Владимир Л. Каганский
Доклад
ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
11 апр., четверг, 16-30
Институт географии РАН, конференц-зал, 2 этаж
Москва, Старомонетный пер., 29 (между ст. метро Полянка и Третьяковская).
Прошу информировать заинтересованных лиц!
ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
Владимир Л. Каганский
(тезисы доклада)
Доклад использует и иногда развивает идеи и подходы ряда лиц:
- Арманд А.Д. (представление о ландшафте);
- Арманд Д.Л. (ландшафт);
- Викторов А.С. (рисунок ландшафта),
- Ефремов Ю.К. (ландшафт),
- Исаченко А.Г. (природный и культурный ландшафт);
- Риттер К. (идеальные формы ландшафта),
- Родоман Б.Б. (теоретическая география и культурный ландшафт);
- Семенов-Тян-Шанский В.П. (пейзаж);
- Солнцев В.Н. (пространство ландшафта),
- Чебанов С.В. (представление о форме).
- КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
Представление и понятие «культурный ландшафт» фиксирует упорядоченность, взаимосвязанность и закономерность явлений на поверхности Земли в пространственном аспекте и определенном спектре масштабов, прежде всего, - единство природных и культурных компонентов. Тогда мир земной поверхности - сплошной многослойный покров, ковер - а не множество отдельных объектов на безразличном или враждебном фоне. Культурный ландшафт - целостное сложное образование, в этом термине, понятии и явлении «культура» и «ландшафт» соединены не механически. Научное понятие «культурный ландшафт» само по себе нейтрально, не несет оценочного смысла; «культурный» здесь означает связанный с культурой как человеческой деятельностью, а не положительный. Культурный ландшафт соотносится с природным, а не противопоставляется «некультурному ландшафту». Представление о закономерностях культурного ландшафта описывает условия существования и размещения природных комплексов.
Культурный ландшафт - потенциально сплошной, непрерывный, телесно выраженный. В природный ландшафт входят все природные явления географической оболочки Земли; в культурный - потенциально все явления. Природные и культурные компоненты культурного ландшафта равноправны, взаимосвязаны и дополнительны. Особенности культурного ландшафта почти всегда выражены в его рисунке, закономерны и теоретически объяснимы. Культурный ландшафт - единство пространственных тел, форм, функций и смыслов (хозяйственных, экологических, культурных и др.).
- ПРОСТРАНСТВА ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
Существенные признаки ландшафта (ландшафтоморфного пространства):
- сплошность (в том числе потенциальная),
- принцип обязывающего соседства,
- полимасштабность,
- позиционный принцип,
- «путешествуемость»,
- районируемость,
- картируемость.
Пространства природного и культурного ландшафта отчасти сходны:
- сплошность,
- закономерная многоаспектность,
- многоуровневая дифференциация,
- полимасштабность,
- зональность,
- значимость переходных зон;
- существенны дифференцирующие ландшафт характерные направления («север-юг», «центр-периферия» и др.).
Специфика пространства культурного ландшафта относительно природного:
- значительная анизотропность,
- доминанта географического положения,
- ведущее характерное направление «центр - периферия»,
- ведущий фактор - (негеометрическое) расстояние от центра и его ранг,
- концентрическая антропогенная зональность «центр - периферия»,
- не однородные, а разнородные, узловые (коннекционные) районы,
- различие, дополнительность и взаимодействие функций мест,
- существенная роль потоков, связей, комплементарности мест,
- резчайшая неравномерность и концентрация, в том числе линейная концентрация и поляризация
- сетевая форма.
- ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
Пространство-1 - традиционный природно-культурный ландшафт, несложно-зональный, преимущественно континуальный, сплошной, состоящий в основном из однородных районов, с плавными переходами, каемчато-экотонный, с четким простым рисунком. Культурный компонент ландшафта в основном вписан в природную основу и нанизана на природный каркас, кроме немногих азональных урбоиндустриальных ландшафтов. Постигается и описывается районированием.
