. Мне он очень нравился. Он всегда играл на чем-то электрическом. Было интересно посмотреть, что он сделает при помощи акустической гитары. Мне понравилась запись и то, что он на ней сделал. Немного минималистично, да. Очень чистая и понятная мне музыкальная формулировка. (2001)
В январе 1993 года Хельборг переехал в Париж и примерно на год завязал с записями, занимаясь только концертными выступлениями. В них ему помогали то группа ближневосточных музыкантов, то Майкл Шрив, то различные перкуссионисты, выступавшие с Йонасом дуэтом, то братья Йохансоны.
В 1994 году Хельборг записал два новых альбома - дуэт с барабанщиком и перкуссионистом из Нью-Йорка Гленом Велезом Ars Moriende и трио с гитаристом Шоном Лейном и барабанщиком Кофи Бейкером - Abstract Logic.
С Саймоном Лейном мы познакомились в 1993 году. Это был первый музыкант, которого я встречал с такими же разносторонними интересами. Он увлекался всем тем же - от классики и этнической музыки до джаза и понимал ровно все то, чем интересовался я. Будто у нас был общий словарь, который позволял нам проще общаться друг с другом. К тому же он был очень умен и ловил все на лету. Нам не нужно было даже репетировать. Можно было просто объяснить ему по телефону, что мне надо и на следующий день он именно это мне и выдавал. (2001)
Также Йонас написал несколько пьес для струнного квартета, а также сюиту для виолончели и фортепиано, которую назвал Hell Bop, впервые исполненная на концерте в Шведском Культурном Центре в Париже.
В 1995 году Хельборг вообще укатил в Китай, где записывался с различными китайскими музыкантами, в том числе и с флейтистом Ду Ци Веном. Затем последовали записи с Майклом Шривом и Шоном Лейном. Лейн и Андерс Йохансон присоединился к Хельборгу для турне по Китаю уже в сентябре 1995 года.
Затем пути Шона Лейна и Йонаса Хельборга разошлись. Некоторое время Йонас не мог собрать хоть какой-то более-менее внятный студийный проект. Катался по свету, играл то там, то тут. Заехал даже в Турцию, где поиграл в составе со старым знакомым Айдином Эзеном. А затем направил стопы свои в сторону Индии. Первоначально там должен был состояться совместный проект с Аланом Холдсвортом, но что-то не срослось. Так что его вскоре заменил Стив Топпинг, с которым Хельборг и отправился в индийское турне.
Увлечение Йонаса индийской культурой вылилось, кстати, в сольный альбом Good People in Times of Evil, записанный совместно с уникальным индийским перкуссионистом Севальганешем.
С Сельваганешем было тоже самое, что и с Шоном Лейном. Я знал про Севальганеша очень давно и пытался выйти с ним на контакт. Но все безуспешно. Не было никакой возможности. Потом он приехал в Париж на пару лет вместе с Закиром Хуссейном и Викку Виннарайамом. Меня с ними познакомили, так он обо мне узнал. Я спросил его, не хочет ли он что-то записать со мной, он был не против. Он просто нечто. Я думаю, что после Закира и Викку он лучший. Он более современный, открытый, интересуется всем, что сейчас есть и находится на совершенно другом уровне, чем эти парни постарше. Это возрастное. Если ты растешь со всем этим медиа-бумом и революцией MTV, у тебя обязательно будет более другой взгляд на жизнь, чем если бы ты жил в мире старых коммуникаций. Это просто. (2001)
На самом деле охватить все то, что делает Хельборг невозможно практически никому. Его музыкальные проекты простилаются от азиатских этнических произведений до полноценных академических работ с западноевропейскими классическими музыкантами. Как техника и талант Йонаса, его устремления и ум столь же многогранны, глубоки и могут вызывать только удивление, постепенно переходящее в восхищение.
Музыка сама по себе не содержит никакой информации. Это все равно, что говорить на французском, греческом, шведском, да хоть албанском, это просто средство коммуникации, посредством которого мы стараемся донести свою мысль, если она есть. Если же ее нет, то без разницы, сколько слов ты скажешь - все будет впустую. Просто сотрясение воздуха. Если ты играешь музыку, то ты должен иметь что-то, что ты хочешь сказать. Ты должен жить, переживать и передавать в музыке свои ощущения от всего этого. Иначе все это бессмысленно и бесполезно. Вот почему все это ретро совсем не интересно. Это как будто музыканты читают текст, который они не понимают. Они просто говорят слова, но сами никакого отношения к ним не имеют. Такое часто случается в джазовой музыке, где многие пользуются словарем джазовых фраз, составленных на самом деле людьми, находившимися в депрессии, наркотическом опьянении или бедности. Все эти музыканты выучили эти фразы в колледже, но что они означают, никто из них не имеет ни малейшего понятия.
На самом деле я буду лучше слушать человека, который не умеет петь, но делает это от души и в силу большого внутреннего желания, чем того, что делает это профессионально, но давно потерял страсть. Все умеют петь и играть, вопрос только в том, насколько каждый из нас желает быть тем, кем он является.