В моих полевых записях есть странный фрагмент. У мальчишек одного из малых городов Владимирской области в 1940-е годы было такое развлечение
( Read more... )
Мне не попадалось, но кажется, что это что-то про войну. "Налеты", 22 июня... Явно примешались военные реалии. Когда я была маленькой, среди моих сверстников много ходило разных мифов на военные темы, причем они рождались мгновенно и буквально из ничего. Особенно много их было о солдатских могилах в районе Карадага, где я неоднократно бывала в детстве. Например, про одну все время говорили, что это могила замученного гитлеровцами пионера-героя, показывали какие-то железяки, ему принадлежавшие, итд. Целая куча рассказов была, я уже плохо их помню. Но вот эта связь - война-могилы - прослеживалась совершенно отчетливо.
Да, я тоже подумал, нет ли здесь связи с "22 июня, ровно в четыре часа". Но это Владимирская область. В этом благословенном краю кроме кулацкого восстания 21 года вообще никогда не было войн. И бомбардировок скорее всего не было, потому что это не железнодорожный узел, там нет крупных заводов (ну, текстильная фабрика). Там два милиционера было на весь город. Да и сам информант уверенно объяснял, что "налет", потому что улетело. Так что версия, что слово "налет" навеяно военными сводками, я рассматриваю, но убедительной она мне не кажется. И потом - я не знаю подобных практик - что на летнее солнцестояние мальчишки приходят на кладбище и ждут отлета духа. Пусть даже без слова "налет".
Еще вспомнила, как моя подруга рассказывала - они в пионерском лагере устроили целые раскопки на территории лагеря (тайком, конечно) с целью найти могилы погибших в войну солдат. Почему-то все были уверены, что они там есть. Долго копали. Откопали только какую-то рабочую спецовку, но страху было!
Правильные дети. Раз нашли спецовку - знали, где копать ))) Если серьезно - да, это практики сходные. То есть действия детей на кладбище и в отношении могил. Тут можно выстроить убедительный ряд. Но 22 июня меня тревожит. Конечно, можно предположить, что детьми тех лет 22 июня мифологизировалось как День налетов, но это слишком сложно. И подтверждающих фактов нет. По-моему, связь с купальской обрядностью убедительнее.
Текст о перелете - из А.Н. Афанасьева ("Поэтические воззрения славян на природу" (II, 385)). Если найти его источник, то, возможно, это что-то даст. И еще у Агапкиной можно глянуть про Иванову ночь.
Comments 11
Reply
Так что версия, что слово "налет" навеяно военными сводками, я рассматриваю, но убедительной она мне не кажется.
И потом - я не знаю подобных практик - что на летнее солнцестояние мальчишки приходят на кладбище и ждут отлета духа. Пусть даже без слова "налет".
Reply
Reply
Если серьезно - да, это практики сходные. То есть действия детей на кладбище и в отношении могил. Тут можно выстроить убедительный ряд. Но 22 июня меня тревожит. Конечно, можно предположить, что детьми тех лет 22 июня мифологизировалось как День налетов, но это слишком сложно. И подтверждающих фактов нет. По-моему, связь с купальской обрядностью убедительнее.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И еще у Агапкиной можно глянуть про Иванову ночь.
Reply
Reply
http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/3026/1/00408.pdf
Reply
Leave a comment