КОМУ СТРОИМ ТАПИ?

Jun 18, 2015 15:27


Коллаж Анрея Седых (сайт vpk.news.ru)
Два заметных события аналитического характера в инфополе Туркменистана связаны с нарастающей "угрозой с юга".

Напомню, уже больше года отмечается накопление исламистских боевиков в северных провинциях Туркменистана. В апреле пошли сигналы о том, что провинция Фарьяб на севере Афганистана перешла под контроль талибов. Сейчас то же самое говорят о Кундузе. В результате боёв, большое число беженцев, в том числе этнических туркмен скопилось в приграничной зоне, к югу от границы с Туркменистаном.

Туркменистан не спешит впускать беженцев и гарантировать им какие-либо права, опасаясь политической дестабилизации (очень содержательный комментарий доктора Шохрата Кадырова на этот счёт включён в материал Виктории Панфиловой в вестнике Кавказа - http://www.vestikavkaza.ru/material/131081). Я включаю эту справку сюда потому, что основное количество информации о внутренней политике Туркменистана мы сейчас получаем от всевозможных правозащитников, в первую очередь аффилированных с радио Аззатык (местный филиал Радио Свобода). Автору этих строк, как свидетелю Перестройки, тяжело с доверием отнестись к этим источникам, однако правозащитнки вопят о брошенных туркменах уже больше месяца, так что я рад, что наконец обнаружил внятный комментарий по теме.

А что же сегодня? В начале июня, популярный медиа-эксперт по Центрально-Азиатской тематике, директор института Ближнего Востока, Евгений Сатановский, публикует в Военно-промышленном курьере статью, в которой отмечает два момента: * местные жители не различают исламистов и их поколения. Они для них все талибы. * боевые действия афганских исламистов сместились на линию Кандагар-Герат -- в район проектируемой трассы газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) Статья полностью доступна на сайте Военно-промышленного курьера (http://vpk-news.ru/articles/25468).

15 июня в программе казахстанского радио "Восточное ревю" востоковед Александр Князев добавяет штрихов в картину: оказывается с прошлой недели фиксируются боестолкновения между ИГИЛ и талибами на территории Афганистана.

Кто берёт верх сказать невозможно, наверное, пока что. Но то, что Талибан и какие-то отряды, выступающие под эгидой Исламского государства могут столкнуть на афганской территории, такая тенденция есть. Начнём с того, что это две совершенно конкурирующие между собой, чётко, по любым критериям силы. Военно-политические силы. Талибан создавался при максимальном участии Саудовской Аравии. Интересы Талибана во включении в легальное политическое поле в Афганистане, во вхождении в правительство и идут на этот счёт, не прекращаясь, переговоры. Между Кабулом и частью талибов при посредничестве Эр-Рийяда и Пекина. На разных площадках в Пекине они проходят, в Исламабаде, в Эр-Рийяде, в самом Кабуле. Этот процесс идёт. Задача -- в усилении влияния Саудовской Аравии и Китая на территории Афганистана. Для Китая важно просто обеспечение безопасности своих инвестиций и здесь интересы расходятся. Интересы Саудовской Аравии в установлении контроля над трассой и строительством газопровода ТАПИ. Исламское государство в основном сегодня спонсируется, контролируется и управляется Катаром, который не заинтересован в строительстве этого газопровода. У Катара совершенно другие газовые интересы на территории Афганистана - https://zonakz.net/view-vostochnoe-revju-s-aleksandrom-knjazevym-vypusk-2.html (15-я минута)

Таким образом, проводится различение между ИГИЛ и Талибаном по организационно-логистической подчинённости, целям и задачам. Но оба аналитика сходятся в том, что "температура", т.е. дестабилизация в зонах слабо контролируемых центральным правительством Афганистана нарастает.

Отмечу, что вообще говоря, одно из наиболее внятных различий между Талибаном и ИГИЛ - цвет флагов. Талибы - воюют под белым флагом с замысловатой чёрной вязью, ИГИЛ - под чёрным флагом, с короткой белой надписью и кружком. Соответственно, местные корреспонденты либо на таком уровне не способны к различению, либо сталкиваются с "серыми" группировками, которые не артикулируют свою принадлежность с достаточной чёткостью.


