Гитаростроительное

Jul 06, 2014 22:36

Оригинал взят у chelya в Гитаростроительное
А вот сейчас я хвастаться сам собой буду.

На фото, чуть ниже изображен некто Джордж Харрисон. Который, по мнению Виктора Цоя, очень любит деньги. Для тех, кто вообще не в теме ( ну, на всякий случай, вдруг такие есть) - это гитарист группы the Beatles. Была когда-то такая. Так вот. Несмотря на то, что Джордж Харрисон очень любит деньги (ну, точнее любил), на заре его музыкальной деятельности у него, как впрочем и у партнеров по группе, их не было. Не то, чтобы вообще, но было крайне мало. На хорошие музыкальные инструменты, во всяком случае не хватало. Именно поэтому, Пол МакКартни выбрал для себя очень бюджетный немецкий бас Hofner 500/1 (тот самый, скрипкообразной формы). Джордж Харрисон, в свою очередь, приобрел себе гитару Neoton Grazioso, которая в Великобритании продавалась под маркой Futurama или Resonet. Собственно, с этой гитарой он и изображен на снимке ниже.



Спустя несколько лет после этого, руководитель чехословацкой фирмы Neoton (ранее Resonet) Йозеф Ружичка, трансформировал фабрику в концерн Jolana (дав ей имя своей дочери - Иоланы). Под этим именем, фабрика, собственно и вошла в историю, в особенности, советского рока. Разумеется, одной из первых моделей, производившихся на "новой" фабрике была Jolana Grazioso - слегка видоизмененная относительно того, что мы видим в руках Харрисона, но тем не менее, все равно, по сути все тот же инструмент.

Теперь, плавно переходим к тому, как я буду хвастаться собой.

Год назад, когда я был в отпуске, я заканчивал свой первый самостоятельный гитарный проект, получивший название Chelyaбахер. Рядом ходила дочка, которая в один прекрасный момент сказала: "Папа, а сделай мне тоже гитару". На что я пообещал сделать к ее следующему дню рождения. И вот, когда означенный день Х начал приближаться, я решил, что будет нехорошо с моей стороны, не выполнить обещанное ребенку (даже несмотря на то, что она про него забыла). И я приступил к изготовлению.

При чем тут Джордж Харрисон, спросите вы? Так дело в том, что я решил делать для дочки уменьшенную копию именно Jolana Grazioso. И под катом, собственно, история (с фотографиями, которых много), как это происходило.
Итак, для начала, несколько "предуведомлений". Я не гитарный мастер. Поэтому некоторые вещи, возможно, сделал "не по феншую". Я не ставлю целью этим постом научить вас как делать гитары. Просто хочу рассказать, как я сделал эту гитару. Все фотографии, увы, сделаны телефоном, ибо фотоаппарат сейчас отдыхает вместе с семьей на даче. Может быть (даже скорее всего), когда они вернутся, я сделаю "фотосессию" готовой гитары. Но это будет потом. Пока - фотографии такие, какие есть, качество "телефонное", увы.

Итак, вот он, образец для подражания:


Немного спецификации (а также отличий от оригинала):
Корпус: из пяти кусков ольха + сапеле + ясень (ясень центральный блок, ольха - "уши", с "вставками" сапеле между ними). У оригинала корпус полностью ольховый.
Гриф: из трех кусков клен + сапеле (у оригинала гриф полностью кленовый, а вставка из краснухи, уж не знаю, сапеле это, махагон или еще что, используется в качестве "полоски скунса" - закрывает анкер, который помещен в гриф с тыльной стороны).
Накладка - палисандр Сантос (aka боливийское розовое дерево).

Крепление грифа - на четырех болтах. В отличие от оригинала, предусмотрен наклон головы грифа, в связи с чем, не запланирован ритейнер. Также в отличие от оригинала, не предусмотрена машинка. Я рассудил, что дочки для обучения она пока не потребуется. Будет только мешаться. Запланирован  роликовый тюн-о-матик. Ну и в качестве звукоснимателей - три азиатских сингла Belcat без магнитоводов (из соображений дешевизны - если дочка не будет учиться, то какая разница, какие датчики будут на стене висеть, а если будет, и пойдут какие-то успехи, то всегда можно поставить и другие датчики.

А, ну да. И мензура, разумеется, вместе стандартных 650 мм у оригинала, была выбрана 580 мм.

С этим пониманием, я и приступил к изготовлению.

Первое, что было сделано - шаблон будущей гитары из МДФ:



Потом было выбрано дерево из которого это безобразие будет делаться:



Вот так выглядела заготовка перед склейкой:


Склеивал я ее по частям. Сначала к центральному ясеневому блоку были приклеены вставки из сапеле, а потом к этой конструкции были приклеены ольховые "уши".  Склейка этих элементов (а равно как и всего остального) производилась клеем Titebond (он попал на первый снимок, с правого края).




