Два самых крупных пассажирских судна довоенной Италии - Rex и Conte di Savoia - ходили под флагом Italia Flotta Riunite, компании, созданной по распоряжению Муссолини в 1932 году. Компания объединила трех крупных судовладельцев: Navigazione Generale Italiana, Lloyd Sabaudo и Cosulich STN.
Rex строился для Navigazione Generale и должен был носить имя Гульельмо Маркони. Не знаю уж, какая кошка пробежала между председателем Совета министров и президентом Академии, - может, и не пробегала вовсе - но еще до слияния трех компаний его переименовали. Лайнер водоизмещением 51 тысячу тонн был торжественно спущен на воду в августе 1931 года в присутствии короля Виктора Эммануила III и королевы Елены.
Rex был рассчитан на 370 пассажиров первого класса, столько же - "дополнительного" класса (путешествовать вторым классом больше никто не хотел), 866 третьего класса и 410 туристического класса. Паровые турбины позволяли 268-метровому красавцу развивать высокую скорость - 30 узлов. Внутренние помещения были оформлены с "довоенной" роскошью и радикально отличались от модернистских интерьеров новых французских и германских трансатлантиков.
Первый же рейс суперлайнера был неудачным - выйдя 27 сентября 1932 года из Генуи с 1872 пассажирами и экипажем в 870 человек, Rex, которого провожал в путь сам дуче, был вынужден сделать внеплановый заход в Гибралтар - из-за механических проблем. Около половины пассажиров не стали дожидаться окончания ремонта, а отправились поездом в Бремен, чтобы пересечь Атлантику на германском лайнере Europa. Ремонт занял всего три дня, и в Нью-Йорк "итальянец" прибыл раньше "немца". Впрочем, в обратный путь он вышел с большим опозданием - в США его машины прошли долгую проверку и дополнительный ремонт.
В сентябре следующего флагман объединенного торгового флота поправил свою репутацию: он пересек Атлантический океан в западном направлении со средней скоростью 28,92 узла и стал обладателем "Голубой ленты". Этот рекорд он держал до 1935 года, пока его не побила французская Normandie.
Реклама Italian Line, 1933
До 1940 года Rex выполнял как регулярные трасатлантические, так и круизные рейсы. Серьезным конкурентом британских, германских и французских лайнеров его не считали. С другой стороны, он редко выходил из порта полупустым - а с более знаменитыми современниками такое случалось.
Знаменитый перехват Rex бомбардировщиками В-17 (1938)
После начала Второй мировой войны Rex и Conte di Savoia были единственными лайнерами, продолжающими выполнять регулярные рейсы между Нью-Йорком и Европой. Однако в итальянские порты их вернули еще до вступления Италии в войну.
Нью-Йорк, февраль 1940
До 1943 года Rex стоял на приколе в Бари. Затем его реквизировали немцы и отбуксировали в Триест. Там он и нашел свою погибель - 8 сентября 1944 года самолеты британских Королевских ВВС выпустили по нему более ста ракет. Лайнер загорелся, дал сильный крен на левый борт и затонул. Его остов был частично разобран на металлолом после войны, а приблизительно 20% конструкции покоятся на мелководье у словенского побережья залива Каподистрия.
И несколько слов о Conte di Savoia. Этот лайнер строился для Lloyd Sabaudo, имел несколько меньшее водоизмещение, чем Rex - 48.502 т, и был рассчитан на почти такое же число число пассажиров - 500 в первом классе, 366 в "дополнительном", 412 в туристическом и 922 в третьем. Обводы корпуса и внутренняя отделка были более современными, и многие считали, что "граф" куда изящней "короля".
Трудовая биография этого лайнера очень схожа с биографией Rex. Включая неприятности в первом плавании (там были не механические проблемы, а пробоина ниже ватерлинии, которую удалось своевременно заделать; пассажиры ничего не узнали). Систему компенсации качки, широко резрекламированную в прессе, тихо демонтировали после нескольких рейсов.
11 сентября 1943 года Conte di Savoia, стоящий на якоре в венецианской лагуне, был атакован британскими боевыми самолетами и затонул. В 1945 его подняли, планировали восстановить и использовать на южноамериканской линии - но решили, что ремонт обойдется слишком дорого, и в 1950-м продали на слом.