The Orb на фестивале "Вселенский разум" 7 июля

Aug 06, 2012 18:15



Ну вот теперь можно. Можно публиковать мою статью для нижегородской газеты "Селёдка", что вышла в свет уже на днях. Название выбирал впотьмах, поэтому не серчайте!

"Пробуждение русского ленивца"

- Если бы у многих людей, которые сюда приезжают, были бы аквапарки, диснеленды, дискотеки вокруг больших городов, они бы сюда и не сунулись, что в общем-то правильно, потому что не все получают то удовольствие, за которым они сюда едут. Это никак не может быть массовым искусством, - теребя стаканчик торопливо беседует со мной главный вдохновитель, архитектор и куратор фестиваля «Вселенский Разум» Николай Полисский. Это крупномасштабное мероприятие проводилось в этом году на месте известного «Архстояния» - мультимедийной выставки современного искусства, которое соединяет в себе элементы зодчей культуры и модернизма с эстетикой палаточного лагеря и энергетикой Вудстока.




Бычок остался с прошлого фестиваля "Архстояние", однако, стоит, не падает.

После остановки в столице Дзержинского района Калужской области - деревне Кондрово - мы двинули по пыльной дороге сквозь брошенные дома и запущенные сады к местечку Никола-Ленивец. Но внезапно посреди поля наш автобус остановился. Водитель, обернулся к пассажирам: "Счастливо оставаться. Ведите себя хорошо". И был таков. Просмеявшись, первой спохватилась худощавая девушка: "Рома, у тебя есть права? - Трава здесь не поможет", - не расслышав вопроса, отвечал сосед справа. Но тут дверь кабины снова открылась и на место водителя сел грузный хмурый мужик, завёл машину и под гробовую тишину в салоне тронул дальше.

Нас выгрузили напротив Инфоцентра, который был создан специально для ответов на вопросы отдыхающих. Судя по информативности ответов, волонтёры работали за очень ленивые деньги.

- Они не художники, просто работают здесь, готовят всю эту еду. То есть для этой деревни, для Николы-Ленивца, это такой градообразующий принцип. Местные жители таким образом себе и жизнь как-то обеспечивают, и им очень интересно. Это искусство, которое помогает людям жить. И мне кажется, это правильно. Я бы добавил, что искусство как искусство уже не тренд, а искусство - это то, что помогает жить и делает жизнь интереснее, веселее, - Николай Полисский уже окружен не только нами, но и телекамерами, поэтому стаканчик в его руке дёргается ещё нервнее.



Дорога от кэмпинга до основной сцены "разума" занимала без малого 20 минут пешего шага.



Тот самый "Huge Brain", он же "Вселенский разум", главная сцена фестиваля. Ночью живописно переливалась всеми цветами разом.



А я и не сомневалcя

Поросшая невысокими деревьями поляна располагалась вокруг искусственного озера, через которое был перекинут деревянный мост. Почти везде уже стояли палатки, бегали дети, курили и пили взрослые. Чтобы не терять время зря, мы сразу расположились рядом со странным строением, детской игровой площадкой, которое скорее было похоже на старый бабушкин сервант о трёх этажах. Я отправился на поиски туалета и отыскал его поблизости душа - места пикантного и удивительного. Он был полностью прозрачным. Кто-то потом сказал, что разглядел целых пять сисек. А почему нечётное количество? Да потому что одну мыли мочалкой - ответил кто-то. Темнело, мы спешили в бар. Оказалось, что на "Вселенском Разуме" не действуют рубли. Их заменяют Ленивцы - специально разработанная валюта разного достоинства, однако, со схожим курсом по отношению к американскому доллару. Синие и зелёные бумажки с изображением основных архитектурных объектов фестиваля были с лихом обменяны на пиво. Двести ленивцев на одну бутылку.

Основные события фестиваля проходили на трёх локациях - гигантской поляне с площадью около гектара; неком Городище, что располагался в лесу и на плавучей сцене, на реке Угра, что текла около заброшенного кладбища и церкви. Не долго думая, сначала мы отправились на поляну к "Вселенскому Разуму", по дороге встретив архитектурные объекты уцелевшие с предыдущих "Архстояний" - ворота с вырезанными на них слепням и гигантского быка, на круп которого можно было забраться по старой, но ещё крепкой лестнице. Основные же работы Разума поражали - дюжина пятиметровых башен-истуканов симметрично располагались на поле и скорее напоминали космодром, нежели предметы зодчей культуры. Завершал композицию витиеватый необъятный мозг, на котором и располагалась основная сцена. По настоящему сильное впечатление "Разум" оставил во время открытия фестиваля, в сумерках, когда под шумовую музыку он начал пульсировать и будто распухать - настолько продумано работала световая аппаратура.

- Я строил эти работы в течение двух лет. Однако будущее их ещё не определено. Скорее всего они отправятся в Сочи, но только бумаги ещё увы не подписаны, - Полисский поправляет бороду, - В одном я уверен - их сжигать мы не будем, как делали с другими произведениями в прошлом.