Пространство-2 - «современная» ландшафтно-пространственная среда после индустриализации, урбанизации, массовизации. Пространство - уже преимущественно антропогенное - соткано прежде всего сложными узловыми антропогенными районами: нанизано на сеть магистралей, дискретизовано и фрагментировано, часто «дырявое и рваное», целиком или преимущественно составлено сетями, а не ареалами, поляризовано, иногда сильно. В пространстве-1 антропогенные сети порождались фоново-площадным, в основе природным ландшафтом, то здесь, напротив - автономия антропогенных сетей и порождение ими ландшафтной ткани. Как же районировать такое пространство и районировать ли? Необходима двойственность антропогенной сети и эконета (поляризованный ландшафт Б.Б.Родомана), есть и иные сети (напр. растущий «культурный каркас»).
Пространство-3 - российско-советско-российское пространство и утрирует черты пространства-2 и отрицает его. Это не природно-культурный, а природно-государственный, даже природно-имперский ландшафт. Главный каркас - также транспортные полимагистрали, начиняющие и организующие узловые районы. Его основа - универсальные полифункциональные районы административно-территориального деления, институциональный каркас (регионы). Статусное, институциональное, «вертикальное» властно-государственное пространство важнее ландшафтного, создает, трансформирует и подчиняет его.
Пространства-1 и 3 упорядочены базовыми районированиями; 1 - комплексное природно-культурно-хозяйственное районирование, 3 - институциональное районирование. Пространству-2 доминирующее районирование не присуще, его трудно представить районированием.
В пространстве-1 и отчасти 2 действует позиционная детерминация - детерминирующая роль географического (пространственного) положения, в пространстве-3, особенно советском пространстве - статусная детерминация: статусное и ландшафтное пространство связаны необычно - инвертированы: статусное пространство генерирует, порождает ландшафтное пространство. Постепенное замещение и вытеснение статусной детерминации позиционной детерминацией - едва ли не главное в современной радикальной трансформации ландшафта России и всего советского пространства.
Налицо формирование - в западном мире - пространства-4 - «общества меньшинств»: переплетение частных сетей, полисетевое пространство.
Сетевая морфология культурного ландшафта - не только наполнение ареально-районной, но ее преодоление и основа. Морфология культурного ландшафта сейчас - комплекс взаимопронизывающе-дополнительных сетей. Теперь районы - это плоть, растущая на сетевом каркасе.
- РАЗЛИЧЕНИЕ ЛАНДШАФТА И ПРОСТРАНСТВА
Очень важна проблема принципиального различения двух типов пространств: привычного формально-строгого (пространства физические, математические, «социальной физики») и того, что воплощено именно в ландшафте. Это различие не целиком сводимо к предметному. Проблема специфики ландшафтного пространства - это и проблема особой телесности ландшафта, а равно и телесности географа.
Публикации автора по теме доклада:
Частично:
- Недавняя дис. «Пространственные закономерности культурного ландшафта современной России» (М.: Институт географии РАН, 2012) и ее автореферат.
- Пространство в теоретической географии школы Б.Б. Родомана (опубликовано под названием): Теоретические представления о пространстве Б.Б. Родомана и его школы // Изв. РАН, сер. геогр., 2009, № 2.
- Постмодерн. Ландшафт. Искусство // География искусства. Сб. Статей. Вып. VI. М, 2011.
- Развивающая критика теоретической географии Б.Б. Родомана //сб. Ин-та наследия к юбилею Б.Б.Родомана (в печати).
- Постмодерн. Ландшафт. Россия // Отечественные записки (в печати).
Полностью - готовящаяся книга.
Об авторе. Каганский Владимир Леопольдович (1954 г.р.), Институт географии РАН. Сфера исследований - теоретическая география, теория районирования и классификации, общая и географическая лимология, российский культурный ландшафт и постсоветское пространство (более 300 работ). Участник междисциплинарных исследований, путешественник, публицист, автор ряда спецкурсов.