Штандер, штандер...

Nov 24, 2011 00:54

Вот есть такая детская игра (не буду описывать правила, все и так знают ( Read more... )

детское

Leave a comment

riazhenka November 24 2011, 07:51:12 UTC
Интересно упоминание об этой игре у Чудакова (Ложится мгла на старые ступени):

"Во втором классе делать ему было нечего, уроков он не готовил, целыми днями играя в лапту или “штандер” - игру, которой научил всех Кемпель".

Дело происходит в казахстанском Чебачинске, во время войны, Кемпель был сосланный немец, а до него, стало быть, об этой игре не знали. Конечно, это могло быть просто городской игрой, неведомой в захолустном Чебачинске, но Кемпель приехал из Энгельса - не бог весть какого большого города. Так что, возможно, у игры действительно немецкие корни и как бы не русско-немецкие. Это может объяснять, почему о ней не знают германские немцы.

Reply

snezhkin November 24 2011, 09:02:37 UTC
Два последних предложения или противоречат друг другу, или неявно говорят, что место происхождения игры - "Саратовская область"?

Reply

riazhenka November 24 2011, 09:17:46 UTC
Вообще - Немецкое Поволжье. Что удивительного в том, что в языке немцев Поволжья, веками изолированном от своего прародителя, появлялись свои собственные слова? Где-то я даже читал. что у них сохранились интересные для исследователей фонетические особенности, исчезнувшие в других немецких диалектах.
Но про штандер это, конечно, просто предположение. Никаких доказательств меня нет.

Reply

snezhkin November 24 2011, 09:58:13 UTC
удивление вызывает не самостоятелное развитие "изолята" (это даже мне известный факт), а то, что у поволжских немцев при всей их традиционной замкнутости была достаточно развитая "дистрибьютерская сеть", чтобы разнести название игры по русскоязычному ареалу. и это при условии, что именно они ее (игру) и придумали, поскольку перименовать "чужую" игру и распространить везде "свое" новое название - это еще более удивительная вещь.

Reply

riazhenka November 24 2011, 11:37:37 UTC
Такое распространение хорошо рифмуется с выселением немцев во время войны, но и до войны уж не совсем изолированно немцы жили, в 30-е годы народ по стране основательно шарахался - стройки всякие, то се. А детские игры заразны, как моровое поветрие.
Что ж до вытеснения, то что-то я не вижу свидетельств существования этой игры до войны под другим названием.

Reply

snezhkin November 24 2011, 12:25:58 UTC
Да их на всю АССР было лишь чуть больше трети миллиона. Это как же интенсивно часть из них вместе с играющими детьми должна была "шарахаться" по стране! Вот украинцы шарахалисЯ, опять же белорусы (в Ленинградской области, например, их плотность аномально велика) - их игры мы знаем? Не, сомнительно, что от поволжских.

Reply

riazhenka November 24 2011, 16:06:48 UTC
Что от поволжских, может, и сомнительно. Но в самом распространении игры из одного центра я не вижу ничего удивительного. Во-первых, три миллиона - это очень много. Во-вторых, достаточно одного пацана на город, чтобы показанная им игра заразила весь город, каким бы большим он ни был, а затем инфицировала всю страну. На моей памяти игра в трясучку заражала школу с тысячью человек за неделю.

Reply

snezhkin November 24 2011, 16:12:51 UTC
Не три миллиона, а ТРЕТЬ миллиона.

Reply

riazhenka November 24 2011, 16:38:28 UTC
Извините. Но сути дела это не меняет.

Reply

snezhkin November 24 2011, 16:41:26 UTC
Да, согласен. Вон ниже смотрите: пацаны аж Испанию заразили.

Reply

riazhenka November 24 2011, 16:53:30 UTC
Да уж посмотрел. А что, у нас тоже могли не в круг стоять, а толпой перед водящим?

Reply

snezhkin November 24 2011, 17:02:28 UTC
Да, у нас было именно так. Более того, я никогда никакого круга в этой игре не видел - ни виртуального (условного), ни нарисованного на земле. Думаю, что это правило есть апгрейд от профессиональных массовиков-воспитателей. Хотя, возможно, что мне просто не повезло с кругом. )

Reply

В догонку snezhkin November 24 2011, 17:08:51 UTC
Круг, как средство, уравнивающее начальные условия, практически не имеет смысла, т.к. мяч надо бросать высоко (чтобы успеть убежать самому), но ребенку очень трудно покинуть мяч высоко и в то же время точно вертикально, над центром. На видео это отлично видно.

Reply

Re: В догонку riazhenka November 24 2011, 17:16:48 UTC
Кстати, в отличие от википедских правил испанский ведущи может сделать два или три шага прежде чем бросить.

Reply

Re: В догонку snezhkin November 24 2011, 17:20:31 UTC
Да, два или три. В некоторых наших описаниях игры правила с шагами еще более изощренные. У нас тоже была какая-то бодяга с этим, но я уже точно не помню. Обычно от этих усложнений отказывались из-за их "несправедливости": игроки сильно отличались по росту и ширине шагов

Reply

farraige November 24 2011, 13:01:25 UTC
Происхождение восстановить вряд ли возможно, но о распространении подтвержу: в Казани моего детства игра "штандер-стоп" также была очень популярна.

Reply


Leave a comment

Up