После того, как блоки были склеены, получившийся бланк корпуса был выровнен рубанком и грубой наждачкой, после чего из него обычным лобзиком был выпилен корпус "начерно":



Затем на корпус при помощи обычного двустороннего скотча был прикреплен шаблон корпуса из МДФ:




А затем фрезером на фрезерном столе, фрезой с подшипником у цанги (не на концевике), был выбран корпус гитары "начисто". В два этапа - сначала по шаблону, а затем используя уже выведенный корпус в качестве шаблона:





В итоге у нас получается корпус, чьи контуры в точности повторяют контуры шаблона:


Ставим фрезу для снятия полукруглой фаски и прогоняем на фрезере корпус еще раз с двух сторон для получения вот такой фаски на кромке:



В конечном итоге на этом этапе получаем вот такой корпус:


Далее приступаем к работе над грифом. К сожалению, я забыл заснять процесс склейки трех кусков грифа, но он, по своей сути, ничем не отличается от приведенной выше склейки корпуса. Только куски другие.

После склейки, используя фрезу для снятия дерева под 45 градусов, очень очень грубо снимаем дерево вдоль получившейся палки. Для того, чтобы при задавании профиля грифа было попроще. Получается вот такая грубая и угловатая палка:


При помощи еще одно шаблона МДФ делаем паз для анкера (на фото только заготовка и шаблон - до произведения самой операции)


Делаем накладку для грифа:


Делаем голову грифа. Голова сделна из спеле. Вследствие ошибки на этом этапе производства. Я саму ошибку показывть не буду. Но тк получилось, что подходящего куска клена на исправление ошибки у меня не оказалось. Поэтому голову пришлось делать из сапеле и шпонировать кленовым шпоном. По этой же причине (по причине ошибки), крепление головы пришлось дополнительно укреплять шпунтами.




Вставляем анкер в канал и клеим накладку:




Задаем профиль грифа (это грубая обработка только):




Клеим исправленную голову грифа:




Делаем фрезировку корпуса для электроники и карман грифа:


Примеряем пикгард со звукоснимателями:


Собираем темброблок. Темброблок - как на оригинальной Jolana Grazioso - каждый звукосниматель имеет свой клавишный выключатель, общая громкость и общий тон.










Приступаем к покраске. Как и оригинал, наша гитара будет красной. Но, в отличие от оригинала, это будет не сплошной, непрозрачный красный цвет, а тонировка красным - чтобы была видна фактура дерева. К сожалению, все шаги я опять забыл заснять. Поэтому просто их опишу.

1. Покрываем всю гитару черным тонером.
2. Сошлифовыем черный цвет так, чтобы большая часть дерева снова снова стала светлой, но при этом, более глубокие волокна остались черными. Таким образом мы подчеркиваем фактуру дерева.
3. Покрываем всю гитару красным тонером.
4. Заливаем все нитроцеллюлозным грунтом с высоким сухим остатком.

Вот как это выглядит после четвертого шага в процессе сушки:


После того как высохнет, шлифуем в ровный слой (но так, чтобы не сошлифовать уже краску до дерева). Следующим этапом наносим соответствующие надписи. Я наносил по следующей технологии (чтобы надпись была похожа на оригинал):

1. Сначала наносим золотую краску на "окно" для надписи (которое делаем с помощью малярного скотча):




2. Обрабатываем наждачкой получившиеся "окна" (на фото - результат ДО обработки наждачкой), так чтобы не содрать слишком много лишнего, но при этом, чтобы все углы и поверхность была ровной:




3. Покупаем декольную бумагу. Печатаем на ней нужные нам логотипы. Поскольку у меня принтер струйный, то получившуюся деколь надо еще задуть аэрозольным акриловым лаком (иначе она в воде расплывется). Ну а потом просто клеим, как обычную деколь:




После чего покрываем все дело первым слоем лака и вешаем сушиться:


Размечаем гриф для установки колков, устанавливаем сначала втулки, а затем и сами колки.








После нанесения последнего слоя лака (я делал три слоя) начинаем шлифовку-полировку. Сначала наждачка 180-320-600-1200-2000-2500 с водой, а потом полировальная паста.


Наконец, собираем все детали воедино:


Ставим струны. И, собственно, гитара готова. Осталось только дождаться дня рождения дочки и подарить ее новой хозяйке.




























PS. Звучит она неплохо. Но для меня короткая мензура - очень неудобно. Посмотрим, насколько будет удобно (и, главное, интересно) дочке. А там может как-нибудь и запишу как это все звучит.

Previous post Next post
Up