Стив Миджет - эксперт в области мокуме гане, поэтому чтобы рассказать немного о сути техники и ее истории, следует обратиться к его книге «Мокуме гане: всестороннее исследование». Если поверхностного описания вам недостаточно, обязательно прочитайте эту монографию.
![](http://www.fdgold.ru/typo3temp/pics/9e76157ade.jpg)
Мокуме гане - древнее японское искусство обработки металла, которое позволяет создавать удивительные узоры на поверхности изделия. В процессе используются металлы различных цветов, которые накладывают один на другой слоями, соединяя в одну ровную поверхность. Затем мастер обрабатывает текстуру таким образом, чтобы в определенных местах был виден каждый из слоев, число которых может достигать 25. Такая обработка металла - искусство само по себе, но другой формой искусства является изготовление из этого материала ювелирного украшения.
![](http://www.fdgold.ru/typo3temp/pics/910bf612c9.jpg)
Изучая эту технику, Стив наткнулся на публикации Хироко Сато и Юджина Майкла Пиановски. Благодаря их работам известно, что изобретатель техники - Денбей Шоанми. Он работал на японского феодала в XVIII веке, изготавливая мечи. Мастер обнаружил, что нежелезные слоистые материалы можно соединять, чтобы формировать узоры по аналогии с политурой и соединенными пластинами стали. Денбей применил принципы кузнечного дела для создания мокуме гане. Эта техника передавалась от мастера к ученику и первоначально использовалась только для изготовления мечей. Позже (когда именно - неизвестно) японские умельцы стали использовать ее в декоративных целях.
На данный момент самый успешный мастер мокуме гане - японский кузнец в 9-м поколении Норио Тамагава. Он использует традиционные методы, которые были тщательно изучены Пиановски.
Вооруженные этими знаниями, Пиановски вернулись в Америку, чтобы продолжить первопроходческую работу в этой традиционной технике. В 1980-х Стивен Кретчмер и Юджин Пиановски начали смешивать по этому принципу золото разных цветов, создав таким образом целое направление деятельности.
![](http://www.fdgold.ru/typo3temp/pics/1509eba437.jpg)
С тех пор было проделано много работы с другими металлами, более глубокими познаниями в металлургии и технологическими преимуществами, такими как автоматизированные печи для обжига с цифровым управлением. Все это сделало XXI век самой захватывающей вехой в истории мокуме гане.
Существует довольно много разных подходов к работе в этой технике, и хотя у самых именитых мастеров есть индивидуальные предпочтения, многие взгляды они разделяют. Главные же различия заключаются в том, каким образом соединяются слои металлов, например пайкой или диффузионной сваркой.
Процесс пайки заключается в соединении подогретых и покрытых припоем слоев нескольких металлов контрастных цветов. Диффузия в твердом состоянии полностью скрепляет металлы при достижении температуры их плавления. Диффузия в жидком состоянии - самый распространенный метод, как сегодня, так и в начале истории техники. Металлические части в месте соединения формируют третий слой, образованный их сплавом, который прочно скрепляет заготовки.
![](http://www.fdgold.ru/typo3temp/pics/007d29a313.jpg)
В мокуме используется четыре вида металлов: медь, серебро, золото и платина. Их разрезают на небольшие квадратные пластины, очищают, складывают в бруски.
Один брусок представляет собой стопку слоев металла разного цвета, соединенных в одну заготовку. Главное - прочно скрепить металлы, сохранив при этом четкость и обособленность каждого цвета. Этому мешает избыточно или недостаточно высокая температура, и найти необходимый баланс - сложнее, чем кажется.
Существует также проблема несовместимости металлов. Существуют заведомо удачные сочетания, но эксперименты не возбраняются.
После изготовления бруска начинается ковка, после которой он уменьшается примерно на 15%. Затем - обрезка и чистка краев и доведение до необходимой толщины. После этого можно приступать к созданию узоров, количество которых, теоретически, не ограничено. Для этого применяется ковка, резка, закручивание и долбление зубилом - метод зависит от того, какого рода изделие мастер собирается изготовить. Иногда для узоров применяют кислоту, которая позволяет снять некоторую часть металла с поверхности. После полировки можно, наконец, оценить результат кропотливой работы.
Материал предоставлен :
http://www.fdgold.ru