О здоровье

Jun 02, 2011 18:48

Моше Фельденкрайз

Этот провокационный текст был опубликован в журнале Dromenon в 1979 году. Dromenon был изданием, связанным с докторами Джин Хьюстон и Робертом Мастерсом, основателями Фонда исследования разума. Хьюстон и Мастерс были лидерами в области исследования сознания и движения за развитие человеческого потенциала. Они были друзьями Фельденкрайза и поддерживали его в первые годы. Хьюстон и Мастерс написали множество книг вместе, включая «Игры разума», «Многообразие психоделического опыта» и в 1978 «Слушая тело: психофизический путь к здоровью и осознанности», основанный на работе Фельденкрайза, для нее доктор Фельденкрайз написал предисловие. [прим. ред.]

Здоровый человек - это человек, который может воплотить свои тайные мечты.

За несколько лет до Второй мировой войны я зарабатывал себе на жизнь, преподавая дзюдо, одновременно работая в Сорбонне с Жолио-Кюри над моей докторской диссертацией по естественным наукам. Одним из моих учеников оказался охотник на диких африканских животных, он пригласил меня к себе домой, где я на несколько минут был оставлен один. Я был ошарашен, когда в комнате появился лев и подошел, чтобы лизнуть меня. Он был привезен в Париж детенышем и вырос до настоящего льва.

Несколько месяцев спустя полиция забрала льва в Парижский зоопарк. Лев шел по улице и плохо видящая старая леди с маленьким пекинесом приняла его за большую собаку и стала гнать по улице своим зонтиком. После отказа от еды и питья в течение 10 дней лев умер в своей клетке. Я сократил историю, опустив детали.





Итак, это было здоровое животное, которое умерло, очевидно, из-за эмоциональной травмы. Но что такое здоровое животное? Если здоровый лев умирает десять дней спустя внезапной перемены в его жизни, что есть здоровье?

Если человеку в течение нескольких лет не требуется медицинская помощь и он не жалуется на боли, является ли он здоровым? Если, с другой стороны, этот же человек живет скучной, неинтересной жизнью с проблемами в браке и совершает самоубийство - здоровый ли он человек? А человек, который никогда не доводит дела до конца тем или иным образом, и продолжает менять работу только с тем, чтобы избежать обязанностей - здоров ли он?

Очевидно, дать определение здоровью непросто. Конечно, будет недостаточно сказать, что не обращение за медицинской или психиатрической помощью является доказательством здоровья.

Что же в таком случае здоровье?

Жизнь - это процесс. Это означает, что то, что происходит с нами, когда мы живем, связано со временем. Все это знают, даже если никто не говорит или не думает об этом. Процесс не может быть остановлен на какой-либо период времени, в зависимости от участвующих в нем сил. И, конечно, каждый знает, что если мозг не получает кислород в течение 10 или 15 секунд, процесс полностью останавливается. Если случайно удается его перезапустить, это уже будет новый процесс и человек никогда не будет таким, каким он был. Если у человека будет достаточно сильное кровотечение, оно может привести к смерти, и сердце, остановившееся по данной причине, нелегко запустить снова. Говоря кратко, любой остановившийся процесс не запустится снова сам по себе. Это относится к любому необратимому химическому процессу или реакции.

Итак, очевидно, что быть здоровым в первую очередь означает, что жизненно важные функции человека должны осуществляться без продолжительных перерывов. Сознание, центральная нервная система, сердце и так далее должны работать согласованно. В этом нет ничего такого, чего мы не знаем.

Очень большие функционирующие системы также являются процессами, зависящими от времени. Любая из очень больших компаний или такие государства являются хорошим примером: Ford, ICI, Philips или любая подобная большая система. Все подобные системы продолжат функционировать в независимости от того, что конкретная фабрика, шахта или город перестанут существовать. Критерием больших систем является размер урона, который они могут понести без прекращения своих процессов.

Далее, человеческая нервная система состоит как минимум из 3.10(10)* частей. Вследствие ее гармоничного функционирования это достаточно большая система, чтобы подчиняться законам больших систем. Здоровье такой системы может быть измерено размером шока, который она может вынести без ущерба для продолжения процесса. Говоря кратко, здоровье измеряется величиной шока, переносимого человеком, при котором обычный образ жизни не нарушается. * [Не совсем ясно из оригинального текста, какое число было использовано. Различные очень большие числа используются, чтобы выразить сложность нервной системы. Одна из оценок, используемых сегодня, 100 миллиардов нейронов в человеческом мозге и 100 триллионов синапсов].

Обычный образ жизни таким образом становится критерием здоровья. Сон, еда, дыхание, изменения погоды, холод, жара, работа - все подвержены большим колебаниям, то есть внезапным потрясениям. Чем здоровее человек, тем легче он восстановит управление своей жизнью после значительного внезапного потрясения, вызванного изменением в одной из жизненных потребностей.

Если подумать, в этом нет ничего такого, с чем было бы сложно согласиться, но мы можем быть удивлены тому, куда это нас приведет. Наша нервная система не рождена такой, какой она есть, когда мы становимся взрослыми. Для того, чтобы система начала работать так, как работает у нас, нервной системе необходим окружающий мир. Существует свет различной интенсивности и цветов. Объекты ближе или дальше от нас и так далее. Таким образом наши глаза сначала должны научиться видеть точно трехмерный объект в двухмерной картинке. Если коротко, нашей системе необходим специальная часть мира для обучения языку.

