МОЁ ПУТЕШЕСТВИЕ В МЕСТОРОЖДЕНИЕ «ЦАРИЦЫ ВАЗ»
В 1981 году в отпуск я поехал на Алтай - посмотреть месторождения алтайских цветных камней: Риддеровской яшмы, Белоречита, Ревневской яшмы. Здесь расскажу только о том как я попал на месторождение Ревневской яшмы.
…Из Покровки поехал в Змеиногорск, возникший в 18 веке, во времена становления рудного дела на Алтае. В гостинице свободно. Отсюда надо попасть на месторождение Ревневской яшмы. У Киевленко написано: «…к востоку от Змеиногорска у речки…». Где, какой речки? Иду к геологам; они ничего не знают о Ревневской яшме.
В том направлении идет автобус, до колхоза «Россия».Приехал в «Россию». Дальше одна лесовозная дорога. «В 12 километрах есть речка». - говорит мужчина, но сегодня выходной - лесовозы не ходят. «12 километров, дорога в горах, хотя и не кавказских, но туда- обратно- 25 км., пешком?»-сомневаюсь я. Но у меня немного остается отпуска, поезд на Москву через 4 дня. Решено- иду.
Выхожу за околицу: широкая просека, с изрытой колесами желтой песчаной дорогой, упирается в небо: длинный подъем. Взобравшись наверх и увидев такой же длинный спуск- подъем, понял: пройдя за день отведенные мне 25 километров по песчаным увалам, порядочно уделаюсь. Надо идти по- туристски: 45 минут хода, 15- отдых.
Иду и в какой-то момент вижу на рыхлом песке след босой ноги; из глубин памяти встает: передо мной идет или прошел ночью косолапый. Где-то есть фото этого следа.
Лесной коридор расступается: поляна, речка, возле небольшого домика стоит человек.
…- Здравствуйте!
- Добрый день, - это сторож на стане лесорубов.
- Здесь где-то находится Ревневская яшма, не знаете ли в какую сторону по речке надо идти? На лице сторожа недоумение: что такое яшма и где она и вообще, что этому человеку надо. Его можно понять; даже геологи, хотя и знают «яшму», а вот почему она должна здесь быть - не знают. Пытаюсь стимулировать раздумье мужчины:
- Камень, гора Ревнюха.
- А Ревнюха? Да там у меня стояла охотничья избушка!- вдруг выпаливает он.- Это сюда, - показывает, километра 2.
Иду по речке: безликие серые камни. Где тут яшма, сколько надо к ней идти? И вдруг в воде что-то полосатенькое: вот она дорогая- попалась! Через десяток метров- скалы. Брызгаю воду и во всей красе - Ревневская, разных оттенков серозеленоватого: плавно кривые и замысловато-ломаные полосы и полоски. Пособирал отдельные кусочки, кое что отбил молотком, всего немного: идти по песчаным увалам нелегко.
Вышел на лесовозную, показал сторожу находку. Он непонимающе посмотрел; завтра расскажет лесорубам о странном деде из Москвы. По лесовозной шагаю тяжело, но с внутренним удовлетворением: побывал на месторождении знаменитой яшмы. Иду без отдыха часа два; ноги заплетаются, успею ли на автобус? Километрах в двух от колхозного поселка догоняет лесовоз; с облегчением вытягиваю натруженные ноги в его свободной кабине.
Вернулся в гостиницу таким уставшим, что не хотелось есть. Дежурная принесла чай и стало полегче.
Из Змеиногорска поехал в знаменитую Колывань - колыбель обработки алтайских яшм.
Самая большая ваза Эрмитажа, диаметром около 5 метров, из Ревневской яшмы, обрабатывалась на Колываньском камнерезном. В Колывани сохранился пруд; энергия его воды когда- то вращала шлифовальные станки. В дни моего посещения завод выглядел жалким. На одном из станков я видел в обработке вазу из красно- белого порфира, диаметром в полметра. Стояла линия по обработке кабошонов; на её оправках были наклеены заготовки из ревневской яшмы и белоречита.
Мишка прошёл недавно.
Яшма Ревневская, месторождение под Змеиногорском.
Колыванская камнерезная фабрика.