Страны света

May 18, 2009 12:25

Решил я проанализировать, как в разных языках образуются названия стран света.

Восток-запад - наиболее понятно: солнце всходит (поднимается) и заходит (опускается ( Read more... )

стороны света, золотой фонд

Leave a comment

Comments 31

qtk May 18 2009, 09:52:48 UTC
Насчет всех славянских вы погорячились :)
белоруский: Поўнач, Усход, Поўдзень, Захад
польский: polnoc, wschod, poludnie, zachod
словенский: zachod, vschodu
а так же словацкий, украинский

Reply

alon_68 May 18 2009, 10:20:05 UTC
Я сказал "почти". Там про польский, украинский и белорусский ниже сказано.

Reply


(The comment has been removed)

Re: Осетинский alon_68 May 18 2009, 10:22:04 UTC
Понятно, спасибо.

Значит, осетинское "юг" образовано так же, как и германское.
А "север" - так же, как и семитское "юг". Кому что изнанка :)

Reply


лит. & греч. hist_ling May 18 2009, 10:40:35 UTC
Первое попавшееся: http://lugovsa.net/?p=765&cpage=1
И далее семитские в мн. разборах: http://lugovsa.net/?p=766

Reply

Re: лит. & греч. alon_68 May 18 2009, 10:51:00 UTC
Смешно, что Алекса я виртуально давно знаю, а вот этого не видел, спасибо :)

Reply

Re: лит. & греч. hist_ling May 18 2009, 16:44:21 UTC
Про литовский юг (=полдень) & русский ужин (<южин) Вы и так, думаю, знаете.

Reply


i_eron May 18 2009, 11:06:41 UTC
Да, в литовском vakarai Запад от vakaras вечер, а rytai Восток от rytas утро. Это практически формы тех же слов, есть ещё vakar вчера и rytoj завтра - как и по-русски. Было бы интересно услышать, откуда pietūs юг и šiaurė север.
Анатолия - от восхода, "подняться над", говорит нам http://www.etymonline.com (сам знал, но не помнил :-)).
Как "джануб" связано с "негев"?

Reply

belcantante May 18 2009, 11:24:16 UTC
Pietūs = обед = полдень

Reply

i_eron May 18 2009, 11:37:40 UTC
Да, там значение "юг", скорее всего, первичное. Но откуда это идёт, если копнуть глубже? Rytai и vakarai - органические ("древние") слова в литовском, у первого полно родственных с разными значениями, у второго, наверное, общее происхождение со славянским. А pietūs и šiaurė какие-то "отдельные", у них - только более поздние производные.

Reply


belcantante May 18 2009, 11:17:49 UTC
Еще интереснее, почему во многих языках понятие "юг" связано с полуднем и обедом.

Reply

v1adis1av May 18 2009, 11:20:56 UTC
Просто потому, что в полдень солнце находится на юге (а в полночь -- на севере). Во всяком случае, в северном полушарии.

Reply

alon_68 May 18 2009, 11:44:30 UTC
Это-то очевидно, наоборот, странно, что только поляки до этого додумались :)

Reply

ymi_an_island May 19 2009, 07:01:24 UTC
да ведь по-русски тоже "полночные", "полуденные" страны (и ветра), причем часто в северных говорах, так что вряд ли полонизм, так что наверное общеславянское

Reply


Leave a comment

Up