Но есть и более фундаментальные проблемы. Система вмонтирована посредством сенсорных и кинестетических органов во внешний мир. Недифференцированная нервная система в процессе роста становится более дифференцированной, чтобы более точно взаимодействовать с внешними объектами. К чему это приводит в практическом смысле?

Это означает, что мы должны учиться разделению в отношении функций, т.е. отделять наши ощущения от чувств. Ребенок, видящий красный объект, имеет ощущение красного, потому что объект не имеет значения для него до тех пор, пока ребенок не вырастет и не узнает, что это за объект. Звук барабана, услышанный в первый раз, вызывает ощущение чего-то ошеломляющего, ощущение кинестетического потрясения. Только позже, после множества подобных потрясений, различение ощущения и слышимого объекта приведет к тому, что человек будет слышать и воспринимать барабан. Аналогичное различение кинестетического ощущения от внешних объектов, которое может влиять на наш вкус, тактильные ощущения, восприятие запахов, а также уже упомянутые ощущения, будет постепенно происходить.

Все подобные дифференциации не происходят со всеми органами чувств согласованно, и каждый ребенок, безусловно, имеет полностью индивидуальную историю развития, поэтому некоторые люди воспринимают внешний мир преимущественно визуально, некоторые аудиально, некоторые тактильно или кинестетически. В реальности большинство людей имеют чувства и ощущения, дифференцированные в различной степени.

По-видимому, не является очевидным то, что все мы можем визуализировать или слышать объект, когда мы его представляем или когда мы вспоминаем опыт, который привел к дифференцированию. Это в равной степени относится ко всем остальным чувствам.

В конечном итоге именно это обучение знанию окружающего мира посредством наших чувств формирует нашу нервную систему. Длинный и сложный подобный процесс обучения не может быть идеальным или безошибочным у всех людей. Также как существуют самые разные рыбы в море, также существуют самые разные люди. Некоторые вырастут и сформируют свой собственный способ отношения к миру в условиях безопасности, с хорошей наследственностью и в различные периоды роста человеческой цивилизации и культуры. Другие не столь удачливы.

Некоторые из тенденций каждого из нас останутся тенденциями на всю нашу жизнь. Они никогда не были дифференцированы, чтобы иметь какое-либо практическое использование для действий и реакций в окружающем мире... у каждого человека, когда он вырастает есть тайные мечты. Наша культура, родители и образование заставляют нас отказываться от таких мечтаний, как инфантильных и не подобающих реалистичному взрослому человеку. Мы постепенно подавляем их и начинаем стыдиться говорить о них. Но, к счастью, так делают не все из нас. Некоторые чрезвычайно удачливые люди преуспевают до такой степени, что воплощают свои мечты в реальность - а некоторые находят свое вдохновение в других занятиях, избегая принимать свои мечты всерьез.

Я не уверен, что обрисовал проблему достаточно ясно. Позвольте мне, однако, сказать, что здоровый человек - это такой человек, который может жить и воплощать свои тайные мечты. Среди нас есть здоровые люди, но их не очень много.

В нашей культуре жизненный процесс, начинающийся с увеличения дифференциации нервной системы для более точного и полного разнообразия опыта окружающего мира, с увеличивающейся способностью изменять мир в соответствии с нашими намерениями, замедляется и сужается по достижении сексуальной зрелости. После этого система сужает свои связи с окружающим миром как целостностью и специализируется на конкретном аспекте внешних явлений. Мы становимся экспертами в сужении сферы деятельности и опыта. Мы становимся поэтами, боксерами, учеными, политиками, художниками, музыкантами, экономистами, хирургами, танцорами - выбор безграничен. Наше обучение, в этом случае, не связано напрямую с продолжением жизненно важной дифференциации нервной системы через расширение взаимодействия с окружающим миром.

В этом случае мы затрагиваем вопрос о том, что наше образование, такое, как оно разработано, не помогает нам, но наоборот часто ограничивает и направляет нас по пути, не ведущему к здоровью. Мы становимся настолько нездоровы, что уходим на пенсию до достижения биологической старости - мы просто нездоровы. Некоторые наши части - те, что задействованы в формировании нашей деятельности - изношены. Жизненный процесс сужается. Активность все более и более ограничивается для той специальности, в которой мы преуспеваем. Только части нервной системы, жизненно важные для продолжения процесса биологического существования, до некоторой степени развиты.

Даже в нашей культуре некоторым из нас удается продолжать здоровый процесс жизни до преклонного возраста - того возраста, когда нездоровые люди уже дряхлые и больные. Некоторые из наших лучших и самых здоровых людей - которые, между прочим, могут иметь горб или другие изъяны - это такие люди, которых мы считаем артистами. Большинство артистов, будь они сапожниками или скульпторами, композиторами или виртуозами, поэтами или учеными, как хорошее вино с годами становятся только лучше. Заметное различие между подобными здоровыми людьми и остальными состоит в том, что они открыли, интуитивно ли, по гениальному озарению или им посчастливилось узнать у здорового учителя, что обучение - это жизненный дар. Особый род обучения: обучения в познании себя. Они учатся знать «как» они действуют и поэтому способны делать то, «что» они хотят - ярко проживать свои тайные, а иногда провозглашенные, мечты.

-------------------------------------------------------------------------------
http://translated.by/you/on-health/into-ru/trans/
Оригинал (английский): «On Health.» Dromenon, Vol. 2, No. 2, August/September 1979.
Перевод: © vlad8, oZis.

переводы, статьи, Моше Фельденкрайз

Previous post Next post
Up