1. Думаю, это совершеннейшая утопия. Сейчас невозможно создать ребенку естественных условий, стало быть не следует ожидать от него поведения, какое могло бы быть при естественных условиях. К примеру, в "природе" люди жили большими семьями, вокруг ребенка постоянно были бабушки-дедушки-тетки-дядьки-братья-сестры, а не одна только мама. Мама не могла постоянно только носиться с ребенком и думать о его потребностях и желаниях - она как молодая рабочая сила управлялась по хозяйству, обходила скотину, огород, стирала, готовила на семью, а детьми большую часть времени занимались бабушки-дедушки либо старшие дети. Но и дела у взрослых были совсем другие, чем теперь. Ребенок изначально видел очевидный смысл и целесообразность этих действий, и он с самого начала мог к этим делам подключаться: кормить животных, делать что-то по хозяйству вместе со взрослыми. И вовсю работал естественный отбор: непослушные детки, которые не держались со старшими, просто гибли. Люди не парились воспитанием - они просто жили. Если дите что-то делало не так - это исправляла розга. Мамины воспитательские инстинкты распределялись не на одного, а на троих-десятерых детей. Темп жизни был другим, не было такой спешки, и не было столько условностей, как сейчас (типа в какой руке держать вилку и нож, как не испачкаться на прогулке или не влезть в лужу и т.д.)
Сейчас условия жизни изменились, задачи воспитания изменились, поэтому не стоит хвататься за дарвина, а решать задачи так, как того требует жизнь.
2. Не манипуляции, а педагогические приемы и дипломатия. Еще и вам посоветую книгу Элизабет Пентли "Воспитание дисциплины без слез". В нете скачать нельзя, поищите в книжных магазинах. Первый пример, который пришел в голову: младший (2,5)стал категорически отказываться ходить на горшок после полугода успешного пользования. Мочим штаны. Можно заставлать и ругать, можно "забить" и ждать, пока пройдет, а тем временем стирать запачканные штаны. Но можно использовать то, что он сейчас много придумывает и фантазирует. Мы вместе придумали золотую рыбку, которая живет в "родничке" (унитазе) и каждый раз выглядывает мальчика, когда ж он ей подольет свежей водички. Это игра, и он ее принял. Писять не идет. А к "своей рыбке" идет сам, без принуждения. Пентли предлагает много прекрасных приемов, как склонить ребенка к сотрудничеству, не ламая его воли.
3. Я плохо сформулировала: это вы сами должны сформулировать, почему говорите ребенку "нет" - и для себя, и для него. Ребенок пока не объяснит - он руководствуется только эмоциями, а родители должны суметь выявить истинную причину (устал, голоден, болен, не получил желаемого, просто не в настроении и т.д.), и "плясать" от этого. Пентли советует озвучивать ребенку причину того, что с ним происходит: "Ты рассердился из-за того, что...", "Ты, видимо, устал и не хочешь ......" и предложить выход их ситуации. Если делать это постоянно, дети учаться разбираться в том, что с ними происходит, и контролировать свое поведение. А главное - видеть понимание своих родителей и доверять им.
1. я согласна по сути что нельзя сделать невозможное и вырастить ребенка не в том мире в котором мы находимся. но... во-первых исправление поведения розгами это явно не из того примера естественности о котором идет речь. у ледлофф на детей не только руки не поднимали, но даже не разговаривали с ними строго, и при этом они подстраивались под жизнь родителей а не качали права. хотя бог знает их не было необходимости так сильно ограничевать - одежду не запачкаешь, за неимением её, под машину не попадешь. все эти условные правила и непонятные одергивания создают для ребенка стресс, который нужно так или иначе выпустить, и в этом наверно и лежит корень "ужасного двухлетки" кричащего свое "нет!".
но все-таки если бы мы были готовы просто махнуть рукой на природу и на свои идеалы, и просто жить согласно современным условиям, мы бы не были фонатегами :) нам ведь кажется что что-то было стоящее в том естественном подходе, иначе зачем мучиться и идти в разрез с общественно-принятыми нормами воспитания? джосеф чилтон пирс пишет что ребенок которого постоянно одергивают и не пускают изучать мир так как его тянет древний инстинкт теряет не только душевное равновесие, но и бОльшую часть интеллектуальных возможностей заложеных в нем природой. для меня это достаточно страшная перспектива чтобы попытаться из шкуры вон вылезти и попробовать создать ребенку естественные условия в совершенно неприспособленом для этого мире...
2. про рыбку замечательно :) да, с игрой получается чаще чем без неё. нужно придумать как вспомнить про игру в напряженных ситуациях, и найти для этого силы и вдохновение когда нервы уже срываются.
3. как раз с ситуациями "нет" я справляюсь. ребенок действительно чудно покладистый - мне почти всегда хватает только мягко сказать "не делай так пожалуйста", и может быть отвести его руку в сторону. когда он все-таки расстраивается и устраивает скандал (с драматическим паданием оземь) я обьясняю что он огорчен потому что..., я это вижу и сочувствую, готова его утешить и пожалеть, но конфету все-таки есть нельзя, ага.
гораздо сложней с ситуациями когда говорит "нет" он сам :)
1. Когда мы с детьми отдыхаем летом на даче - их не видно и не слышно, они поглощены своими делами - а в рамках участка они могут творить, что хотят. Могут бегать голышом, плескаться в корыте или в лужах после дождя, валяться на травке, прыгать и кричать в свое удовольствие, ловить и исследовать разных насекомых, пастись в малиннике, рубить с папой дрова для костра - да все, что угодно, и нам с ними настолько легче! Истерик просто НЕТ! Потому, что нет ограничений, и они находятся в своем естественном состоянии.
