Временами так и хочется вкусить, ммм… даже не «вкусить», а «сожрать» чего-нибудь вредненького. Что разумом, что сердцем понимаешь - питаться следует правильно, в том числе и духовной пищей. Книги надо читать достойные, «блюдя» высокий художественный вкус. Литература, написанная по компьютерным и настольным играм (даже за авторством профессиональных писателей) - это, де-факто, фанфики, а фанфики высокий вкус портят. Читать их, что объедаться фастфудом; но…
Тусклый лунный свет уже пробился сквозь оконную занавеску, озарив в ночной тиши серебряную дорожку к холодильнику. Спрятавшаяся за кастрюлей разваренной гречки копчёная колбаска не переживёт эту томную ночь. Участь её предрешена. Умиротворяющая ночная идиллия нарушится едва слышимым скрипом открывающейся двери холодильника, вслед раздастся громкое отвратительное чавканье, знаменующее свершение черного дела. Возможно… по утру душу обуяет чувство глубокого раскаянья, но сейчас… сейчас, стоя босыми ногами на холодному полу кухни и, словно оборотень, взирая на белобокую луну в ночном небе ты наслаждаешься блаженным чувством насыщения. Насыщения «вредненьким». Жадное чрево удовлетворено, временно. Аналогично нельзя оторваться и от фанфика, когда голодная душа не насытилась уже трижды пройденной игрой. Чувство прекрасного, безупречный вкус, подтянутый живот… да гори оно всё огнём!
Справедливости ради должен сказать, трилогию «Путеводный камень» за авторством Кейт Новак и Джеффа Грабба я прочёл до того, как у меня появился персональный компьютер, и я сыграл в ролевую игру «всех времён и народов» - Baldur’s Gate 2, сделанную на основе знаменитой настолки Dragons&Dungeons.
По факту мое знакомство со вселенной Forgotten Realms началось именно с книг, а не игр, и было это на рубеже 1999-2000 годов. В школьные годы трилогия мне очень понравилась, хоть (по традиции книжных магазинов того времени) я начал чтение серии фактически с конца. Вначале купил третью книгу, не зная, разумеется, что она третья, позже достал в букинистической лавке вторую. Первый том я прочёл годы спустя, уже когда появился Интернет. В те суровые годы было модно не пугать детей (и кошельки их родителей) нумерацией книг. Считалось, это отпугивает потенциальных покупателей.
С возрастом вкусы меняются. Я давненько поостыл к «пафосно-героическому» фэнтези; но недавно, трясясь на верхней полке поезда, везущего меня по нескончаемой Карелии, я прочёл трилогию заново и могу сказать - книги мне до сих пор нравятся.
Нынешний Я солидарен с Я прошлым. Романы, конечно, уже старенькие (книги написаны в период с 1988 по 1991г.г.), но до сих пор читаются и воспринимаются «на ура».
Трилогия «Путеводный камень» представляет собой добротное классическое фэнтези по вселенной
Forgotten Realms. Та самая меч и магия без смелых экспериментов и попыток «сказать новое слово». Как ни странно именно это в цикле сейчас и привлекает. Иногда по-человечески хочется вернуться ко временам, когда храбрый рыцарь спасал принцессу из лап коварного дракона; а не ужасный снаружи, но добрый внутри дракон «хитрыми многоходовочками» избавлял принцессу и всё королевство от деспотично-тоталитарного режима морально опустившего рыцаря.
Книги написаны в следующем порядке:
1. Лазурные оковы.
2. Шпора дракона
3. Песнь сауриалов.
Что приятно, каждый роман представляет собой целое и законченное произведение. Трилогию желательно, но, в принципе, необязательно читать в правильной последовательности, чтобы разобраться в сюжете. Каждый роман - это самостоятельная история, хоть все они и связаны друг с другом. Во второй книге даже меняются главные герои.
Центральным персонажем первого романа «Лазурные оковы» стала молодая наёмница по имени Элия. Девушка просыпается утром в таверне после, как она думает, бурной ночи и обнаруживает на своей руке странные магические татуировки. Сперва Элия полагает, будто над ней пошутили друзья, но затем ей приходит осознание, что никаких друзей (во всяком случае, сейчас) рядом с ней нет. С памятью девушки творится полная чехарда, которую нельзя списать на злоупотребление алкоголем. События недавнего прошлого заволакивает туман, однако, Элия хорошо помнит людей, которых, в принципе, знать не могла. Посетив жреца, наёмница узнает, на неё наложили могущественное проклятье. Попытка снять его едва не заканчивается смертью священника. Элии ничего не остаётся, как отправиться к мудрецу. По дороге к наёмнице присоединяется южанин из Термиша - волшебник Акбар и не умеющий разговаривать человекоподобный ящер, которому Элия выбрала имя - Дракон. Позднее, компания друзей пополнится спасенной из лап драконицы певицей-халфлингом Оливией Раскеттл, чей голос так же хорош, как и умение обманывать, подставлять друзей и прикарманивать ценные вещи. Здесь кто-то может поморщиться, резонно сказав, будто перед нами предстаёт уже давно набивший оскомину «квартет»: файтер, клирик, маг и вор. Разве что жрец заменён наёмницей, а ящер, маленький спойлер, окажется паладином. Однако персонажи прописаны интересно и вовсе не кажутся шаблонным. Элия и её друзья оказываются в центре клубка хитроумных интриг, закрученных могущественными силами.
