Оригинал взят у
chelya в
БасостроительноеПродолжая тему изготовления электрогитары своими руками, я расскажу вам историю, как я сделал себе новый бас. Одновременно с гитарой для дочки, о которой
я уже рассказывал, я решил соорудить себе также новую бас-гитару. Поскольку, в отличие от Грациозо, в сроках ее изготовления я не был ограничен, ее изготовление, начавшись одновременно с гитарным проектом, закончилось только на минувших выходных. И то, строго говоря, еще не закончилось - ждем, когда Почта России доставит мне ручки резисторов, в то время как их места занимают другие, непредусмотренные проектом, ручки.
Но это я вперед забегаю. Итак, когда я планировал бас, я изначально был настроен на то, что это будет бас по мотивам чего-нибудь старого, советского. Ну, а что еще выбирать в качестве ориентира коллекционеру социалистических гитар? После длительных размышлений и рассуждений, объектом для подражания был выбран бас "Аккорд", производившийся в Ленинграде в 1970-72 годах (более подробно об этом инструменте - в
Музеуме Я-хи). Сам "Аккорд" (а ровно и его шестиструнная сестра-электрогитара с таким же незамысловатым названием) был сделан по мотивам достаточно популярной (в Советском Союзе, разумеется) итальянской модели EKO-700, которая выглядела примерно так (фото невозбранно стырено с просторов этих ваших энторнетов, и кто его автор я не знаю):
Фотографию самого "Аккорда" вы можете посмотреть по ссылке выше, фотографию 6-струнного Аккорда, например,
здесь. За прототип своего баса я все-таки взял "Аккорд", но достаточно значительным образом внеся изменения в его вид и ряд технических решений (в частности, увеличив мензуру с оригинальных 790 мм, до почти полноценных 850), таким образом, что от "Аккорда" (как, впрочем, и от ЕКО) осталась только общая форма. Тем не менее, проект получил название "Аккорд 2014", и под катом история о том, как он делался.
Необходимый disclaimer, состоящий из двух пунктов. Первое - я не гитарный мастер, это у меня такой хобби, бас я делал для себя, а потому некоторые вещи сделаны по "упрощенной схеме", не совсем "по феншую". Второе - все фотографии сделаны на телефон, а оттого, не ждите тут прекрасных картинок. Когда зеркалка жены вместе с самой женой и детьми вернется с отдыха, я сделаю качественные фотографии получившегося результата (возможно, к тому моменту и Почта России подсуетится с крутилками), а пока - чем богаты, тем и рады. Ну и третий disclaimer - фотографий достаточно много, так что остерегайтесь траффика.
Первое, с чего начинается гитара - шаблон из МДФ. По нему потом будет делаться все остальное. Поэтому, с этого шаблона и начнем:
Как вы можете наблюдать исходя из первоначального шаблона, изначально я планировал делать полную копию "Аккорда", включая выборку под звукосниматели и темброблок, которые должны были быть укрыты пикгардом. Однако после выбора древесины для этого проекта, я отказался от этой идеи, решив, что лучше иметь возможность лицезреть всю текстуру дерева, нежели закрывать ее пластиком.
В качестве древесины был выбран достаточно лихой набор дерева, переклеиваемый хотдогом. Гриф из трех кусков клен-сапеле-клен. С этим все просто. А вот с корпусом было решено поизвращаться. Центральная балка из мерабу (он, сволочь, как очень плотный и тяжелый, так и очень звонкий на простукивание, и как показало дальнейшее - не только на простукивание). Основа корпуса - клен. Топ - ясень. Между топом и основой корпуса - проклей из 2 мм махагона.
Вот так этот "хот-дог" выглядел в процессе склейки:
После того, как клей сделал свою работу и некогда различные кусочки древесины стали единым целым, из него "начерно" был выпилен электролобзиком основной контур будущей бас-гитары:
После того, как контур был выпилен, на него был наклеен двусторонний скотч:
А на двусторонний скотч помещен сделанный на первом этапе шаблон из МДФ. После этого вооружаемся великим изобретением человечества - фрезером и фрезой с подшипником со стороны цанги (а не на концевике) и начинаем задавать контур корпуса "начисто" по шаблону:
Поскольку корпус толстый, а фреза - короткая, фрезерование выполнялось в два этапа - сначала фрезой с подшипником у цанги с опорой на шаблон, а потом фрезой с подшипником на концевике с обратной стороны с опорой уже на выведенный по шаблону контур корпуса.
