Подводный мир

Jul 08, 2010 09:46

Подводный мир - это не только иная среда обитания. Это иные законы - там Вы можете «парить» и «летать», иные жители - здесь Вы уже не царь природы, иные ощущения - это не родная для человека стихия, даже для того, чтобы просто оставаться на месте нужно прилагать усилия.







Подводная фотосъемка характерна двумя особенностями: во-первых, водная среда имеет физические и оптические характеристики, отличающиеся от воздушной; во-вторых, чтобы хорошо снимать нужно уметь хорошо плавать. Помимо этого есть еще и ряд трудностей сопровождающих этот, набирающий популярность, жанр. С чем же придется столкнуться фотографу, пожелавшему опуститься на дно морское в поисках новых впечатлений и ярких кадров?





Начать подготовку к фотосъемке нужно с выбора оборудования для подводного плавания и получения навыков передвижения под водой - основная задача подводного фотографа весьма банальна - не утонуть. Только после того, как Вы освоите подводную стихию, можно переходить непосредственно к фотоискусству.





Основная разница в технике съемки под водой и съемки на суше заключается в разных физических свойствах этих двух сред. Как говорилось выше, различие в том, что вода примерно в 800 раз плотнее воздуха. Из этого следует:

1. Каждые десять метров воды в глубину «съедают» один из цветов спектра. Напомню его: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. То есть на 10 метрах исчезает красный цвет, на 20 - оранжевый, на 30 - желтый и так далее. Так как большая часть подводных съемок проходит на глубине до 30 м, то можно представить воду как один большой сине-зеленый фильтр. И здесь начинающего фотографа подстригает серьезная ловушка. На такой глубине из спектра исчезают теплые цвета, но человеческий мозг, выравнивая цветовой баланс, компенсирует их потерю и фотограф «видит» полноценную цветную картинку. Аналогию можно провести с флюорисцентным освещением: при съемке все предметы будут окрашены в зеленый цвет, а для человеческого глаза они остаются разноцветными. Такого мощного компенсатора цвета как мозг, в фотокамерах, к сожалению, нет, поэтому в подводной съемке используется другой компенсирующий инструмент - фотовспышка, которая помогает решить две основные задачи: выравнивание цветового баланса и решение проблемы недостатка освещения.







2. Потеря энергии луча света, прошедшего через толщу воздуха в 5 километров, соответствует потерям света прошедшего через 1 метр воды! Хорошо, когда на поверхности яркий солнечный день, а если пасмурная погода и небо затянуто облаками? Время экспозиции под водой увеличивается в разы от того, что было на суше. Эту проблему так же решают импульсные осветители.









3. Из-за обилия в воде различных микроорганизмов и взвеси, поднятой самими дайверами или течением, видимость в воде может сокращаться до 1-2 метров, а бывает, что и падает до нуля.









В таких условиях предпочтительным вариантом для съемки подводных пейзажей будут широкоугольные объективы или насадки с использованием мощных подводных вспышек. Тут, правда, надо помнить одно правило - какой бы мощности ни была Ваша вспышка, максимальное расстояние до объекта не должно превышать 1.5-2 метров, на большее ее просто не хватит. Поэтому главная задача фотографа - как можно ближе подплыть к выбранному объекту. При этом не зависимо от объекта съемки, будь то человек, затонувший корабль, коралловая кочка или акула, передний план не только будет освещен, но и заиграет всеми цветами радуги, а задний будет расписан черно-синей палитрой и плавно уйдет в черноту моря. Отсюда вытекает и разножанровость сюжетов, снятых при помощи широкоугольника. Кто-то любит снимать затонувшие корабли (wreckships) и данная категория так и называется - «Рэк» или «Wreck». Кто-то любит снимать крупных морских животных: акул, мант, черепах, тюленей или громадные стаи рыб - категория «Морские животные». Кому-то милей подводные пейзажи с великолепными коралловыми садами или вертикальными «стенками», отвесно уходящими в бездну. Хорошо, если в этих сюжетах в кадре присутствует человек - модель или случайно подвернувшийся дайвер. Во-первых, это сильно оживляет композицию, а во-вторых, это еще одна категория подводной фотографии - «Человек и море». Очень эффектно смотрится под водой обнаженная натура. И что характерно для жанра «Ню» - это, пожалуй, самое сложное направление в подводной съемке. В первую очередь для модели! Фотограф обеспечен запасом воздуха в баллоне и утеплен гидрокостюмом, а каково его «русалке»??? Мало того, что ей постоянно приходится нырять на задержке дыхания, так ведь еще и вода холодная! Какая бы ни была ее температура, теплопроводность воды в десятки раз больше, чем у воздуха, и уже через 20-30 минут модель покроется гусиной кожей, а глаза покраснеют от соли. Согласитесь - не очень привлекательное зрелище.

Статья из журнала "Фотодело" №6 2007 г.









Десять советов по фотосъемке рыб.

1. Смотреть в глаза. Приближайтесь таким образом, чтобы рыба смотрела на вас по крайней мере одним глазом, но все же лучше двумя.
2. Глаза рыб очень красивы, но возможность поймать их цвет зависит от угла под которым свет вспышки освещает глаз. По возможности делайте несколько снимков одной рыбы.





3. Старайтесь показать типичное поведение рыбы, такое как чистка, маскировка, спаривание, сражение. Получая больше, чем просто животное на картинке, вы делаете снимок более интересным для зрителя.





4. Рыбы среднего размера не подходят для объектива со стандартным фокусным расстоянием. Если животное дает вам достаточно приблизиться, используйте широкоугольные объективы. Такие снимки дают зрительную перспективу и большую глубину резкости.





5. Акулы и манты в открытом море очень сложные объекты с их темными спинами и белыми животами. Никогда не используйте TTL. Выбирайте диафрагму и выдержку с учетом естественного освещения и используйте вашу вспышку на низкой мощности, только в качестве заполняющего света.





6. Если естественное освещение недостаточно, вы можете использовать длинные выдержки. Используйте вашу вспышку как обычно, но увеличьте выдержку до 1/15 или 1/8 секунды. Получившиеся, в результате, не резкими плавники или хвост создадут впечатление движения или скорости.





7. Фотосъемка рыб требует знаний их поведения и условий жизни. Чем больше вы о них знаете , тем легче вам их будет найти и тем ближе вы к ним сможете приблизиться.





8. Вам нужно большое терпение с одной стороны и умение быстро плавать с другой. Избегайте громоздкого снаряжения когда ныряете, чтобы снимать рыб.





9. Для фотосъемки большинства рыб две вспышки имеют мало смысла и могут мешать когда нужно плыть быстро. Вторая вспышка полезна только если животное позволяет вам оставаться близко достаточно долго для того, чтобы установить свет сбоку или сзади него.





10. Большие рыбы такие, как большая белая или китовая акулы обычно плывут близко к поверхности, где много естественного света. В таких ситуация избегайте использования вспышки. Даже в прозрачной воде она создаст рассеяние и ваш снимок никогда не будет так же четок, как без нее.





Previous post Next post
Up