Ноло Т. Торлуин. Повесть "Тол-ин-Гаурхот".
Произведение, не имеющее аналогов в литературе фэндома. Уж кажется, сколько написано-переписано про поход Берена и Финрода, всё не один десяток раз обыграно и в том ключе, и в другом… Ноло сплетает свою собственную вязь образов, делая главным героем не Финрода, не Берена и даже не Саурона, а… туманы Замка Призраков.
Где та грань, которая отделяет человека от оборотня? Где та грань, где вражий морок переходит в иллюзорное счастье? Где та грань, которую не замечают одни и на которой отчаянно балансируют другие? Где грань между Светом и Туманом? между верностью себе и предательством?
Ведь оборотень - это не тот, кто становится зверем.
Это тот, чьими глазами смотрит туман.
Снята граница между прозой и стихом - пожалуй, всю повесть можно назвать одним огромным стихотворением в прозе. Сняты и границы эпизодов - особенно это хорошо в поединке Финрода с Сауроном, когда читатель ждет, ждет, ждет, что начнется поединок - а потом обнаруживает, что поединок-то давно идет и уже близок к финалу.
И наконец, “Тол-ин-Гаурхот” оказывается единственным представителем жанра “темного дописывания”. Хотя в центре повествования - мороки Крепости Призраков и окутанных туманов лесов, в повести нет и намека на апологетику Темных. Призрачное счастье, которое Тол-ин-Гаурхот дарит своим жертвам, так и остается - призрачным. Автор стоит над собственным произведением, не расставляя ни плюсов, ни минусов.
Удивительно хорош образ Берена, которого долго и старательно пытаются превратить в медведя; до жути пробирает рассказ о мертвых соловьях, встречающих Лучиэнь на мосту Тол-ин-Гаурхота; изо всех призрачных образов не может не запомниться беспощадная (и такая милая!) белка Ленти; и медленно превращающийся в оборотня Келегорм, которому для этого вовсе не надо куда-то уезжать из Нарготронда… Да там много хорошего…
Т-и-Г, часть 1Т-и-Г, часть 2и еще имеется отзыв Амарин
"Плюсы ЧКА без минусов ЧКА, или 'Лейтиан' в тумане"