В Городище мы спустились после полуночи. Тёмная дорожка туда была устлана тысячами светодиодных лампочк, создававшивих по истине сказочное впечатление - тропа усеянная светлячками, ведёт тебя сквозь бурелом вперед, к кострищу, теням и громкому ударному уханию. Здесь проходило "Камлание Перельману", тетральный перформанс лаборатории Театрика. Десяток полуголых мужиков стучали по барабанам, девушки водили хоровод, затаскивая в самую гущу зрителей, а руководительница действа декламировала несвязные смыслом цифры и манифесты математическому торжеству. Со стороны смотрелось неплохо, но весьма рафинировано и даже стерильно - не хватало какого-то безумия, шизофрении, ароматизированных палочек, на худой конец, так, для смеху. Но самой главной инсталяцией фестиваля всё же принято считать саунд-арт проект "Молчание Лжёт" Дмитрия Морозова. Вам выдают специальные радио-приёмники, настроенные на одну частоту, и вы бродите с ними по всем локацям фестиваля, но радиозвук постаянно изменяется. Например, на кладбище из динамика приёмника с вами пытаются разговаривать усопшие, в лесу вы слышите свист ночных птиц и хруст палок вперемешку с криком совы и воем волка. Заслушавшись и засмотревшись на происходящее вокруг, мы-таки пропустили представление на плоту.



Самое главное событие в жизни - я втиснут промеж The Orb. Лысый - Алекс Патерсон, волосатый - Фил ле Гонидек



ОНИ в действии

Главным событием фестиваля было бесспорно выступление британского электронного дуэта The Orb. Выпустив свой дебютный альбом в 1991 году, группа сразу же совершила революцию в музыке, стартовала с высших позиций чартов и тут же удостоилась чести закрывать крупнейший британский фестиваль Гластонбери. Их концерта в России ждали давно - в прошлом году, например, отменилось сразу два. И вот наконец я смог увидеть живых легенд воочию, услышать музыку отцов амбиент-хауса, великих кудесников космического звука и тёплого вайба. Чёрт дёрнул меня прогуляться до бара, где я внезапно встретил The Orb воотчию - Алекс Патерсон и Фил Ла Гонидек только что отоварились жидкостью на местные ленивцы. Выпучив глаза от радости, я подбежал к музыкантам и, перебросившись несколькими фразами, попросил "лишь одно фото". Если честно, беседу поддерживать я уже не мог - от волнения позабыл все английские слова, вяло лепетал опухшим языком и производил впечатление полного идиота. Через полчаса они уже появились на главной сцене фестиваля, прямо у гигантского пульсирующего разума, и с первых секунд аккуратно, не спеша, начали расплясывать толпу. Мозг коллектива Алекс Патерсон поначалу старательно прятался от публики под козырьком кепки. The Orb то лихо раскачивали поляну слабой долей и эхами даба, то вводили в транс своими проверенными хитами "Blue Room", "Little Fluffy Clouds", "Toxygine". На радость поклонникам, которых здесь было тоже предостаточно, дуэт сыграл аж четыре новые песни с грядущего альбома, который был записан при участии гуру всего реггей и изобретателем даба Ли "Скрэтч" Перри. Спустя час Патерсон уже плясал у вертушек, попивал шампанское, и всячески дразнил публику ужимками и подмигиваниями. Я ни на секунду не останавливался, дрыгался и прыгал, мокрый от пота, осипшим голосом подпевал знакомым семплам. На рассвете, по истечению почти трёх часов живого выступления Алекс уже нацепил на себя очки сноубордиста и двинулся в атаку - на "Вселенский Разум" обрушились раскаты сверхскоростного рейва, у меня открылось второе дыхание, ноги завязались узлом, и дыхание перехватило. Прихлёбывая прямо из бутылки игристое вино, The Orb завершили выступление "Redemption Song" Боба Марли, кланяясь и благодаря. Уже в лагере я обнаружил, что обгоревшая на солнце кожа, лопнула от танцев, ноги перестали слушаться, а сон всё не шёл.

image Click to view


Крошечный кусочек выступления на память. Я плясал, Машка снимала, за что ей спасибо.

СПРАВКА:
«Вселенский Разум» - фестиваль, возникший в 2012 году в деревне Никола-Ленивец Калужской области. Главный архитектор и вдохновитель действа Николай Полисский также известен такими работами как «Снеговики», «Большой Адронный Коллайдер», фестиваль «Архстояние» и др. Идея проекта возникла из будничного просмотра телевизора, в ходе которого художник узнал о строящемся где-то суперкомпьютере - искусственном интеллекте. Чтобы устрашающий компьютер не беспокоил мирное население, Николай Полисский решил непременно построить в Никола-Ленивце его деревянный противовес - нечто огромное, сложное, но не техногенное, а человечное и теплое. Получился “Вселенский разум”, который сам художник называет “мозг”. Инсталляция заняла большое поле на территории Никола-Ленивца рядом с проектом 2009 года “Границы Империи”.

Сокращённая и отредактированная статья в газете "Селёдка" лежит ТУТА
Все фоточки, что я отснял можно посмотреть ТУТА
Previous post Next post
Up