Результат выглядел вот таким образом:
После этого, над заготовкой корпуса я проделал вот такое насилие сильно разведенной водной шпатлевкой (цвет шпатлевки теперь уже точно не помню - то ли орех, то ли махагон).
Цель данного насилия - двойная. Во-первых заполнить поры (особенно это касается ясеня), а во-вторых - подчеркнуть текстуру (и вновь это в первую очередь касается ясеня). После шлифовки всего лишнего, получилось вот так:
Теперь на время откладываем корпус в сторону и приступаем к работе над грифом. Для этого ьерем кусок клена с надписью "105 16" и рисуем на нем фломастером линии, по которым потом будем пилить.
К сожалению, запечатлеть процесс выпиливания на телефон я забыл, поэтому на словах.По данному контуру выпилил заготовку для грифа. Распилил ее на два куска вдоль. Аналогичный контур выпилил из куска сапеле. После чего склеил все три куска:
Из боливийского розового дерева (ака Палисандр Сантос) подготовил накладку на гриф.
Приклеил "уши" (фото нет) и по шаблону отфрезеровал голову грифа. Получилось вот так. Как несложно обратить внимание, контур головы опирается опять же на советский прототип, а не на итальянский.
На следующем этапе - вставляем анкер и приклеиваем накладку. Перед приклейкой накладки анкер аккуратно закрыл бумажным малярным скотчем, чтобы выдавленный клей не залился в паз анкера и не приклеил куда-нибудь анкер, сделав его бесполезным и нерабочим (частый косяк советских гитар).
Пока наклейка клеется к заготовке грифа, возвращаемся к работе над корпусом.
Снова берем в руки фрезер и перво-наперво делаем выборки под звукосниматели (звукосниматели будут J-style) по шаблону. Также сверлим отверстия для штоков резисторов, делая с лицевой стороны в точках этих отверстиях фрезировку а-ля PRS. Также фрезируем два паза под кант. Забегая вперед, покаюсь, что процесс установки канта я забыл запечатлеть, а потому будет "Джонни, сделай мне монтаж". Паза для канта два - один глубиной 1 мм (шириной 6 мм), другой глубиной 5 мм, и шириной 3 мм. В неглубокий но широкий паз вклеиваются кусочки перлоида (с подбором, так чтобы не было видно стыков и это кзалось монолитным кантом), а в глубокий - три полосы мебельного ABS-канта белый-черный-белый. Получившийся результат будет виден на фотографиях ниже.
Переворачиваем корпус и приступаем к работе над выборкой под темброблок. Сначала выбрал дерево по максимуму при помощи сверла Форстнера.
А затем при помощи все того же фрезера, фрезы с подшипником у цанги и шаблона из МДФ, сделал выборку "начисто".
Потом меняем фрезу с, ставим с подшипником на конце (причем подшипник меньшего диаметра, чем сама фреза) и делаем паз для крышки темброблока.
К этому моменту заготовка грифа склеилась с накладкой, а потому можно приступить к превращению ее из заготовки в гриф. На первом этапе фрезой на 45 градусов грубо снял угол с заготовки грифа. Получилась вот такая грубая "палка".
Дальше, вооружившись рашпилем, шлифмашинкой, наждачкой и инструментом для контроля кривизны (не знаю, как он правильно называется) задаем профиль грифа. Также задаем радиус накладке (что было забыто нашим фотокорреспондентом). Радиус задал большой - 16,5 дюймов.
Дальше делаем карман для грифа в корпусе (опять же - по шаблону, который на следующей фотогрфии выглядывает из-под самого грифа):
После чего примеряем гриф (гриф пока держится за счет того, что зажат. пока никакого клея - только примерка)
Размечаем мензуру (как я уже говорил - 850 мм):
Совсем забыл про необходимость отфрезеровать паз под контейнер для батарейки (схема будет активная):
Теперь можно перейти к визуальной обработке. Окраску решил сделать "зеленый бёрст". Просто потому, что у меня в коллекции не было до этого момент ни одной зеленой гитары. При том, что зеленый, возможно, мой любимый цвет. Технологию покраски снова не заснял. Не потому, что забыл, а чтобы телефон не стал зеленым вместе с гитарой. В общем, красим, кладем первый слой нитрогрунта (пока только нитрогрунт, в первую очередь для того, чтобы краска, которая на водной основе не стерлась с корпуса, пока будет продолжаться работа), вешаем на березу сушиться. Кант тоже пока не устанавливал. Решение принципиальное, и, скорее всего, в дальнейшем буду делать именно в такой последовательности. Все мои предыдущие попытки покраски с установленным кантом заканчивались тем, что кант, как его не заклеивай и не защищай, обязательно оказывался заляпаным краской, а попытка счистить лишнее либо не приводила ни к чему хорошему, либо не приводила к желаемому результату, как минимум.