Героц второго романа «Шпора Дракона» молодой дворянин из Кормира - Джиджи Драконошпор. В первой книге он был эпизодическим персонажем. Под воздействием проклятья Элия едва не убила паренька во время празднества, когда Джиджи решил пошутить и весьма талантливо (и на свою беду достоверно) спародировал короля Кормира. Проклятье, наложенное на Элию, приняло Джиджи за настоящего правителя и приказало наёмнице убить человека. К счастью, ничего фатального с дворянином не произошло. Вначале второй книги Джиджи возвращается в родовое гнездо и узнает, что из фамильного склепа украдена шпора дракона - главная ценность его семьи, благодаря которой Драконошпоры и получили свою странную фамилию. По единодушному мнению старших родственников шпора - это «бесполезный хлам». Малоценный антиквариат, дань истории и не более того. Правда… «бесполезный хлам» охраняет могущественный страж - призрак древней драконицы, которая убила бы любого не-Драконошпора, проникшего в семейный склеп. Молодой и наивный дворянин никогда бы не справился с заданием родни и, вероятно бы, скоро погиб в попытках разыскать шпору, но, волею случая, Джиджи обрёл союзников. Сперва Драконошпор наткнулся на милого и симпатичного ослика, на поверку оказывавшегося заколдованной певицей-халфлингом Оливией Раскеттл (единственная героиня первого романа появившейся во втором). Будучи небедным человеком Джиджи обзавёлся волшебным кошельком, поднимающим тревогу каждый раз, когда его берёт в руки посторонний. Однако крики кошелька сильно раздражали окружающих, поэтому родственник Джиджи, могущественный волшебник дядя Дрон зачаровал кошель заново, передав его племяннику со словами: «Вор почувствует себя ослом». Джиджи не понял слов пожилого и чудаковатого родственника, однако, вороватой Оливии встреча с подвыпившим дворянином запомнилась надолго. Позднее, исследуя фамильный склеп, Джиджи наткнулся в подземелье на молодую волшебницу по имени Кэт, которая могла бы стать вором, если бы шпору до неё не украл кто-то другой. Боясь, возвращаться к хозяину после провала миссии Кэт просит Джиджи о защите. Заговоры, интриги и загадки есть в каждом романе трилогии, но история, рассказанная в «Шпоре Дракона», больше других напоминает детектив. Может, из-за этого второй роман я ставлю чуть выше остальных в своём личном топе.
Третья книга «Песнь сауриалов» фактически является продолжением первой, хотя ко второму роману отсылки тоже присутствуют. Элия отправляется в Тернистый Дол, чтобы помочь своему отцу - Безымянному Барду. Могущественный орден арифистов осудил Безымянного. Песни барда были запрещены, а его имя убрано из всех хроник и других письменных источников. Элия, заручившись поддержкой мудреца Эльминстера, пытается добиться смягчения приговора, ведь Безымянный Бард сполна ответил за содеянное. Наёмницу сопровождает преданный ящер-паладин Дракон, которому в третьей книге будет уделено много внимания. Вскоре в Тенистый Дол пребывает Оливия Раскеттл, тоже желающая помочь барду (правда, не столь официальным и благочестивым способом). Чуть раньше в город приезжает и волшебник Акбар в компании своей третьей жены Зары - жрицы богини удачи Тайморы. Чародей юга обеспокоен одолевающими его странными видениями. Акбар считает видения знаками богов, с чем полностью согласна его жена.
Книги написаны и переведены хорошо, читаются без напряжения и с интересом. Лично мне особо импонирует, что, несмотря на наличие очевидного и действительно могущественного Зла, речи об уничтожении мира (как это часто бывает в фэнтези) не идёт. Книги представляют собой увлекательные, захватывающие, где-то веселые, где-то грустные, но всегда хорошо рассказанные истории о героях мира Forgotten Realms. Героях сильных, самоотверженных, но отнюдь не всемогущих и без подарков от богов, а-ля меч «Убей всех». Ведь даже шпора дракона… хотя… без спойлеров!
Рекомендую цикл к прочтению всем любителям классического фэнтези. Для лучшего восприятия желательно знать и разбираться в мире Forgotten Realms, представлять структуру и принципы действия тамошней магии, но это желательно, а не обязательно. Стороннему наблюдателю вселенная может показаться «излишне сказочной» из-за обилия колдунов, мудрецов и жрецов на квадратный метр, но для вселенной Forgotten Realms это норма.
Ждать от романов чего-то выдающего не стоит, но в своей нише это очень качественные книги. Лично мне трилогия «Путеводный камень» от Кейт Новак и Джеффа Грабба понравилась больше романов про Дзирта До’Урдена за авторством Роберта Сальваторе. Хотя здесь, конечно, дело вкуса. Дзирт намного более раскручен и популярен, но это потому что «у хомячка дроу пиар лучше»
PS. Если Вам понравилась моя заметка, приглашаю вас в
свой журнал. По ссылке
Дайджест Вы сможете прочитать самые интересные обзоры, рассказы и статьи за моим авторством.