Начиная снимать на плёнку, невольно сталкиваешься с экспериментами. Ищешь подходящие плёнки для конкретных условий, колдуешь с химией и временем проявки. Особое место у плёночников занимает так называемая "просрочка", плёнка с истёкшим сроком годности.
Мне пару лет назад досталось приличное количество неизвестной мне плёнки. Известно было только то, что она хранилась в ужасных условиях, была чёрно-белой. Колдуя с экспозициями, я вывел, что ИСО у неё около 16 единиц. Проявляя это чудо стандартным Д76, у меня стал вопрос цены этого процесса, ведь помимо качества которое чередовалось от хорошего до полнейшего Г, многие плёнки были вовсе не пригодны для съёмки.
И тут я вспомнил про прекрасный альтернативный процесс проявки в кофе.
В интернете куча разных рецептов подобного зелья. Лично я вывел для себя идеальное сочетание.
И так, нам понадобится: обычная пищевая сода и кофе любой марки (Гуру пишут, что лучше всего нескафе голд, но я, если честно, разницы с другими марками не заметил).
1. В тару, равную по объёму с проявочным бачком, заливаем тёплой воды, температурой примерно 70 градусов.
2. Засыпаем две чайные ложки соды и хорошо размешиваем, я сыплю с горкой (сколько это в граммах я не знаю, не мерил).
3. Добавляем 4 ложки кофе (тоже с горкой) и перемешиваем до полного растворения.
4. Дав отстояться 10 минут, я в это время обычно запихиваю плёнку в бачёк, заливаем в него готовый раствор.
5. Ставим таймер на 40 минут, погружаем бачёк в тазик с тёплой водой, стараясь поддерживать температуру около 45 градусов (я просто добавляю кипяток из чайника). Перемешивать желательно каждые 2-3 минуты по одному разу в каждую сторону. Делать это нужно аккуратно, т.к. лично у меня эмульсия от этого зелья начинает плохо держаться на основе и может пооблезать.
6. По истечению времени проявки, сливаем всё в раковину и хорошо промываем в холодной воде.
7. Фиксируем стандартным способом.
8. После фиксации важно обращаться с плёнкой как можно деликатнее, т.к. до высыхания эмульсия остаётся пластичной. Я сушу просто повесив в ванной.
Данный способ позволяет получить "высокодуховные" фотографии с просроченной плёнки за сущие копейки. Ко всему прочему он даёт огромные просторы для эксперимента из-за своей дешевизны)
Собственно примеры снимков, часть я сканировал в Ч/Б, но большую часть в цвете, это уже как говорится , на вкус и цвет...
Цвет.
Тут видна проступившая вуаль, антивуалентом я тогда не пользовался.
Ушло в зелень.
А тут в красноту, это связанно с режимами работы сканера.
Скан в Ч/Б режиме. Как видно, часть информации пропадает.
Больше я к Ч/Б не возвращался, только если обесцвечивал после сканирования в редакторе.
Самый удачный кадр, как ни странно, получился на выдержке около минуты.
Из обработки в основном только ресайз. Сканировал на Plustek 7600iSE.