Пока корпус сушится, устанавливаем лады. Лады низельберовые (правильно слово сказал?) средней ширины (вроде 2,8 мм, но точно не помню).
После того, как все лады вбиты (с клеем), выравниваю их высоту. Прямая доска, на которую наклеена наждачка (видно под грифом, на ней тряпка мокрая лежит), туды-сюды и высота ладов выровнена. Как видно на этой (и следующей) фотографии, голова грифа уже тоже окрашена (тот же "зелёный бёрст"), на нее уже установлен кант (тут только трехслойный бело-черно-белый, без перлоидных извратов) и даже нанесено название модели. И буква "Ч".
После выравнивания высоты ладов, возвращаем им правильную "полукруглую" форму, предварительно заклеив накладку малярным скотчем.
За неимением полноценного инструмента для закатки ладов, сделал вот такое приспособление. В деревянном бруске, круглым надфилем сделал паз, по размеру слегка шире, чем ширина лада. В этот паз вдавливается наждачка, и вперед - туда-сюда-обратно, кому-то там приятно.
Устанавливем верхний порожек.Порожек сделал из двух обрезков трехслойного пластика для пикгарда. Поскольку, как и прототип, "Аккорд 2014" имеет нулевой лад, то верхний порожек имеет функцию направляющей гребенки, в связи с чем, глубину пазов в порожке подгонял уже по месту, вровень с накладкой.
К этому времени высох корпус (в него также был вклеен кант, что можно заметить на фото, еше раз было это хозяйство покрыто нитрогрунтом, уже вместе с кантом, и снова высохло) и теперь вклеиваем гриф. Да, я знаю, что не по феншую, и что гриф надо вклеивать до установки ладов и т.д., но тем не менее я сделал так, исходя из собственного удобства.
После покрытия лаком уже единого целого (фотографий покрытия лаком нет, опять же по причине того, что работать одновременно лаком и фотоаппаратом/телефоном не только затруднительно, но еще и чревато - причем не только для телефона, но и для гитары, над которой осуществляется работа), шлифуем (наждачка 240-320-600-1200-2000-2500) - полируем (обычные автополирольные пасты из автослесарной мастерской, разной степени абразивности).
После полировки - традиционное фото с топром
Ну и чуть ближе ракурсы:
Приступаем к завершающим этапам работы. Устанавливаем колки и крышку анкера
Пропитываем накладку маслом.
Установка бриджа, примерка ручек (ручек, которые будут на нем стоять в конце концов, пока нет, поблагодарим за это Почту России - будут стоять такие-же по форме, только черные).
Собственно, после этого была установлена электроника и натянуты струны. Фотографий этих процессов у меня нет. Но тем не менее, на этом, можно сказать, бас был закончен (остались только ручки, да - те которые можно лицезреть сейчас - временные).
Ну, в общем вот такой самопальчик получился. Он получился очень тяжелым. Виной тому, как я понимаю, центральная балка из мерабу, которая сама по себе весила, как моя короткомензурная Грациозо (см. ссылку в начале поста) вместе взятая. Наверное, все-таки надо было сделать в корпусе полости, для облегчения (хотя тоже вопрос - не стал бы после этого перевешивать гриф?). Так что, наверное, для длительных сценических выступлений он может использоваться только басистами с крепким позвоночником и развитой мускулатурой. Я к таковым не отношусь. Правда и сценические выступления у меня в далеком прошлом (последнее было 18 лет назад). А, поскольку, бас я делал для себя, для домашнего музицирования - это по фигу.
Звучит бас отлично. Возможно, по звуку это получился лучший бас из всей моей коллекции (включая мой первый проект Chelyaбахер, статья про который выпилилась из моего жж в связи с аварией, о которой я уже много раз упоминал, будь она неладна). Т.е. именно по звучанию. И вот хрен знает что тому причиной - то ли повысившееся мастерство, то ли активная электроника, то ли центральный блок из мерабу, то ли все это вместе взятое.
Как нибудь потом, я соберусь с силами и временем и запишу краткий сэмпл звучания. Как впрочем и для всех остальных экземпляров коллекции (все давно собираюсь, но дальше обзора нескольких штук дело не пошло пока).
На сим все на сегодня.