"Официальный флаг движения Талибан"


"Официальный флаг ИГИЛ"

Особое умиление вызывают эксперты, которые не различают программы талибов и ИГИЛ или утверждают, что они действуют заодно. Например в апреле подобной неразборчивостью отличился депутат от афганского аналога Законодательного Собрания Фатхулла Кайсари (http://catoday.org/centrasia/19325-turkmenistan-prigranichnaya-provinciya-faryab-popala-v-ruki-talibov.html). Если местные жители, которые плотно вовлечены в политический процесс Афганистана не различают ИГИЛ и талибов, то того же можно ожидать от других местных корреспондентов.

Недавно писал о взаимоотношениях реликтов Аль-Каиды с ИГИЛ в Ливии. Прототипы военно-политических "агентов хаоса" действительно плохо ладят между собой, и думается, что наиболее совершенный в организационном и идеологическом плане должен "пожрать" более ранние звенья.

Схожий процесс мы сейчас видим в Афганистане, где более взрослые джихадисты, никогда не питавшие глобальных амбиций и уже нацеленные на стабилизацию и вхождение в официальные органы власти, оказались под ударом более молодой, агрессивной формации.

Читаем заголовки афганского информагенства Хаама Пресс:

  • Пентагон: ИГИЛ ищет возможности развить деятельность в Афганистане - 17 июня 2015

  • ИГИЛ публикует видео с отрезанием головы одного из афганских командиров Талибана - 13 июня 2015

  • ИГИЛ ищет средства на развитие деятельности в Афганистане - 13 июня 2015

  • Лидер ИГИЛ в Афганистане утверждает, что Талибан воюет за интересы пакистанской разведки - 5 июня 2015

  • 10 боевиков Талибана обезглавлены сторонниками ИГИЛ в Нангараре - 5 июня 2015 (за два дня до этого, было сообщение о поджогах домов боевиков Талибана)

На мой взгляд, перед нами изрядная картина борьбы за доминирование двух военно-религиозных структур. Естественно, что больше доверия вызывают аналитики, которые различают эти фракции.

Остаётся открытым вопрос о том, кто же именно накапливается в северных провинциях Афганистана и организует лагеря подготовки террористов, в том числе, смертников (http://habartm.org/archives/2967). Судя по сообщениям о наличии там боевиков ИДУ (Исламского движения Узбекистана), которые официально присягнули ИГИЛ, скорее всего речь об ИГИЛ. В принципе намечается очень простая эфристика: молодые, агрессивные исламисты с неограниченными амбициями - значит ИГИЛ.

На фоне разворачивающихся в Афганистане процессов туркменское руководство продвигает проект ТАПИ (газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) в рамках VI Международного газового форума в Ашхабаде в конце мая 2015. Крупные энергетические чиновники утрвеждают, что строительство начнётся уже в 2015-м году (http://turkmenportal.com/blog/5420#prettyPhoto).

Напомним, что трасса трубопровода должна пройти не только проблемным зонам Афаганистана, его ждёт ещё знаменитая линия Дюранда (территориальная неурегулированность между Афганистаном и Пакистаном) и район белуджей в самом Пакистане -- ещё одна горячая зона ближнего Востока. (http://gazeta.eot.su/article/obostrenie-mirovoy-gazovoy-voyny-chast-xi)

В связи с этим, у меня возникает вопрос: для кого строится трубопровод ТАПИ? Угроза его целостности, нормальному функционированию возможна строго на каждом участке. Большая часть трассы -- это натурально самые небезопасные точки планеты. И главное, вы никогда не согласуете интересы всех микросубъектов, которые имеют техническую возможность поставить проект под сомнение.

Уважаемые аналитики, ссылки на которых приведены в начале статьи указывают на то, что деятельность исламистов (читай обеих исламистских групп) всё более явно нацеливается на зону проектируемой трассы газопровода. Можно предположить, что конкуренция за потенциальную "подкормку" уже началась.

И, главное, даже если вы разгоните всех желающих за зону действия полевой артиллерии на время строительства, обеспечите безопасность в плане диверсий и тд. Вы получите объект, охрана и эксплуатация которого представляет собой "золотое дно", особенно, для организационных образований, не связанных проблемами международного признания и всевозоможными мирными договорами. Кому же достанется ТАПИ? Моя ставка -- на молодых и агрессивных.

ИГИЛ, Князев, хаос, Сатановский, прототипы, Талибан, мироустройство, Афганистан, Туркменистан

Previous post Next post
Up