Дома детям бывает скучно, несмотря на игрушки, их нужно искуственно занимать, придумывать им игры и развлечения. Дома куча вещей, которые нельзя трогать. Дома родители заняты делами, в которые трудно вовлечь ребенка. На улице они должны ходить за руку (дети это ненавидят!), не могут копошиться в мусоре и грязи - их пускают в узкий коридор из правил, в который им нужно втиснуть всю свою живость, энергию, любознательность. И они естественно постоянно реагируют, натыкаясь на препятствия. Поэтому мамы, конечно же, могут максимально раздвинуть эти границы для ребенка, но для создания естественных условий нужно просто уходить из социума и перебираться жить куда-то в глухую деревню или, как минимум, в пригород, чтобы был свой дом и клочок земли с садом.
Мне нравится то, что вы пишете. :) Хочу добавить: "Если дите что-то делало не так - это исправляла розга" - или сама природа. Не послушался маму - и тебя съели. :=0
Сейчас условия жизни изменились, задачи воспитания изменились, поэтому не стоит хвататься за дарвина, а решать задачи так, как того требует жизнь.
2. Не манипуляции, а педагогические приемы и дипломатия. Еще и вам посоветую книгу Элизабет Пентли "Воспитание дисциплины без слез". В нете скачать нельзя, поищите в книжных магазинах. Первый пример, который пришел в голову: младший (2,5)стал категорически отказываться ходить на горшок после полугода успешного пользования. Мочим штаны. Можно заставлать и ругать, можно "забить" и ждать, пока пройдет, а тем временем стирать запачканные штаны. Но можно использовать то, что он сейчас много придумывает и фантазирует. Мы вместе придумали золотую рыбку, которая живет в "родничке" (унитазе) и каждый раз выглядывает мальчика, когда ж он ей подольет свежей водички. Это игра, и он ее принял. Писять не идет. А к "своей рыбке" идет сам, без принуждения. Пентли предлагает много прекрасных приемов, как склонить ребенка к сотрудничеству, не ламая его воли.
3. Я плохо сформулировала: это вы сами должны сформулировать, почему говорите ребенку "нет" - и для себя, и для него. Ребенок пока не объяснит - он руководствуется только эмоциями, а родители должны суметь выявить истинную причину (устал, голоден, болен, не получил желаемого, просто не в настроении и т.д.), и "плясать" от этого. Пентли советует озвучивать ребенку причину того, что с ним происходит: "Ты рассердился из-за того, что...", "Ты, видимо, устал и не хочешь ......" и предложить выход их ситуации. Если делать это постоянно, дети учаться разбираться в том, что с ними происходит, и контролировать свое поведение. А главное - видеть понимание своих родителей и доверять им.
Reply
но все-таки если бы мы были готовы просто махнуть рукой на природу и на свои идеалы, и просто жить согласно современным условиям, мы бы не были фонатегами :) нам ведь кажется что что-то было стоящее в том естественном подходе, иначе зачем мучиться и идти в разрез с общественно-принятыми нормами воспитания? джосеф чилтон пирс пишет что ребенок которого постоянно одергивают и не пускают изучать мир так как его тянет древний инстинкт теряет не только душевное равновесие, но и бОльшую часть интеллектуальных возможностей заложеных в нем природой. для меня это достаточно страшная перспектива чтобы попытаться из шкуры вон вылезти и попробовать создать ребенку естественные условия в совершенно неприспособленом для этого мире...
2. про рыбку замечательно :) да, с игрой получается чаще чем без неё. нужно придумать как вспомнить про игру в напряженных ситуациях, и найти для этого силы и вдохновение когда нервы уже срываются.
3. как раз с ситуациями "нет" я справляюсь. ребенок действительно чудно покладистый - мне почти всегда хватает только мягко сказать "не делай так пожалуйста", и может быть отвести его руку в сторону. когда он все-таки расстраивается и устраивает скандал (с драматическим паданием оземь) я обьясняю что он огорчен потому что..., я это вижу и сочувствую, готова его утешить и пожалеть, но конфету все-таки есть нельзя, ага.
гораздо сложней с ситуациями когда говорит "нет" он сам :)
Reply
Дома детям бывает скучно, несмотря на игрушки, их нужно искуственно занимать, придумывать им игры и развлечения. Дома куча вещей, которые нельзя трогать. Дома родители заняты делами, в которые трудно вовлечь ребенка. На улице они должны ходить за руку (дети это ненавидят!), не могут копошиться в мусоре и грязи - их пускают в узкий коридор из правил, в который им нужно втиснуть всю свою живость, энергию, любознательность. И они естественно постоянно реагируют, натыкаясь на препятствия. Поэтому мамы, конечно же, могут максимально раздвинуть эти границы для ребенка, но для создания естественных условий нужно просто уходить из социума и перебираться жить куда-то в глухую деревню или, как минимум, в пригород, чтобы был свой дом и клочок земли с садом.
3. А трехлетний кризис еще не начался...
Reply
Хочу добавить: "Если дите что-то делало не так - это исправляла розга" - или сама природа. Не послушался маму - и тебя съели. :=0
Reply
Leave a comment